Старые и малые. Здоровые и недужные. Богатые и едва сводящие концы с концами. Все они год за годом приходят в Великорецкое. Чтобы испытать и понять себя. Почтить святого Николая, сотворившего здесь чудо. И чтобы целый год потом жить с ощущением счастья. Сто пятьдесят километров пути в оба конца. Шесть дней под палящим солнцем и проливным дождем. С ночевками под открытым небом. В отсутствие уже ставших привычными «удобств». Долгий путь, измеряемый не только километрами, но и натертыми мозолями. Слезами от усталости. Чувством неспособности пройти его от начала и до конца. Но…
В новейшей истории России уже более 20 лет подряд в начале лета десятки тысяч паломников со всей страны собираются в Кировской области. И пешком идут крестным ходом через деревни вдоль реки Великой, останавливаясь на молебны и водосвятие. Идут, зачастую неся на себе тяжелые кресты и иконы. Испытывают свою плоть, стараясь возвысить дух. В этом году во Всероссийском Великорецком крестном ходе участвовали 25 тысяч, а на торжественной литургии в селе Великорецком присутствовало около 40 тысяч человек.
По преданию, начало традиции крестного хода связано с обретением образа святителя Николая на берегу реки Великой крутицким мужичком Семеном Агалаковым. Однажды он увидел в лесу сияние лучей, пробрался через чащу и нашел у небольшого источника образ святителя. Первое чудо от иконы произошло там же, в деревне, когда, приложившись к чудотворной иконе, исцелился крестьянин, который не мог ходить. Люди, узнав о творящихся чудесах, стремились побывать на том месте и возблагодарить Бога за дарованную им святыню. Спустя некоторое время духовенство и градоначальники Хлынова (теперь – Киров) обратились к жителям великорецких деревень с просьбой перенести икону в город. Забирая ее, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону на берега реки Великой – к месту ее явления. Так появилась одна из самых древних и величественных традиций Вятской земли – Великорецкий крестный ход.
А самой иконе в 2011-м исполнилось 628 лет. Рядом со мной идет молодая женщина. С ней – сын-подросток. Знакомимся. Елена приехала из Москвы и идет этот крестный ход уже в четвертый раз. Каждый раз – с сыном. «Первый раз пошли, когда ему было восемь лет, – на ходу рассказывает она. – Кто и как только не пугал нас трудностями! Да, крестный ход ими полон, но это такая школа в познании своих немощей, себялюбия и эгоизма! Иногда кажется, что здесь ты попадаешь совсем в другую эпоху и страну». Оглядываюсь. Нескончаемая вереница людей тянется на километры. Вблизи она пестрит персонажами, каждый из которых заслуживает внимания. Вон там, с ангельским лицом, семенит девочка лет семи. Устала, едва поспевает за родителями. Видно, что на ее глаза наворачиваются слезы, но терпит. Рядом, широко шагая, споро движется седовласый мужчина, лицо которого украшает кудрявая борода. Одна из длинноватых штанин, чтобы не мешала, закатана. Присматриваюсь – протез. А чуть в стороне идет группа, судя по возрасту и одежде, студентов. Идут в непривычной для себя тишине, изредка нарушаемой вопросами о питье. Ни скабрезных шуточек, ни мата. Но самое главное – лица и глаза. Видеть одновременно столько одухотворенных лиц и блестящих глаз не приходилось никогда.
Вокруг – удивительно красивые люди. Несмотря на жару, усталость и прочие путевые трудности, все будто только что встретились с чудом. Или наверняка рассчитывают увидеть его в самое ближайшее время. «Те, кто был на крестном ходе, потом плачут и жалеют, что он уже закончился, – пишет сопредседатель Союза писателей России Владимир Крупин. – Он особенный и ни с чем несравнимый. Обстановка настолько благодатная, что усталость уходит на второй план, а возникает удивительное чувство братской любви». В этих ощущениях он далеко не одинок. «Вернулся из Великорецкого уже в пятый раз, – рассказывает в Интернете Павел. – Днем шли в самое пекло, а по ночам промокали под ливневыми дождями. Значительную часть пути прошел босиком, но ноги сбил не сильно. За последний год, как оказалось, нагрешил на две солидные мозоли. Бывало и больше». «Самое удивительное в этом крестном ходе – какие-то несвойственные современным людям доброта и учтивость по отношению друг к другу, что никогда не встречается в обычной жизни, – отзывается другой участник. – Здесь не чинят давок у святого источника, но молятся за своих и врагов, распевают псалмы, величают друг друга «брат» и «сестра». Эта огромная атмосфера всеобщей любви вполне объяснимо исцеляет души и плоть многих страждущих».
В этом году в крестном ходе участвовал и новый архиерей, архиепископ Вятский и Слободской Марк – 3 июня он шел наравне со всеми. А губернатор Кировской области Никита Белых специально взял один день отпуска, чтобы пройти с ходоками от Кирова до села Макарье. В своем блоге он написал: «Может быть, когда-нибудь пройду и весь ход, пока не могу себе позволить на несколько дней выпасть из работы». Паломники о нем перешептывались поощрительно: «Хоть и бывший либерал, а молодец, что в ход пошел». Окунувшись в Великой и испив водицы из святого источника, я, как и десятки тысяч других паломников, отправился в обратный путь, чтобы доставить икону Николая Чудотворца в Киров, в Свято-Серафимовский кафедральный собор. И уже в городе, рассматривая мозоли и вспоминая эти трудные шесть дней, поймал себя на мысли: на следующий год я снова обязательно пойду в Великорецкий крестный ход. Потому что хочу встретиться с водами Великой рядом со святым источником, к которому стремятся десятки тысяч таких же, как я.
Список экипировки
Коврик туриста: примерно 180х60х10 см.
Рюкзак: широкие лямки, желательно поясничный ремень.
Обувь с мягкой и толстой подошвой.
Полиэтиленовая пленка или плащ.
Одежда: куртка, двое брюк, свитер, желательно термобелье, женщинам – верхняя юбка.
Спальный мешок (t до 0 °С).
Пластиковая бутылка или фляжка 1,5 л.
Деньги: минимум 500 руб. на человека.
Прочее: туалетные принадлежности, средства от загара, котелок, небьющаяся посуда, лекарства, мобильный телефон и пр.
Дополнительная экипировка: солнцезащитные очки, складная багажная тележка, портативный примус, портативные рации, палатка.