Туризм по губернаторскому счету

В середине июня совет федерации принял в первом чтении изменения к закону об общих принципах организации органов власти , которые призваны значительно расширить полномочия региональных администраций В рамках разработки и реализации программ , направленных на развитие туризма . иными словами , губернаторы получат право самостоятельно , не дожидаясь федеральных “отмашек “, осваивать туристско -рекреационные ресурсы своих территорий и Выделять на это деньги из региональных бюджетов. несмотря на то что законопроекту предстоит пройти еще два положенных чтения , его окончательное принятие сомнений практически не вызывает . В этом уверен и председатель комиссии совета федерации по делам молодежи и туризму сенатор Владимир Жидких, сообщивший подробности нашему журналу .
Владимир Александрович, чем вызвана необходимость принятия подобного закона и кто был инициатором?
– Законопроект выдвинут членами Совета Федерации, если точнее – комиссией СФ по делам молодежи и туризму. Это результат нашей очень, на мой взгляд, плодотворной работы с туристическим сообществом, Российским союзом туриндустрии, ведущими вузами, которые готовят специалистов для туротрасли. Нас поддержало правительство и поддержали регионы, более 70 региональных администраций прислали свои положительные отзывы. А необходимость принятия закона становилась все более очевидной по мере развития туристической отрасли. В России эта отрасль достаточно молодая, если сравнивать с европейскими странами, но она очень быстро набирает обороты и требует эффективной системы государственного управления. У нас же сложилась некая законодательная диспропорция: полномочиями, чтобы заниматься вопросами развития туризма, обладают в данный момент федерация и органы местного самоуправления, муниципалитеты. И получается как бы разрыв между двумя этими уровнями власти, поскольку у российских краев, областей, автономий таких полномочий нет.

– а можно привести пример, когда именно региональная инициатива дала яркие, заметные результаты в плане развития туристской инфраструктуры региона, привела к росту турпотока в этот регион?..
– Таких примеров у меня много. Это и Кабардино-Балкария, и Мурманская область, и Иркутская область, и Республика Бурятия, и Республика Алтай, и Алтайский край… Кстати, я хочу сказать, что сама идея разработки этой законодательной инициативы родилась у нас в Алтайском крае, когда наша комиссия проводила выездное заседание. Мы посещали особую экономическую зону, туристическую, которая создается рядом с рекой Катунь, и увидели, какие плоды приносит инициативная работа исполнительных и законодательных органов власти по развитию туристического потенциала региона. Но, к сожалению, есть регионы, где туризм не является приоритетом, не воспринимается как отрасль, способная внести существенный вклад в экономику, стать фактором экономического подъема. Вот мы и хотели, чтобы у таких регинов стимул появился. Законодательный стимул…
– а какие рычаги получает региональная власть с принятием этого закона – в большей степени политические или финансово-экономические тоже?
– Региональная власть получает право разрабатывать в рамках бюджетного процесса и включать в региональные бюджеты программы по развитию туристического потенциала в регионах. А в стране сегодня, в Минспорттуризме, разрабатывается федеральная целевая программа. Эти программы будут иметь обоснованные стыковки, что приведет к их совместному финансированию – софинансированию прежде всего региональных программ.Вы сейчас видите, как набирают темпы процессы освоения туристических ресурсов, старт которым дали президент России и председатель правительства, – Кавказ, Сибирь, Дальний Восток… Это очень большие процессы, и законодатель должен за ними успевать.– Чтобы понять разницу, скажите, а на каких основаниях раньше формировались бюджеты на развитие туризма в регионах, допустим, рекламные бюджеты, – откуда на них находились деньги? – В некоторых регионах они вообще не формировались. Потому что правовые структуры в администрациях регионов говорили, и вполне обоснованно говорили, что в полномочиях у региона такого вида деятельности нет.

– То есть те, кто это делал, делали на свой страх и риск практически?
– По большому счету, да.
– а как вы относитесь к перспективам Северо-Кавказского туристического кластера, которые обсуждались на недавнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге?
– Мы совсем недавно здесь, в стенах Совета Федерации, принимали делегации из республик Кавказа, в частности, знакомились с программой развития туризма в Кабардино-Балкарии. И убедились, что туризм на самом деле становится приоритетным направлением развития экономики республики. А возможности регионов, я считаю, безграничны. Если выстроить логистику, построить подъемники, отели – люди поедут. Реально поедут.
– несмотря на все, скажем так, сложившиеся стереотипы в плане безопасности?
– Вы знаете, во-первых, это не соответствует объективной действительности, а во-вторых, мы же русские. В Таиланде, к примеру, идет борьба с “краснорубашечниками”, а чартерные самолеты из России переполнены… Но это не касается Кавказа, уровень обеспечения безопасности туриста – будь то гражданин России или иностранец – сегодня на курортах Кавказа я считаю высоким и достаточным. Достаточным, чтобы люди ощущали себя в безопасности.
– а какие-то цифры назывались? Сколько нужно вложить денег в создание этого кластера?
– Сейчас сложно говорить о суммарном объеме необходимых инвестиций, но я назову одну цифру: каждый вложенный рубль в туристическую отрасль приносит семь рублей дохода. Это не только российский, но и мировой стандарт.

– Приносит, но через какое время?
– Туризм – это вообще быстрооборачиваемая отрасль. Потому что она объемна, охватывает множество смежных секторов экономики. Приезжая, человек же не только на подъемник или на пляж идет. Он идет отдохнуть вечером, он должен посидеть за хорошим столом, со своей семьей, со своими друзьями. А это значит, что в процесс создания условий для отдыха вовлекается огромное количество людей. И в мире, в Европе есть целые регионы, которые живут только на доходы от туризма. Поэтому и наши туристско-рекреационные ресурсы все чаще привлекают инвесторов, в том числе иностранных. Ведь вы же смотрите новости, нет-нет да и появляется крупная зарубежная компания, которая ищет на российском рынке партнеров по турбизнесу. Для приобретения или вхождения в капитал. И процессы начались. Сегодня растет интерес к особым экономическим зонам турист с ко-рекреационного типа, количество резидентов таких зон постоянно увеличивается. А это значит, что создаются рабочие места, и заработанные в России деньги люди тратят на реализацию своего конституционного права – права на отдых.

Владимир ЖИДКИХ.

Председатель комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму. Представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области. Родился в 1961 году. Окончил Томский инженерно-строительный институт и Российскую академию государственной службы при президенте РФ. Кандидат политических наук. Почетный профессор Томского государственного архитектурно-строительного университета.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest