Суздаль: декорации России

Это сейчас, особенно в летнее время, туристам в С уздале негде машину поставить. А полвека назад город представлял собой спящую красавицу, которая едва пробуждалась от векового сна… Встрепенуться на сей раз Суздаль заставил не цокот копыт, а “звон бубенцов издалека”, возвещавший о новой жизни – в кинематографе!

Первой ласточкой стала романтическая повесть А. С. Пушкина “Метель”. С проезда вороной тройки начал натурные съемки одноименного фильма в Суздале режиссер Владимир Басов, признанный мастер экранизации литературных произведений (“Первые радости”, “Необыкновенное лето”, “Тишина” и др.). Тройкой той управлял знаменитый мастер-наездник Владимирской госконюшни Владимир Иванович Фомин. В ролях возлюбленных снимались начинающие киноактеры Валентина Титова (Марья Гавриловна) и Олег Видов (Владимир), самым опытным (до этого снялся в “Тишине”) был Георгий Мартынюк, игравший полковника Бурмина. Именно с “Метели” начался удивительный “роман” Суздаля (некоторые исследователи считают, что это название женского рода) с кинематографом, который летом 1964 года закончился… свадьбой-женитьбой. Сцену венчания снимали внутри Никольской деревянной церкви конца XVIII века.

Летом в Суздаль прибыли еще две творческие группы, с “Мосфильма” и Рижской киностудии, снимавшие “Женитьбу Бальзаминова” и “Царскую невесту”. Таким образом, Суздаль превратился в громадный павильон под открытым небом. Всем участникам съемок на редкость хорошо, интересно работалось в атмосфере старинного русского города.
Особенно весело было на съемочной площадке “Женитьбы Бальзаминова”, ведь в основу сценария были положены три комедийные пьесы А. Н. Островского. К тому же автор сценария и режиссерпостановщик Константин Воинов пригласил сниматься в своей картине целое созвездие киноактеров! Для большинства из них роли были неожиданными: Лидия Смирнова, Инна Макарова, Надежда Румянцева, Нонна Мордюкова до этого играли современниц, а тут – классика. Режиссер пошел на рискованный эксперимент, предложив роль 25-летнего мелкого чиновника Миши Бальзаминова 48-летнему Георгию Вицину, а роль матери Бальзаминова – Людмиле Шагаловой, которой едва исполнилось 40 лет. К. Воинов, оператор Г. Куприянов, художник Ф. Ясюкевич на редкость изобретательно использовали суздальскую натуру: торговую площадь, ряды, улицы, дома, дворы, кремлевский вал, пруды и, конечно, разнообразные памятники архитектуры.

Кстати, в массовых сценах с удовольствием снимались суздальцы – полгорода, это точно. Убедительно “сыграл свою роль” и сам город: в “Метели” это имение отца Марии Гавриловны и уездный город начала XIX века, в “Женитьбе Бальзаминова” – купеческое Замоскворечье (Москва), в “Царской невесте” – Александрова слобода, резиденция царя Иоанна IV Грозного. Вместе с “Царской невестой” Суздаль погрузился в эпоху XVI столетия.

Режиссер Владимир Гориккер нашел в Суздале и его окрестностях 18 объектов для съемок. Один из них – низкий сводчатый подклет Покровского собора Покровского монастыря, где находятся могилы великих княгинь и цариц.
До того сюда не ступала нога кинематографиста! И вот впервые на съемках “Царской невесты” царь Иоанн (П. Глебов) совершил здесь проход к умирающей Марфе (Р. Недашковская). Значительные эпизоды снимались в живописных местах Кидекши и возле знаменитого храма Покрова на Нерли.
Надежды, возлагавшиеся группой на колоритную натуру, вполне оправдались. Жители Суздаля и окрестных деревень принимали самое живое участие в работе группы. Режиссер В. Гориккер, быстро смонтировав и озвучив “Царскую невесту”, в конце того же 1964 года привез и показал картину жителям Суздаля в знак благодарности за помощь. Следующей премьерой в местном кинотеатре была “Женитьба Бальзаминова”. На всесоюзный экран “Метель”, “Царская невеста” и “Женитьба Бальзаминова” вышли в 1965 году. Вот таким мощным “аккордом” дебютировал Суздаль в кино. А тем временем к пленительной натуре старинного города уже присматривалась творческая группа “Андрея Рублева” во главе с Андреем Тарковским…

Натурные съемки двухсерийного фильма “Андрей Рублев”, действие которого происходит в первой половине XV столетия, начались весной 1965 года, а закончились поздней осенью.

На берегах Каменки между ансамблями Покровского и Спасо-Евфимиева монастырей снималась кульминационная новелла под названием “Колокол”.

Так получилось, что талантливая историческая картина режиссера А. Тарковского не понравилась высокому начальству и ее положили “на полку”.

Киносъемки же в Суздале продолжались. “Душечка”, “Дневные звезды”, “Сердце друга”, “Братья Карамазовы”, “Баллада о Беринге и его друзьях” – эти и другие фильмы, снятые на фоне суздальской старины, способствовали развитию туризма в городе Суздале. Именно тогда (1967) было принято постановление правительства о создании здесь туристского центра; тогда же журналисты запустили в тираж и броское название туристского маршрута – Золотое кольцо России.

Нашелся в Суздале человек, который с увлечением начал заниматься отслеживанием кинопроцессов, происходящих в городе. Посещал съемочные площадки, беседовал с режиссерами, актерами, делал фотографии и магнитные записи. Это журналист и краевед Юрий Белов. Прошли годы, и он написал книгу под названием “В главной роли Суздаль”, за которую был награжден медалью имени А. А. Ханжонкова – “за новаторский вклад в кинокраеведение и сохранение культурного наследия”, как говорится в дипломе. Она издана в Москве. А летом этого года заслуженный работник культуры РФ Юрий Васильевич Белов открыл на территории гостиничного комплекса “Горячие ключи” Музей кино – первый в провинциальной России. Символично, что первым из кинематографистов его посетил заслуженный артист РСФСР Олег Видов, снимавшийся в 1964 году в “Метели” (Владимир), а ныне живущий в США.

В экспозиции музея представлены самые разнообразные материалы о фильмах. Среди предметов реквизита привлекают внимание двуглавый орел, подаренный творческой группой фильма “Братья Карамазовы”, и язык от бутафорского колокола, оставленный после съемок картины “Царь” (реж. Павел Лунгин).

Кинометель, начавшаяся почти 50 лет назад, продолжается! Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить Музей кино.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest