Сразу два крупных лайнера – Westerdam из новеньких и уже хорошо известная владивостокцам Costa NeoRomantica пришвартовались у берегов Приморья.
И хоть это не первый случай, когда два судна стоят у причальной стенки морвокзала, но и до постоянства пока далеко. Сегодняшний день – это своеобразное тестирование работы всех служб. Могут ли обслуживать параллельно два судна? Ответ однозначный. Город настроен развивать круизный туризм. Следовательно, все должно быть учтено, никаких тонких мест, все службы должны работать слажено.
Максимум внимания сегодня было уделено «голландцу» Westerdam. Круиз стартовал в Японии в Йокогаме, далее по маршруту заход в пять портов Страны Восходящего солнца и вот Владивосток. В Золотой Рог судно вошло на рассвете. Пассажиры охотно фотографировали панораму города и мосты в лучах восходящего солнца. Аргумент, что «Приморье и Владивосток – это место, где Россия встречает свой день» они поняли в буквальном смысле этого слова.
Заход Westerdam во Владивосток первый в истории и судна, и приморской столицы. По уже сложившейся традиции на борт круизного лайнера во время первого судозахода поднимается представительная делегация, в составе которой представители администраций города и края, Росморпорта, Владивостокского морского терминала. Гостей приветствовал капитан лайнера Марк Дэвид Роудэн.Делегацию края возглавлял губернатор региона Олег Кожемяко.
«Уверен, что и команде, и туристам понравится Владивосток, понравится его неповторимый колорит. Владивосток своим архитектурным обликом несет исторические наследие. На его улицах можно увидеть здания конца 19 – начала 20 века. Но главная особенность Владивостока – это порт. И здесь мы рады принимать гостей из разных стран и с разных континентов. Любой турист обязательно найдет во Владивостоке много интересного: наши мосты – современное творение инженеров, архитектура прошлых веков, центральная площадь города, где объединились все стили и времена. Очень приятно осознавать, что результатом нашей работы, в т.ч. и с зарубежными коллегами, является увеличение количества заходов круизных лайнеров. И мы надеемся еще неоднократно увидеть Westerdam у нас во Владивостоке. Судозаходы всегда положительно сказываются на экономике региона», – отметил в своей приветственной речи глава региона Олег Кожемяко.
Помимо обмена приветствиями, глава Приморья заинтересовался впечатлениями капитана о посещении Владивостока – условия швартовки, проход по акватории, профессионализм сервисных служб, разнообразие экскурсионных маршрутов для туристов. Вопросы задавались эти неспроста – регион настроен поставить работу таким образом, чтобы заходы лайнеров были регулярными.
Капитан лайнера Марк Дэвид Роудэн был немногословен, отметив, что заход в порт оставил хорошие впечатления, швартовка судна была осуществлена профессионально. Что касается членов команды и туристов, то все увезут с собой положительные эмоции. Сами же туристы отмечали интересный облик Владивостока – его мосты, храмы, прекрасную архитектуру, удивительный рельеф, дружелюбие горожан. Чуть позже капитан выразил надежду, что в следующем году судно вновь сможет посетить Владивосток. Состоялся обмен подарками. И капитан судна стал обладателем фотоальбома о Приморье.
Кстати, сам Марк Дэвид Роудэн из династии «морских» волков. В море ходили и ходят его дед, отец, брат, дядя… Старается увлечь морем и кораблями своего 12-летнего сына Луку. Парень учится в Лондоне и пока каникулы, он постигает азы профессии прямо из первых уст. Олег Кожемяко, пожелав парню стать капитаном, даже выразил надежду, что возможно, во Владивосток в будущем зайдет судно, где на мостике будет Роуден-младший. Хотя сам Лука не столь оптимистичен. Для него режим работы отца, когда девять месяцев в море и только три дома, кажется пока не столь привлекательным. Тем не менее было очень приятно наблюдать, как отец ненавязчиво воспитывает сына, показывая ему любовь к профессии, уважение к команде, туристам и гостям на борту судна.
На борту 1900 пассажиров – туристов из Австралии, США, Канады, Новой Зеландии и Японии. Туроператор, продающий круизы на судно, в своей работе стремится к 100-процентой загрузке лайнера. Так пояснил капитан, согласившись, что это было бы идеально. Но на самом деле средний загруз в рейсе составляет почти 98%. И это тоже очень высокий показатель. От общего числа пассажиров почти 90% выходит на берег.
«Мы предложили нашим гостям шесть разных экскурсионных маршрутов. Все началось со знакомства с культурой страны и региона, это в танцах представил танцевальный коллектив «Алиса». А дальше – кто что выбрал. Кто-то отправился по храмам – к Покровскому кафедральному собору, костелу и в православную гимназию. Обзорный тур включал в себя набережную города, Адмиральский сквер, центральную его часть и стоянку на проспекте красоты, откуда можно полюбоваться панорамой города. Еще один тур – это музей ДВФУ и музей Арсеньева с пешеходной экскурсией по центральной площади и местному Арбату. Были желающие, которые выбрали непродолжительную «поездку» по Транссибу. Но самым популярным туром оказалось посещение семей горожан. В общей сложности в гости к владивостокцам отправилось почти 100 туристов. И эти экскурсии были выкуплены самыми первыми», – рассказывает Елена Мамонова, директор турдепартамента компании «А/С», являющейся туроператором по приему круизных лайнеров во Владивостоке.
Знакомство гостей с Владивостоком началось с Welcome ceremony – церемониальный отряд барабанщиц, выступление творческих коллективов, песни о Владивостоке и известные во всем мире «Катюша» и «Подмосковные вечера». Эта программа появилась благодаря слаженной работе морвокзала, Дальрыбвтуза и компаний-операторов, принимающих суда.
«Это очень приятно, когда в порту видишь такое настоящее шоу в момент захода. Это уникально. И сразу показывает радушие и гостеприимство города. Красивые костюмы, великолепные танцы, музыка – ты сразу погружаешься в культуру. Это обязательно надо продолжать. Поверьте, туристы очень ценят такие знаки внимания», – рассказывает Жаклин Кембал из Онтарио. Оказывается, это уже второй визит Жаклин во Владивосток. Первый раз она была в приморском городе почти 11 лет тому назад. «Город очень изменился. Он стал более живым, динамичным, открытым. А ваши мосты – это настоящий символ города. Ими можно гордиться», – делится своими впечатлениями жительница Онтарио.
Хала Аккад из Новой Зеландии выбрала посещение семьи, благодаря «влиянию» своего брата. Он у нее живет и работает в Москве, учит русский язык и безумно любит нашу страну. И в чем же «фишка»? Почему бы не посмотреть на реальную жизнь горожан – их дома, квартиры, микрорайоны. Сама Хала к посещению семьи готовилась основательно. Как говорится «гугл в помощь»: первые слова «здравствуйте», «спасибо», «приятно познакомиться», «приезжайте в гости» употребляла к месту.
Для туристов, которые решили познакомиться с городом самостоятельно, в помощь была информационная стойка ТИЦ. «Карты центральной части города на английском языке с указанием мест посещения, банков, кафе, туристы разобрали буквально за 15 минут. Втроём разошлись гастрономические путеводители. Люди спрашивали по объекты, которые находятся рядом с морвокзалом – кафе, сувенирные магазины, пункты обмена валюты. Интересовались недостроенным храмом на центральной площади Владивостока, спрашивали, как долго его сроят и почему еще не открыли. Но чаще всего задавался вопрос по рыбный рынок», – рассказывает сотрудник ТИЦ Виктория Дмитриева.
Вопрос рыбного рынка оказался весьма актуальным для гостей. В их понимании портовой город, город на берегу моря должен изобиловать рыбой, морепродуктами по доступным ценам. Они внимательно слушали рассказы про различные проекты, гастрономические фестивали, перелистывали картинки с морепродуктами и опять спрашивали: «А рынок-то с морепродуктами и рыбой где?».
«Владивосток становится все более привлекательным городом. Приход судов – это слаженная работа портовых служб, погранконтроля, транспортных компаний, гидов-переводчиков, туроператоров, работающих на прием, отработка всех моментов, чтобы гости чувствовали себя комфортно. Такая работа – это весомый вклад в экономику региона. Поступления в бюджет позволят городу решить вопрос ремонта дорог, морского фасада, повысить его привлекательность в глазах иностранных туристов», – резюмировал губернатор Приморья Олег Кожемяко. Как знать, может часть поступлений в бюджет от судозаходов поможет не только привести в нормальный вид обзорную площадку, но и задуматься о строительстве рыбного рынка. Ведь во многих странах рыбные рынки — это не только место «купи-продай» для местных жителей, но объект посещения туристами.
По окончанию встречи приморский губернатор и капитан судна даже обменялись телефонами, пообещав друг-другу обмениваться информацией. Первая «ласточка» будет в виде видеоролика. Фильм о Владивостоке будут крутить на борту Westerdam, чтобы у туристов возникло желание рассказать о городе своим друзьям и знакомым и даже вернуться сюда для более детального знакомства с Приморским краем.
Второе судно, пришвартовавшееся у причальной стенки морвокзала, – это уже хороша известная владивостокцам Costa NeoRomantica. Общая длина двух лайнеров по борту составляет более 505 метров.
В прошлом году Владивосток посетило почти 13, 5 тысяч круизных туристов. И хотя город принял только 7 лайнеров, их численность была на 500 человек больше показателей 2017 года. В этом году планы более амбициозные – благодаря заходу лайнеров-гигантов компании Royal Caribbean принять почти в 2 раза больше гостей, путешествующих на круизных судах.