Теплоход как машина времени


Путешествие по российским рекам полно особого очарования. Душевная природа средней полосы и неброская красота старинных провинциальных городов, освобождает от напряжения и каждодневной суеты. Время замедляется, из путешествия по старине российской возвращаешься спокойнее и добрее. Хотя и остается чувство грусти от того запустения, с которым приходится сталкиваться в некогда богатых и великих городах русских.

Предлагаемые туроператорами круизы по рекам России делятся на две категории. Есть продолжительные путешествия, на 7–16 дней, с остановками в старинных русских городах и с серьезной экскурсионной программой. Короткие маршруты, менее 7 дней, в основном посвящены отдыху на природе, упор в них делается на развлекательные программы, хотя порой туристов радуют и экскурсиями.
Различаются и круизные теплоходы – от многопалубных гигантов до небольших двухпалубных судов. Например, построенные в Германии четырехпалубные лайнеры “Николай Чернышевский”, “Александр Радищев” и “Нижний Новгород” отличаются повышенным комфортом. На борту – шесть кают класса “люкс”, десять “полулюксов”, двадцать одноместных и десять трехместных кают. На судах работают аниматоры, которые без устали развлекают детей и взрослых.

На таких теплоходах, как, например, “Георгий Чичерин”, “Леонид Соболев”, “Константин Симонов”, есть сауна, солярий, музыкальный салон, кафе-бар.

Самые мобильные – двухпалубные теплоходы, построенные на европейских верфях, например “Салават Юлаев” (180 пассажиров), “Василий Чапаев” (168 пассажиров) и “Бородино” (90 пассажиров). Они имеют небольшую осадку и легко передвигаются по мелководным рекам.

Между Петербургом и Москвой

По словам туроператоров, самый популярный из маршрутов по рекам и озерам России – это Москва– Санкт-Петербург. Летом по этому маршруту курсируют более 50 трех- и четырехпалубных комфортабельных теплоходов. Подобные путешествия очень привлекательны и для иностранных туристов.
На самом деле под названием маршрута скрывается большое количество различных вариантов. Путешествие может быть в один конец с посадкой либо в Москве, либо в Санкт-Петербурге, а может – “туда и обратно”. Одни теплоходы спускаются по Волге ниже Рыбинска, предоставляя туристам возможность посетить Ярославль и Кострому. Другие заходят на реку Свирь и останавливаются в поселке Свирьстрой, и тогда у туристов появляется возможность посетить Александро-Свирский монастырь. Порой теплоход делает остановку и в деревне Мандроги – тогда пассажиров ждет пикник на природе и знатная рыбалка. Маршруты к северу от Санкт-Петербурга могут быть и с остановкой в Петрозаводске. В самом городе на Неве стоянка занимает день или два. Так что выбор самый широкий – у любого из этих путешествий есть своя “изюминка”.
Так, например, 11-дневное путешествие (от 20 500 рублей) с отплытием из Санкт-Петербурга пройдет с остановками в Угличе, Горицах, Кижах, Свирьстрое, Валааме, Мышкине, Ирме и завершится в Москве.
Первый на пути – Углич. Туристов ждет пешеходная экскурсия по городу с посещением Угличского кремля, Палат царевича Дмитрия (ХV век) и церкви Дмитрия на крови (1692 год). Любители имеют возможность посетить Музей водки. Помимо этих всемирно известных памятников в Угличе есть еще много интересных исторических мест, которые при желании можно осмотреть самостоятельно. Например, бывший Алексеевский мужской монастырь, основанный в 1371 году, а также Воскресенский монастырь, сооруженный в 1674–1677 годах. В городе уцелели образцы деревянного и каменного зодчества XVIII века в стиле классицизма – дома Меховых, Казимировых, Серебренниковых, Зимин двор, щедро украшенный резьбой и наличниками, керамикой и изразцами. Следующая стоянка – в Горицах, что на реке Шексне, неподалеку от ее впадения в озеро Белое. Главная достопримечательность – Горицкий Воскресенский девичий монастырь. На территории монастыря есть уникальная кубическая церковь Воскресения (1544 год). В 1974 году Горицкий монастырь закреплен за Кирилло-Белозерским историко-архитектурным и художественным заповедником, куда путешественники отправятся на автобусе.
Дальше путь лежит на Валаам – крупнейший остров Валаамского архипелага. На протяжении веков единственным хозяином здесь был монастырь. Теперь остров превратился в архитектурный комплекс: возведены церкви, часовни, скиты, проложены дороги, соединены мостами острова, прорыты каналы. Высокие скалистые берега острова не раз служили защитой от завоевателей.
В Санкт-Петербург теплоход приходит на шестой день. Туристам предстоит экскурсионная программа в городе и поездка в Петергоф.
На обратном пути между зелеными стоянками туристов ждет еще один известный памятник древности – остров Кижи. Этот музей под открытым небом расположен в районе так называемых “Онежских шхер” – самого знаменитого заповедника Севера России. Здесь сохранились ценнейшие памятники деревянного зодчества. На фоне лазурного неба стоят, отражаясь в бирюзовой воде, 22-главая Преображенская и 10-главая Покровская церкви, построенные без единого гвоздя и неизменно вызывающие восторг зрителей. Кстати, эти памятники так тщательно охраняются, что в Кижах и на Валааме передвижение отдельно от туристических групп не рекомендуется: могут возникнуть проблемы со стражами порядка. На территории, где расположены шедевры деревянного зодчества, категорически запрещено курить.
Интересна остановка в Мышкине – городке, превратившемся в уникальное явление отечественной туриндустрии. Основанный в конце XV века каменщиком Мышкиным, этот заштатный российский городок не может похвастаться памятниками архитектуры или древностями. Зато здесь есть единственный в мире Музей мыши, а также не менее уникальный Музей валенка. Туристов в Мышкине встречают как близких родственников, каждый местный житель – экскурсовод. В итоге все туристические маршруты по Ярославской области стали проходить через Мышкин.

С востока – сила: от Подмосковья до Нижнего

Кроме традиционных маршрутов, связывающих Москву и Санкт-Петербург, туроператоры предлагают еще много интересного. “В этом сезоне появится новый, можно сказать, эксклюзивный маршрут Москва–Пермь–Уфа–Москва, – рассказывает Александр Сахаров, генеральный директор компании “Инфофлот”. – Прежде теплоходы ходили либо до Перми, либо до Уфы, теперь же туристы в течение одного путешествия смогут посетить оба города”. Маршрут интересен еще и тем, что пройдет по трем красивейшим российским рекам – Волге, Каме и Белой. По Белой, кстати, до сих пор круизные суда практически не ходили. Двухпалубный теплоход “Василий Чапаев”, который отправится в это путешествие, небольшой и может принять на борт всего 168 человек (половина кают со всеми удобствами).
По словам Александра Сахарова, стоит обратить внимание и на маршрут под названием “Московская кругосветка”, продолжительность которого 8–10 дней. Это единственный речной кольцевой маршрут, по которому ходят теплоходы с туристами. Протяженность его около 1800 километров. Маршрут проходит по Москве-реке, Оке, Волге, и за все время пути теплоход ни разу не проходит по одному участку дважды. Наиболее интересная часть маршрута – путь по Москве-реке и Оке. Первая остановка у села Константиново. Далее – знаменитая белокаменная церковь Вознесения в Коломенском, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский монастыри, уникальная церковь Спасо-Преображения в селе Остров, старинные города Бронницы, Коломна, Воскресенск, Бобренев монастырь. А на стрелке Москвы-реки и Оки – Старо-Голутвин монастырь. В Константинове пассажиров ждет экскурсия по есенинским местам. Следующая остановка – Рязань. Пристань находится довольно далеко от города, поэтому на экскурсию к Успенскому собору, Кремлю и другим памятникам центральной части города надо ехать на автобусе. На следующий день теплоход причаливает к пристани города Касимова, районного центра Рязанской области. Древнее название города – Городец-Мещерский, но в середине XV века татарский царевич Касима перешел со своим войском на сторону Москвы, и город был переименован в Касимов. Влияние Востока не могло не сказаться на облике города. С минарета древней мечети открывается прекрасный вид на древнерусский город и реку Оку.
Остановка в Муроме c незабываемым видом на город, ступенями поднимающийся по высокому берегу Оки. По Мурому предусмотрена пешеходная экскурсия с посещением Благовещенского и Спасского монастырей. На заметку любителям древностей: в этом городе путешествие можно разнообразить, выбрав программу с автобусной экскурсией во Владимир и Суздаль. Теплоход тем временем спускается по Оке до Нижнего Новгорода, где и ждет своих пассажиров.
Об истории и культурных памятниках Нижнего Новгорода – рассказ отдельный. Это большой город с множеством достопримечательностей, и круизная остановка позволит лишь поверхностно ознакомиться с ними. Если у вас появится желание еще раз посетить Нижний Новгород – значит, экскурсовод попался что надо: рассказал и о том, что не успели посмотреть за день.
Дальше путь лежит вверх по Волге: города Плес, Кострома, Ярославль, Углич, на некоторых маршрутах – Городец, Кинешма, Тутаев, Рыбинск.
Судоходная компания “Вояжель” предлагает туристам самостоятельно сформировать свой маршрут. Круизная программа теплохода “Борис Чирков” сформирована так, чтобы начать и закончить круиз туристы могли из Н. Новгорода, Ярославля, Казани, Москвы.
Так, например, путешествие по Оке предусматривает остановку в Павлове-на-Оке. Город издавна славился производством слесарных изделий: висячих замков, складных и столовых ножей, а также необычными увлечениями жителей – “Павловскими охотами”: разведением павловского лимона, певчих канареек овсяночного (“павловского”) напева, проведением петушиных и гусиных боев.
Впрочем, отдых на реке может быть не только приятным, но и полезным для здоровья. Компания речного туризма Волжского пароходства предлагает своим клиентам путешествия по Волге с профилактической и лечебной целью. Чистый речной воздух, последовательная смена климатических зон на протяжении маршрута, живописные природные ландшафты создают все условия для оздоровления. Теплоход “Михаил Фрунзе” дает возможность совместить отдых с профилактикой и лечением заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Прием ведут врачи высшей и первой категории, кандидаты и доктора медицинских наук: терапевт, невролог, педиатр, рефлексотерапевт, физиотерапевт, мануальный терапевт. “Нигде в Европе не существует такого раздолья и удобств для речных путешествий, как на Волге и Каме, поэтому я считаю лечение речными путешествиями нашим русским врачебным средством”, – говорит главный врач теплохода-санатория “Михаил Фрунзе” Татьяна Друбич. Активный отдых в сочетании с квалифицированным медицинским обслуживанием позволяет стабилизировать физиологическое и физическое состояние, запастись энергией на многие месяцы.

В Соловки

Один из интереснейших северных маршрутов – на Соловецкие острова (12-дневное путешествие из Москвы – от 19 200 рублей с человека, каюта люкс – 48 000 рублей). “Маршрутов на Соловецкие острова довольно много, – рассказывает Михаил Сизин, руководитель компании “Агидель-Круиз”, – но лишь один теплоход “Белинский” подходит непосредственно к островам”.
Остальные круизные суда останавливались в Беломорске, откуда туристов доставляли на Соловецкие острова катером. Надо сказать, что трехчасовая прогулка на катере по Белому морю не лишена романтики и занимает вполне достойное место во всем путешествии. Отдельный интерес представляет подъем по лестнице шлюзов на водораздел Балтийского и Белого морей. Шлюзы настолько узкие, что теплоход с трудом втискивается в них, а всего таких шлюзов 19. Экскурсовод расскажет туристам об устройстве канала и его непростой и печальной истории.
Любителей непродолжительных путешествий ждет целый букет пяти-семидневных маршрутов и трехдневных круизов “выходного дня” до Углича, Костромы, Твери, Нижнего Новгорода, Плеса.

Четырехпалубный теплоход “Нижний Новгород” пройдет по маршруту Москва–Ярославль– Москва, одному из самых интересных из числа коротких путешествий. Так, в Ярославле туристы посетят историко-архитектурный музей-заповедник, расположенный в Спасском монастыре. Советуем также посетить собрание живописи, расположенной в Губернаторском доме, там представлена богатая коллекция произведений художников XVIII–XIX веков.
Для тех, кто желает увидеть места, ставшие материалом для пейзажей Левитана, предлагается 9-дневный круиз Москва–Плес–Москва.
Стоимость таких путешествий – от 1500 рублей с человека в день на небольших теплоходах и около 2000 рублей с человека в день на трех- и четырехпалубных судах.

Алла Добровольская



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest