История сближения спорта и моды напоминает бег с препятствиями на дистанции длиною в два века. Впрочем, в этом соревновании нет проигравших.
Мода на спорт давно стала очевидной и устойчивой. Налицо и обратное влияние. Мы не просто заинтересовались здоровым образом жизни, а стали больше заниматься фитнесом, стремясь довести свое тело до совершенства. В соответствии с велениями моды дизайнеры целенаправленно создавали образ суперженщин: стройных, подтянутых, сексуальных. Впрочем, с мужской красотой что-то тоже происходит – на наших глазах родился новый герой века XXI под новым названием метросексуал, объединяющий в себе лучшие черты мужского и женского. Мода не могла пройти мимо спорта и потому, что выдающиеся спортсмены все чаще становятся не менее яркими звездами, чем актеры и политики. То есть людьми, способными принести модной марке неплохие дивиденды не только у болельщиков.
Наступающий весенне-летний сезон, впрочем, трудно назвать апогеем увлеченности спортивным стилем – скорее, он присутствует лишь намеками и цитатами. Это мода не для профессионалов, а для любителей, так называемый спортивный casual – повседневное. Кроссовки, бейсболки, майки – без них уже невозможно представить коллекции лучших марок. Эти предметы уже давно перестали быть принадлежностью одного лишь вида спорта. В прошлом сезоне все без исключения модели были просто обязаны мастерски уметь выписывать пируэты слалома и уверенно «резать» целину в горнолыжной экипировке от Celine или Marc Jacobs. Неплохо было бы также уверенно держаться в седле, демонстрируя гордую посадку и новые жокейские сапоги Hermes из дебютной коллекции Жана Поля Готье. Сегодня же каскетку от Hermes можно отложить до лучших времен, а особое внимание уделить водным процедурам – точнее, всем тем физическим нагрузкам и атрибутам, которые будут в радость на берегу теплого моря. Если упражнения с доской пришлись по вкусу и не были лишь данью ветреной моде, то стоит сменить борд от Pucci на серф от Dior. А если страсть к экстриму просыпается в вашей крови лишь во время пробежки по столичным бутикам, то лучшие образчики спортивного стиля для непринужденного морского отдыха следует поискать в коллекциях Sonia Rykiel и Dsquared2. Пляжные накидки и удобные махровые халаты, которые можно эффектно снимать перед игрой в волейбол на песке, – именно то, что стоит взять в поездку на юга.
Так случилось, что тон в гонке аксессуаров задают западные «индустриалы» моды. Одним из самых ярких околоспортивных событий сезона стало сотрудничество британского дизайнера Стеллы Маккартни с немецким концерном Adidas. «Три полоски» предложили дочери легендарного солиста Beatles разработать специальные женские модели, в которых бы гармонично сосуществовали мода и спорт. Так появилась линия Sport Performance. Более ранняя продукция Adidas с маркировкой Y-3 и Respect Me предназначена людям, ведущим активный образ жизни, то есть это лишь одежда в спортивном стиле. Линия же от Стеллы Маккартни – это профессиональная униформа для женщин, не готовых жертвовать модой и красотой в угоду высоким технологиям и сомнительным стандартам профессионального спорта. В ней представлены одежда, обувь и аксессуары для разминок, фитнеса, плавания и бега, а к осени планируется продолжение, в котором будут охвачены и зимние виды спорта.
Вообще же к теме спорта в этом сезоне уже традиционно обратились такие марки, как Louis Vuitton, Dior, Vivien Westwood – они по-своему смогли обыграть классическую тему кроссовок. Модели, напоминающие спортивную обувь, можно найти и у таких гигантов моды, как Gucci и Prada, а также у бренда Cesare Paciotti. К благодатной теме также обратились марки Byblos, Allegry и Dsquared2. Дизайнеры последней предложили мужчинам халаты и шорты, напоминающие одежду, в которой боксеры выходят на ринг. Итальянский модельер Gianfranco Ferre показал в рамках основной коллекции Black обтягивающие комбинезоны из тонкого джерси, напоминающие костюмы для занятий фитнесом и гимнастикой. А в дополнительной линии GF Ferre серьезную роль играют куртки-«ветровки» с ярким геометрическим рисунком.
К боксерской теме обратился также американец Джереми Скотт – майки с глубокими вырезами и широкие брюки модельер предложил носить с высокими каблуками. Немецкая марка Escada также имеет в своем арсенале постоянную линию Sport, в рамках которой клиентки могут найти полную гамму аксессуаров: кроссовки и кеды, очки, рюкзачки и многое другое. Все остальные марки цитируют спортивные мотивы чуть менее прямолинейно, чтобы было динамично и демократично. Российские дизайнеры также решили не отставать от своих западных коллег – получилось весело и довольно неожиданно. Лучшие предложения для женского гардероба спортивных заимствований можно найти у Киры Сакарелло, а для мужчин постарались Макс Черницов и марка Arsenium by Enton.
Если и не предугадать, то понять логику развития спортивной моды возможно, проследив ее историю. Началом эволюции спортивной одежды можно считать 1839 год – это дата изобретения каучука, который впоследствии стал использоваться для изготовления обувных подошв, поглощающих энергию удара. Уже спустя несколько лет фабриканты начали активно использовать это изобретение – появились первые «сникерсы». Эта обувь сначала получила широкое распространение в Америке, а чуть позже и в Европе у нее нашлось множество поклонников. Таким образом, технический прогресс начал активно подталкивать отдельные виды спорта вперед, да и сами спортсмены готовы были усовершенствовать собственную экипировку. Так, например, в 1895 г. англичанин Джозеф Вильям Фостер изобрел бутсы с шипами для собственного удобства во время кросса.
Эволюция спортивной одежды шла неспешно, хотя и неотвратимо. В тех видах, которые были уделом высших классов общества, главным качеством «спортивной» униформы были не практичность и удобство, а высокий статус. Не только женщины, но и мужчины строго придерживались определенных правил: уже в 40-х годах XX века английские студенты носили на футбольном поле далеко не самую удобную, но весьма элегантную экипировку для игр на траве: белые штаны и черные гетры, дополненные рубашкой из джерси в фирменных цветах колледжа.
Значительный прорыв случился лишь в 20–30-х годах прошлого века – и виной вновь стала мода. Поль Пуаре освободил женское тело от корсета и задал новый стандарт красоты – отныне стройность, подтянутость, спортивность были обязательным условием женской привлекательности. Дамы вынуждены были начать вести активный образ жизни – осваивать велосипед, теннис и лыжи. Такие кутюрье, как Жан Пату, Эльза Скиапарелли и Жанна Ланвен создавали специальные модели, в которых комфорт и красота шли рука об руку. В 10-х годах XX века гениальная мадемуазель Коко Шанель ввела в моду пластичный материал джерси – так на пляжах Биарица появляются стайки купальщиц в удобных и не стесняющих движения нарядах, отдаленно напоминающих цирковой костюм.
В 1921 г. компания Converse Rubber Compagny изобрела кроссовки All Stars с полотняным верхом и резиновой подошвой. Год спустя немец Ади Дасслер на кухне своей матери создал первую пару спортивной обуви, которая положила начало эволюции спортивной обуви. В 40-х годах славу спортивного стиля, обеспечивали Марлен Дитрих, Грета Гарбо и Кетрин Хепберн. Они зачастую появлялись на неофициальных вечеринках в кроссовках, надетых вместе с брюками и плащами-тренч. Такому образу стремились подражать миллионы женщин по всему свету. Чуть позже появилось еще одно гениальное изобретение, без которого сегодня невозможно представить спортивный туризм, – рюкзак. Этот практичный предмет, изобретенный тремя братьями Лафама, освободил руки и позволил брать все новые вершины в альпинизме.
В 50-х Эмилио Пуччи ввел в моду яркую графическую абстракцию и сыграл огромную роль в возрождении интереса к лыжному спорту, создав безупречную коллекцию для аристократок, влюбленных в горы. Это же десятилетие считается датой рождения купальника «бикини», без которого сегодня невозможно представить полноценный и активный летний отдых. Десятилетие спустя спорт наконец-то вышел из профессиональных рамок и постепенно влился в русло повседневной одежды. «Дети цветов» открыли для себя жизнерадостные модели французской марки Le Coq Sportif, изначально смоделированные для спортивных тренировок и школьных занятий физкультурой. Европа и Америка полюбили бег трусцой – так в гардеробе на каждый день появились майки и короткие шорты. Кроме всего прочего, ученые подарили миру нейлон и драйлон, которые стали повсеместно использоваться текстильной промышленностью.
70-е прошли под знаком окончательного слияния моды и спорта. Целое поколение дизайнеров создавало свои коллекции в динамичном и демократичном стиле. Среди них Соня Рикель, которая добавила гламура костюму для бега, Жан Реми Дамас, познакомивший женщин с прелестью боксерского халата, а также Жан Поль Готье, определивший моду на облегающие торс майки, взятые из арсенала боксеров и велосипедистов. В 90-е стиль, основанный на слиянии физической культуры с повседневной одеждой, культивировали Ralph Laurent, Tommy Hillfinger, Nautica и Polo. Они на базе линий Sport производили футболки, шорты, тренировочные брюки и куртки-бомберы, а также легкоатлетическую обувь и аксессуары. Эта тенденция наблюдается и сегодня – крупнейшие модельеры все чаще создают дополнительные спортивные линии. Ведь эти модели гарантированно найдут своих покупателей не только среди профессионалов, но и среди многочисленной армии жертв моды.
Наталья Сыч