МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС «УСАДЬБА АСЕЕВЫХ»
Дом Михаила Васильевича Асеева, известного фабриканта, мецената и общественного деятеля, почетного гражданина города Тамбова, был создан по проекту московского архитектора Льва Кекушева в 1905 году. Столичный масштаб, тонкая деталировка и декоративное разнообразие, а также высокое качество исполнения строительных работ были беспрецедентны. Построенный в стиле модерн, с оригинальными фасадами и эксклюзивными декоративными решениями, дом и сейчас поражает своей оригинальностью, нестандартностью, красотой, изяществом всех элементов.
По мнению экспертов, тамбовский особняк М. В. Асеева — одно из самых насыщенных разнообразным декором произведений Льва Кекушева. В этой работе архитектору удалось создать целостный ансамбль интерьеров с уникальными элементами, созданными по его эскизам: тонкая лепнина, живопись, оригинальные панно, осветительная арматура, встроенная мебель, деревянные полотна отделки и т. д.
К слову, одно из самых красивых зданий Тамбова переживало не самые лучшие времена. Семья Асеевых не долго проживала в этом доме, в 1918 особняк был национализирован, а Асеевы эмигрировали. После отъезда хозяев некоторое время в усадьбе квартировали конные солдаты, которые по воспоминаниям современников поднимались на второй этаж особняка прямо на лошадях – по мраморной лестнице и паркету. После под крышей дворца разместился интернат для детей, а с 1931 года усадьба Асеевых со всеми ее постройками стала кардиологическим санаторием. В главном доме разместились столовая, кабинеты врачей и администрация санатория. В наши дни, после реставрации, усадьба превратилась в Музейный комплекс «Усадьба Асеевых», филиал Государственного музея-заповедника «Петергоф».
На первом этаже особняка располагаются парадный вестибюль, гардеробная, каминная, аванзал, приемная, кабинет Михаила Асеева, диванная, малая гостиная, бильярдная, парадная столовая, Белый зал — самое большое и торжественное помещение первого этажа, предназначенное для приема гостей, проведения музыкальных вечеров, праздничных мероприятий. Интерьеры помещений, сохранившие многие элементы первоначальной отделки, тщательно восстановлены и отреставрированы.
На второй этаж ведет эффектная парадная лестница из белого мрамора. Главное помещение второго этажа — Колонный зал, обрамлением которого служат расположенные по периметру и расписанные позолотой сдвоенные колонны. Стеклянный купол в центре зала наполняет помещение светом и торжественностью.
В музее действуют как постоянные, так и временные экспозиции. Выставка «Род Асеевых» в составе постоянной экспозиции знакомит с ученическими годами хозяина усадьбы в Тамбовской министерской мужской гимназии, учебой в Московском университете на медицинском факультете. Центральное место в экспозиции занимает панно с изображением древа рода Асеевых, на котором представлены родственные связи четырех поколений известной купеческой династии XVIII–XX веков. На выставке также можно увидеть фотографии ближайших родственников Михаила Васильевича, его супруги, детей. Представлены проекты гербов рода Асеевых, составленные петербургским геральдистом В. Е. Белинским в 1915 году в связи с возведением М. В. Асеева «с потомством в дворянское достоинство». Экспозиция знакомит с судьбами некоторых представителей третьего и четвертого поколений рода Асеевых, покинувших Россию после революционных событий 1917 года.
В усадьбе чтят семейные традиции Асеевых, поэтому регулярно проводятся балы, где гости облаченные в парадные костюмы, танцуют вальс и мазурку. Особый интерес посетителей вызывают театрализованные экскурсии по усадьбе, организуемые при участии профессиональных актеров.
Гордостью музейного комплекса является парк, состоящий из елей, кленов, вязов, лип и берез, но главное — дубов. Самому старому из них, черешчатому дубу, более 210 лет. Его высота — 28 метров. В парковой зоне проложены прогулочные тропинки, имеются беседки и скамьи для отдыха, сценическое пространство для концертных программ. Напротив главного входа в усадьбу внимание посетителей приковывает великолепный многофазовый фонтан с динамической подсветкой, увенчанный мраморной копией статуи Венеры Медицейской.
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК С. В. РАХМАНИНОВА «ИВАНОВКА»
«Тихая гавань, куда неизменно стремилась душа С. В. Рахманинова» — так можно охарактеризовать небольшое имение родственников композитора в деревне Ивановка Тамбовской губернии, ставшее ему родным. Крохотное поселение, непримечательный деревянный усадебный дом, окруженный полями и бескрайней степью.
Последний раз музыкант приезжал в Ивановку весной 1917 года. Приехав в сегодняшнюю Ивановку, сложно представить, что прошло уже сто лет. Деревушка по-прежнему похожа на остров в бескрайнем море: вокруг до самого горизонта — степь, распаханная под поля. Для большинства населения современной России — богом забытый уголок. Возможно, именно эта уединенность и манила Сергея Васильевича, вынуждая ежегодно сбегать из шумной столицы в Ивановку.
Хозяева имения Сатины отличались гостеприимством. В имении почти всегда было многолюдно. Там Рахманинов встречался со своими родственниками Сатиными, Скалон, Зилоти, Трубниковыми и друзьями. Рахманинов любил ивановские сады, большой тенистый парк, пруды, чистый воздух и аромат прилегавших к усадьбе полей и лугов.
Старый парк состоял из двух аллей: кленовой и красной. Последняя называлась так потому, что была выложена красным кирпичом. Она начиналась от окон дома и заканчивалась у плетня, который огораживал всю усадьбу. Когда Сергей Васильевич гулял по этой аллее, никто не смел к нему подойти. Все понимали, идет процесс сочинения музыки «в голове», после чего Рахманинов возвращался в кабинет и записывал пришедшее на ум.
Почти все написанное Рахманиновым в последние 17 лет жизни в России прошло через Ивановку. Здесь работал над симфоническими пьесами «Утес», «Остров мертвых», «Цыганское каприччио», над Первой и Второй симфониями, операми «Монна Ванна», «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», «Литургией Святого Иоанна Златоуста», поэмой «Колокола», Первым, Вторым, Третьим, Четвертым концертами для фортепиано с оркестром. В Ивановке Сергей Васильевич написал 24 прелюдии, 9 этюдов-картин, 2 сонаты, 49 романсов.
Особой гордостью, украшением ивановского парка была сирень. Сиреневые «шары» (огромные сиреневые клумбы) были разбросаны по всему парку. Отдельные кусты сирени были посажены даже между плодовыми деревьями в садах. И в наши дни кусты сирени, так любимой композитором, разбросанные по всему парку усадьбы, завораживают красотой и невероятным ароматом.
Имение было уничтожено в годы Гражданской войны. Были разрушены все 24 строения Ивановки, погиб парк. 18 июня 1982 года в Ивановке был открыт дом-музей С. В. Рахманинова, преобразованный в 1987 году в музей-усадьбу, а в 2019 году ставший музеем-заповедником. Экспозиция музея представлена кабинетом А. А. Сатина, библиотекой, бильярдной, гостиной, комнатами В. А. Сатиной и С. А. Сатиной, музыкальным салоном и др.
ДОМ-МУЗЕЙ И. В. МИЧУРИНА
В глубине сада, недалеко от берега реки, стоит небольшой двухэтажный кирпичный домик. В этом доме Мичурин жил с 1900 по 1935 год. Дом ученый спроектировал сам. Он получился небольшим: Иван Владимирович был, во-первых, неприхотлив, а во-вторых, очень маленького роста, ниже 160 сантиметров. На жилом этаже всего четыре комнаты, две из которых — спальни. Первый, полуподвальный этаж — хозяйственный. В доме все вещи подлинные, есть инструменты и приборы, которые смастерил сам Мичурин, его рабочие записи и предметы совсем незатейливого быта. Недалеко от дома растет дуб-великан. Этот дуб ученый, селекционер Иван Владимирович любил особенно.
Интересна история приобретения Мичуриным земли под дом и, главное, питомник. В 1898 году Иван Владимирович купил бросовый участок земли, изрезанный оврагами и ручьями, к тому же холодный. Температура тут была в среднем на 3–5 градусов ниже, чем в городе. Именно это было нужно селекционеру. Именно здесь, а не на жирных тамбовских черноземах культивировал он свои неприхотливые морозоустойчивые сорта, которые потом прижились и на севере России.
В доме есть несколько часов. Иван Владимирович разбирался в механизмах, любил их ремонтировать. Сегодня все часы в музее показывают одно и то же время — девять часов тридцать минут, а на стенном календаре вот уже много лет не меняется дата: 7 июня 1935 года, дата и время смерти ученого.
ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Тамбовский краеведческий музей — один из старейших в России, основан в 1879 году. У истоков главного тамбовского музея стояли видные ученые и общественные деятели Тамбова того времени: Э. Д. Нарышкин, С. Н. Чичерин, Л. А. Воейков и другие. Первые музейные комнаты размещались в здании городской публичной библиотеки, а затем в Доме Общества народных чтений (современное здание картинной галереи). Музейные собрания формировались за счет частных пожертвований, а также путем тематического сбора. Основой музейной коллекции стали материалы по археологии, этнографии, собрание древних рукописей, оружия и т.д.
До революции в Тамбове существовало несколько музеев, в 1918 году все они были национализированы. Чуть позже, в 1922 году, из коллекций этих музеев стал формироваться один общегубернский музей, разместившийся в бывшем торговом доме купца Шоршорова.
Позже музей переехал в здание Спасо-Преображенского собора, где он просуществовал довольно долго, до 1994 года, пока храм не был передан верующим. Тогда же в истории краеведческого музея начали писаться новые страницы. Под музейные площади было передано здание бывшего Дома политического просвещения, построенное в 1959 году в духе классических особняков с колоннами и барельефами по фронтону.
В наши дни фонды музея насчитывают более 120 000 единиц хранения, среди них коллекция русской печатной гравюры XVIII—XIX веков, коллекция китайских и голландских декоративных ваз второй половины XVIII—XIX веков, палеонтологическая коллекция беспозвоночных животных и коллекция горных пород.
ДОМ-МУЗЕЙ Г. В. ЧИЧЕРИНА
Старинный деревянный особняк, построенный в стиле русского классицизма, до революции являлся главным зданием городской дворянской усадьбы семьи Чичериных.
В середине XIX века семья Чичериных проживала в своем имении в селе Покрово-Чичерино. Когда возникла необходимость обучения Георгия в тамбовской гимназии, Василий Николаевич Чичерин решил купить в Тамбове дом и остановил свой выбор на деревянном особняке с мезонином, расположенном на Большой улице (ныне Советской). Дом, купленный в 1877 году, был отремонтирован, обставлен мебелью. Здесь прошло детство Георгия Васильевича Чичерина, выдающегося дипломата и талантливого государственного деятеля. В наши дни в бывшем барском доме разместился Дом-музей Г. В. Чичерина.
Архитектурный ансамбль музея иллюстрирует вид типичных городских дворянских усадеб XIX века. В девяти музейных комнатах выставлено более 3000 экспонатов: экспозиция документов, рукописей, книг, предметов обихода и личных вещей членов семьи Чичериных. Воссозданные интерьеры помогают понять характеры людей, живших в этом доме.
В Зеленом зале (мужской гостиной) представлен уголок гостиной дома Чичериных в усадьбе Караул. Комнату украшают портреты Б. Н. Чичерина и А. А. Чичериной работы художника В. О. Шервуд. Белый зал представляет собой музыкальную гостиную, в центре которой находится черный рояль фирмы «Гетц». Украшением гостиной является мемориальный черепаховый шкаф с бронзовой инкрустацией.
Малиновый зал или женская гостиная — место, где Жоржина Егоровна, мать будущего наркома иностранных дел СССР, встречала своих гостей или занималась с детьми. В этом зале представлен рабочий кабинет Г. В. Чичерина в народном комиссариате иностранных дел РСФСР, на стене висит портрет Чичерина кисти художника Е. В. Рябинского.
Особое место в доме — Голубая комната. Это была столовая, домашний театр или «елочная». В этой комнате готовили декорации, шили театральные костюмы, сочиняли сценарии. На Рождественские праздники дети готовили представления, сами украшали елку.
Экспонаты Кремового зала рассказывают о последних годах жизни Чичерина. В витринах выставлены бюст Моцарта работы К. Я. Малофеева и книга Георгия Васильевича Чичерина «Моцарт».
В мезонине когда-то были детские комнаты Георгия, брата Николая и сестры Софьи. Экспозиции, представленные здесь, дают представление о прежних маленьких хозяевах этих уютных комнат.
Семья Чичериных была известна своими культурными традициями. Сам Георгий Васильевич, помимо своей основной дипломатической деятельности, имея незаурядные способности, занимался музыкой и оставил после себя значительные труды по теории и истории музыкального искусства. В доме-музее проводятся тематические театрализованные экскурсии на русском и французском языках, музыкальные вечера, регулярно организуются исторические и мемориальные выставки, посвященные истории рода Чичериных, биографиям его видных представителей.