В ПРЕДДВЕРИИ ЛЕТНЕГО СЕЗОНА КРУПНЕЙШИЕ ГОСТИНИЧНЫЕ ОПЕРАТОРЫ ЖДУТ НЕБЫВАЛОГО НАПЛЫВА ТУРИСТОВ В СОЧИ. ГОТОВА ЛИ НЕДАВНЯЯ СТОЛИЦА ЗИМНЕЙ ОЛИМПИАДЫ К КУРОРТНОМУ СЕЗОНУ? ОБ ЭТОМ И МНОГОМ ДРУГОМ КОРРЕСПОНДЕНТУ «ОТДЫХА В РОССИИ» ЕКАТЕРИНЕ ЛЮЛЬЧАК РАССКАЗАЛ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР СЕТИ ОТЕЛЕЙ CARLSON REZIDOR В РОССИИ ТОМАС ХАГЕМАНН
-Томас, расскажите, пожалуйста, про вашу группу отелей в России. Вы ведь уже 23 года работаете на российском рынке…
– Да, в России компания Carlson Rezidor работает с 1991 года. Тогда мы открыли здесь первый отель «Radisson Славянская» и стали одним из первых международных гостиничных операторов, вышедших на российский рынок. На сегодня Carlson Rezidor является лидером по количеству номеров в России, странах СНГ, Прибалтики – под ее управлением 75 действующих и строящихся отелей на 18 783 номера. В России компания управляет 27 гостиницами на более чем 8000 номеров. За последние 7 лет отельный бизнес развивается динамично, особенно в Москве и Петербурге. Множество туристов приезжают в Россию. Но пока поток желающих, к сожалению, ограничен визовым режимом. Впрочем, Россия, безусловно, один из самых перспективных туристических рынков. Десятки тысяч людей посещают вашу страну не только с целью попутешествовать, но и по делам. А это огромный сегмент наших клиентов. Поскольку мы одна из лидирующих отельных групп, то активно осваиваем российские просторы. Недавно был открыт отель Radisson Blu в Челябинске. Еще один из проектов – отель в Геленджике, который будет конвертирован из уже построенной гостиницы.
– Расскажите про ваши стандарты.
– Международные стандарты сервиса едины для всех отелей сети независимо от города: будь то в Москве, Сочи, Париже, Риме или Лондоне – все сотрудники работают в рамках единой философии обслуживания «Yes, I can!». В российских гостиницах доступны международные программы, например, отели Radisson Blu предлагают концепцию для проведения эвентов «Эволюции мероприятий». Эта концепция и ее элементы (к примеру, инновационная концепция питания «Пища для ума») доступны и в сочинских гостиницах бренда Radisson Blu.
– С вашей точки зрения, какие регионы в России наиболее перспективны для развития отельного бизнеса?
– Наши отели уже представлены как в центральных, так и в региональных городах России. На данный момент российское «портфолио» Carlson Rezidor насчитывает 14 городов: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Сочи, Челябинск, Астрахань, Великий Новгород, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Мурманск, Одинцово, Петрозаводск и Ярославль. В самых ближайших планах – открытие отеля Radisson Blu в Москве при аэропорте «Шереметьево», также готовится к открытию гостиница Park Inn by Radisson при питерском аэропорте «Пулково». Отели при аэропорте с полноценной инфраструктурой для проведения встреч и мероприятий – это вполне успешная практика для Европы, где, к слову, мы являемся лидерами в данном сегменте. В крупные города всегда слетаются люди со всех концов мира для проведения переговоров и деловых встреч. С открытием новых гостиниц Radisson Blu в «Шереметьево» и Park Inn by Radisson в «Пулково» гостям не нужно тратить массу времени, чтобы добраться до центра города, так как встречи можно будет проводить непосредственно в отеле при аэропорте, в комфортных переговорных комнатах международного класса. Это очень удобно.
– А что с курортным направлением? Как развивается ваша сеть на Черноморском побережье?
– Пока еще трудно говорить, что принесет нынешний сезон, подождем до сентября. Со своей стороны будем делать все возможное, чтобы привлечь максимум туристов в Сочи.
– Кто в основном приедет в нынешнем сезоне в Сочи? Ожидается ли приток иностранных туристов?
– Нет. В основном наши клиенты – россияне. Сейчас в Сочи насчитывается более 20 тысяч номеров и апартаментов на любой вкус и кошелек. Поэтому Сочи смогут принять граждан с самыми разными возможностями и запросами. Отели Radisson Blu больше рассчитаны на туризм премиум-класса.
– А Сочи смогут конкурировать с популярными у россиян курортами Турции и Египта?
– Безусловно. У нас есть отели в Турции, Греции. И я могу сказать, что курорты Сочи для россиян ничуть не менее привлекательны, чем зарубежные пляжи. Благодаря международным гостиничным операторам сервис в Сочи вышел на серьезно более качественный уровень. Город действительно готов предложить туристам отдых совершенного иного качества, чем это было несколько лет назад!
– Инфраструктура Сочи этому способствует?
– В последнее время в развитие города было вложено колоссальное количество средств. И не зря. В Сочи открыто множество дорог, путей сообщения. 10 минут – и вы на береговой линии. За 50 минут с жаркого побережья можно попасть в Сочи-центр. Очень удобное транспортное сообщение. Очень красивая набережная-променад. С точки зрения инфраструктуры все подготовлено идеально. И теперь только остается привлечь людей, которые смогли бы воспользоваться этой инфраструктурой.
– Туристический рынок в России стал доступнее? Ведь многие наши граждане до сих пор предпочитают ехать в пакетные туры за границу, чем путешествовать по России.
– Почему? Совсем нет. В Сочи россиянам не нужно получать визы, нет языкового барьера, здесь прекрасный климат с 300 солнечными днями – Сочи находится на одной широте с Каннами. Не нужно привыкать к смене часовых поясов, лететь на другой край света. Несколько часов – и вы купаетесь в Черном море. Кроме того, цены в Сочи будут очень привлекательны для российского туриста.
– Вы как-то сотрудничаете с российскими властями для продвижения Сочи в качестве российского туристического центра?
– Не могу сказать, что мы тесно сотрудничаем, но очень бы этого хотелось. Государственная поддержка для развития туризма просто необходима. Было бы полезно создать Конвенционное бюро, занимающееся привлечением посетителей, организовывающее большие конференции, мероприятия – такие как Кубанский экономический форум. Сочи должны стать главным российским центром проведения массовых мероприятий. Там осталась прекрасная инфраструктура от Олимпиады, и ее нужно использовать. Например, все олимпийские объекты могут использоваться как площадки для масштабных международных мероприятий и конгрессов.
– В основном вы рассчитываете на российских туристов. А что нужно для привлечения иностранцев?
– Во-первых, сделать более удобные и дешевые перелеты. Во-вторых, необходимо облегчить процедуру получения виз. Да и интереса особого к Сочи пока нет. Иностранцы могут приехать в Сочи к какому-то грандиозному событию. Например, следующего притока мы ожидаем к «Формуле-1». Но в России очень трудно путешествовать. Нужно собрать массу документов для визы! Иностранцы лучше полетят в Дубай, где можно получить визу по прилете. А в России все очень долго. Нужно обращаться в специальные агентства, платить 200 евро за их услуги. Европейцы такие траты не понимают.
– В связи с напряженной политической обстановкой интерес ослаб еще сильнее?
– Иностранцев в Сочи всего 2%. Это слишком малая доля, чтобы за нее бороться. На данный момент политическая ситуация, наоборот, играет Сочи на руку. Российские туристы будут выбирать отечественные курорты не только из-за политической ситуации, но и из-за резко выросшего курса евро. Путешествие за границу становится сейчас дорогим.
– А как развиваются другие курорты Краснодарского края?
– Довольно привлекателен Геленджик, туда удобно добираться из аэропорта Краснодара. Но с точки зрения инфраструктуры на мировом уровне находятся только Сочи.
– А что насчет недавно возвращенного черноморского курорта – Крыма? Этим летом довольно много россиян собираются поддержать своими сбережениями экономику района и отдохнуть в Ялте и Коктебеле.
– Пока что-то конкретно сказать не могу. Поживем – увидим.
– Сколько рабочих мест создано вашей сетью?
– Мы трудоустроили около 700 человек. Rezidor – один из самых крупных работодателей в Сочи.
– С местными властями легко работать?
– Все очень забюрократизировано. Все, что касается тендеров, контрактов – очень много договоров, актов о приеме и сдаче и прочих бумаг. Это очень осложняет работу. Но такова ваша система. И мы работаем исходя из обстоятельств. Например, в нашем сочинском отеле есть юрист. В Европе нам этого просто не нужно. Но с коррупцией мы не сталкивались. Вообще, иностранцу попасть в такую ситуацию сложно. Меня никто не просил что-то заплатить или дать взятку. Тем более генеральные менеджеры подписывают код этики.
– А сами вы отдыхаете в Сочи?
– За два года, что я в Сочи, сполна насладился морем и солнцем. В Сочи я работаю, а отдыхать езжу в Германию, к семье. Но знаю на личном опыте, Сочи – прекрасное место для того, чтобы провести там свой отпуск.