Мало кто знает, что в Белгородской области есть свой град Новый Иерусалим и подземный храм, высеченный в меловой горе. Шаг за шагом белгородцы созидают новые и воскрешают разрушенные храмы, привлекая паломников со всей страны.
Наша туристическая группа в конце прошлого года посетила несколько православных храмов Белгородской области. Эта поездка была скорее культурно-познавательная, но то, что мы увидели, произвело на нас огромное впечатление.
Из Белгорода мы отправились на автобусе в город Валуйки. Дорога между городами составляет 150 км, ехать примерно 2,5 часа. Здесь, на территории Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря расположен Свято-Николаевский собор – самый большой действующий православный храм в регионе.
Собор был заложен в 1906 году, хотя самому монастырю к тому времени исполнилось почти 300 лет. Но уже в 1926 году храм был закрыт советской властью. В 1935 году на территории монастыря разместили колонию для несовершеннолетних (здесь и по сей день по соседству располагается женская колония). С собора были сорваны кресты, в здании размещался литейный цех, а в его цокольных помещениях – овощехранилище. Впоследствии храм постепенно разрушался.
В 2009 году собор начали активно восстанавливать. Главной святыней храма является список чудотворной иконы «Троеручица Валуйская», на которой изображена Богородица с тремя руками и которая, как говорят, исцеляет душевные и физические раны.
Следующей яркой точкой нашего маршрута стал Валуйский пещерный храм Игнатия Богоносца. Деревянный православный храм расположен на Лысой горе над пещерами подземного скита, в километре от Валуйского монастыря.
Идея устройства пещерного храма возникла в 1897 году, во время пастырского служения архимандрита Игнатия. Здесь сначала был устроен скитский домик для монахов, желающих уединения и безмолвия. Недалеко от монашеского дома находился вход в меловую пещеру, где иноки совершали уединенную молитву. Настоятель Игнатий и его последователи собрали средства и начали строительство пещерного монастыря.
Официальное открытие состоялось в 1914 году. В это время пещерный монастырь представлял собой комплекс из надземного скита, где в летнее время пребывало до десяти человек монашеской братии, часовни при входе в пещеры и пещерного храма. Монастырь был расположен в глубине пещер, вырытых в меловой горе, к нему с верхнего входа ведут более ста ступеней. Во многих местах сохранились ниши, специально сделанные для установки икон. Само помещение пещерного храма вытесано так, что повторяет внутреннее убранство любого надземного храма, а вокруг него сделаны проходы для совершения крестного хода. Наверху горы было начато строительство деревянной церкви во имя Преображения Господня. Однако события 1917 года привели к уничтожению еще неосвященного храма, который был сожжен. Начался многолетний период запустения монастыря, и к исходу прошлого века о нем практически забыли.
Второе рождение пещерный комплекс пережил в 2005 году, когда начались восстановительные работы – расчищены и укреплены подземные ходы, облагорожена прилежащая территория, возведен храм. В октябре 2007 года был вновь открыт пещерный комплекс с деревянным храмом, обустроены смотровая площадка и парковая зона.
В этот день нам предстояло удивиться еще одному монашескому творению – уже современному. В 18 км от Валуек, в селе Сухарево, иеросхимонах отец Феодор построил свой град спасительный Новый Иерусалим.
Кто был в Израиле в Иерусалиме и видел храм Гроба Господня, знает, что, по преданию, стоит он на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Помимо Гроба Господня в состав храмового комплекса входят предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста.
По задумке отца Феодора (кстати, прекрасного художника, пишущего иконы, и резчика по дереву), в мае 2008 года началось строительство похожей обители Воскресения Христова с Иерусалимскими святынями: Голгофой, камнем Помазания, Кувуклией с Гробом Господним.
– Когда зародилось решение строить обитель Воскресения Христова – Новый Иерусалим, мы совершили поездку в Курск к батюшке, старцу схимитрополиту Ювеналию, – рассказал отец Феодор. – Он с радостью благословил наше строительство и сказал: «Строить, как Соломон, деревянным». По его же благословению и ходатайству я принял великую схиму (то есть монашеский обет. – Прим. автора) в Оптиной Пустыни от старца Илии, в день празднования иконы Знамения Божией Матери. На следующий день совершалась память Святителя Феодора, чьим именем меня и нарекли.
Строительству комплекса помогают всем миром: от губернатора до самых простых людей. Кто-то дает строительные материалы, кто-то сам работает. Например, из Воронежа приехал каменщик и бесплатно помог сложить Кувуклию. А когда мы выходили из храма, на пороге стояли, переминаясь с ноги на ногу, техники в спецодежде из компании «Россети». Может, на службу приехали, свечку поставить, а может, и помочь чем…
Есть в обители и гостевой дом, где можно переночевать и поесть, две купели с прохладной водой, что особенно актуально в жаркие летние месяцы, своя конюшня. Так что паломники, а они едут со всей страны, могут быть уверены: здесь окажут хороший прием.
Текст: Артем Светлов
Фото: Екатерина Меньшина