На Ямале осталось 23 журавля-стерха. Вдумайтесь: двадцать три. Но их еще можно спасти. И как обычно, без лишнего шума и сомнительных сенсаций нашлись люди, которых эта проблема действительно тревожит. В России появилась уникальная программа сохранения этого вида “Полет надежды”. Суть ее в том, что стерхи полетят на зимовку, выстроившись косяком за… дельтапланом! А вообще-то на Ямале уже пять лет существует общественный фонд “Стерх”, которым руководит энтузиаст-эколог Александр Ермаков. Впрочем, рядом со стерхами сплошь энтузиасты, равнодушных в “стаю” не принимают.
Подобный эксперимент уже ставили американские орнитологи во время критической ситуации с численностью одного из видов североамериканских птиц. Но обо всем по порядку.
– Когда речь заходит о спасении, существует два способа интродукции (внедрения в природу): первый – подкладывание яиц стерхов в гнезда серых журавлей, благодаря чему они живут на воле и со своими родичами. Второй способ – выращивание на ферме и переселение в место обитания, – рассказывает один из участников программы “Полет надежды” Александр Жолуденко.
Второй способ, конечно, надежнее, но и с ним возникают проблемы. Птица, выращенная в неволе, совершенно не представляет себе, куда лететь на зимовку. Поэтому благодаря активному участию нефтегазовой компании “Итера” был разработан оригинальный дельтаплан для сопровождения птиц в места зимовки.
Совсем недавно проводились испытания летательного аппарата, и он блестяще показал себя в работе. В конструкции этой машины собрано все самое лучшее, что создала мировая наука для сверхлегкой авиации. В нем есть аэронавигационное оборудование и два сменяющихся крыла разной площади, в то время как у обычных дельтапланов – всего одно. Второе предусмотрено для того, чтобы агрегат мог развивать и свою обычную скорость, и среднюю скорость птиц. Есть несколько вариантов шасси – колеса, лыжи, поплавки, чтоб можно было сесть и на поля, и на болота, и на камни. Кроме того, дельтаплан этот – всепогодный. Электроника была собрана в ЮАР, спасательный модуль привезли из Казани, винт в Киеве готовили, крыло – в Москве, а двигатель стоит австрийский.
Осенью, в конце августа – сентябре, большая механическая птица отправится в путь от Ямала до Ирана, а пока пернатых готовят к встрече их нового “вожака”.
Чтобы молодые стерхи привыкли к дельтаплану, подчинялись его курсу, орнитологи работают с ними по специальной методике. Они ходят только в белых халатах и кормят птенцов с рук. При этом на руку надевается специальная насадка, имитирующая клюв. Поэтому птица считает человека своим родителем. Стерхов приучают к шуму двигателя, учат ходить за “родителем”, собираться в стаю, подниматься в воздух. Когда они пройдут этот маршрут с человеком, обратный путь проделают уже самостоятельно.
Кстати, Жолуденко уже сам поднимался на птичьем дельтаплане, и даже с фотоаппаратом, поскольку фотография – его давнее увлечение.
– Конечно, проект только начат, – говорит Александр Иосифович. – Первый этап намечен на этот год, а дальше будет видно, как и что. Ведь все может пойти не так, как запланировано – очень многое здесь от самих птиц зависит. Ну а вообще мы очень надеемся на успех. Кстати, стерхи – не единственное направление меценатской деятельности нашей компании. По инициативе руководителей нефтегазовой компании Игоря Макарова и Валерия Отчерцова “Итера” ведет активную благотворительную деятельность: поддерживает ветеранов, помогает слабовидящим детям, у нас есть постоянные стипендиаты в университете нефти и газа имени Губкина. Кстати, в этом году Валерий Георгиевич был награжден Золотым орденом “Меценат”, учрежденным Международным благотворительным фондом “Меценаты столетия”. “Итера” работает в разных городах, в разных регионах, в том числе и там, где наша компания ведет освоение природных ресурсов. Вот и сохранение стерхов – один из приоритетов в области экологии. А экологическая гармония региона в целом – важнейшая социальная задача компании.
Нужно сказать, что “Полетом надежды” заинтересовались все ключевые экологические организации: Международный экологический фонд, Международный союз охраны журавлей, представительство ООН и другие. Если журавли все-таки поднимутся в небо за дельтапланом, если их популяция хоть чуть-чуть увеличится, то это уже победа. Значит, стоило работать.
Карен Шахназаров
Стерх– белый журавль.
Масса тела около 6–8 килограммов, высота 1,21 метра, размах крыльев 2,32 метра. Самки несколько мельче самцов. Все оперение стерха, за исключением черных концов крыльев, – белое. А ноги, клюв и передняя часть головы красного цвета. Примерно в шестилетнем возрасте стерхи создают пары, которые сохраняются всю жизнь. Самка обычно откладывает два яйца, но выживает, как правило, один птенец. Гнездится стерх только на территории России, образуя две популяции: западную (обскую) и восточную (якутскую). Протяженность миграционных путей стерха очень велика – около 5,5 тысячи километров. Зимуют журавли на севере Ирана и в Западной Индии. Стерх находится на грани исчезновения.