Соловецкие острова – туристический бренд Архангельской области, исторический памятник и один из символов России. Сюда, на Белое море, едут не только паломники, но и те, кто любит суровую северную природу и кому небезразлична полная драматичных поворотов история страны
ВО ВРЕМЯ ОТЛИВА ВОДА ВЫГЛЯДИТ ПЛОСКОЙ КАК ЗЕРКАЛО, ни малейшей ряби. Обнажившиеся камни вместе с облаками отражаются в ней и кажутся висящими в воздухе небесными островами.
Такие чудные тихие дни в этих местах бывают, но чаще – ветер или дождь. На Соловках зябко даже летом, а лето короткое. Все живое на островах торопится жить и цвести. Нужно успеть войти в силу и разбросать семя, пока не наступили морозы. Здесь яростно борются за внимание пчел такие растения, которые в других широтах и климате не увидишь рядом. Время их короткой и бурной жизни чуть длиннее за счет белых ночей.
На камнях здесь растет вековой лишайник, а во мху черная ягода-вороника, похожая на дальневосточную шикшу, только горькая – много не съешь, даже если голоден.
Когда на море тихо и идет треска или селедка, рыбаки сталкивают в воду широкие лодки-карбасы и выходят в Белое море за добычей. Кроме побуревших от времени бакенов, навигационными знаками здесь с давних пор служат монастырские кресты, установленные прямо в воде.
Соловецкий монастырь основали трое отшельников – преподобные Герман, Савватий и Зосима. Что занесло почтенных старцев в такое суровое место – неведомо. Если они искали уединение на краю света, то нашли его. Хотя издревле здесь уже рыбачили племена саамов-лопарей и успели настроить языческих могильников и лабиринтов: «вавилонов», как неодобрительно назвали их монахи.
На Заячьем острове, где этих сооружений много, монахи разобрали пару капищ и сложили из них православный крест – на всякий случай.
Чтобы показать паломникам и туристам «вавилоны», на Заячий остров ходят монастырские катера с установленными на капитанских рубках иконами, а также несколько частных корабликов. В числе последних – судно «Корсар», его капитан – женщина с калмыцкой внешностью по имени Юлия. Когда-то судном владел ее муж, но потом он умер. Пришлось брать командование в свои руки. Сама за штурвалом, сама выкидывает за борт кранцы – старые шины, сама швартует корабль к причалу.
На пирсе напротив монастыря толпятся богомолки в платках и шортах и туристы с фотоаппаратами. Всем интересно разгадать тайну языческих лабиринтов.
Язычников монахи с островов прогнали. Не сами, конечно, а с Божьей помощью. По легенде, появились из ниоткуда белокурые ангелы с розгами и высекли некую рыбачью жену. Та пожаловалась мужу, и аборигены, не решившись на разборки с высшими силами, погрузились на свои унылые лодки, обтянутые тюленьей кожей, и с островов съехали.
А монахи затеяли большое строительство. Заправлял всем игумен Филипп Колычев. Настроил каналов, водяных мельниц и разных гидротехнических сооружений, чтобы обуздать соловецкие приливы. Возвел соборы и развесил колокола.
Соловецкий монастырь с воды кажется волшебным градом вроде Китежа. Вырастает внезапно со своими стенами и куполами и так же непостижимо растворяется в тумане.
Благость на Соловках соседствует с мистическим ужасом. Ведь монастырь был не только местом духовных и трудовых подвигов, но и царской тюрьмой, в которую ссылали провинившихся аристократов и священников. Людей замуровывали в подземные кельи, по комфорту не отличавшиеся от ледяной ямы.
Апозже здесь был Соловецкий лагерь особого назначения – СЛОН. Советский эксперимент по перековке преступного элемента. Не карательная система, а исправительная: такой ее предполагалось сделать. Для неграмотных заключенных проводили курсы русского языка. Для грамотных работала библиотека на 18 тысяч томов – от фантастических рассказов Герберта Уэллса до мемуаров Родзянко и работ Троцкого. Зэки организовали богато костюмированный театр и выпускали собственный журнал, по качеству текстов получше нынешнего глянца.
Сроки у заключенных в основном были небольшими – 2–3 года. Первый год был самым тяжелым, когда отправляли на лесоповал или ставили на «баланы». Воры, убийцы и бывшие белогвардейские офицеры вместе вытягивали на берег сплавлявшиеся по воде тяжелые бревна. Залив был холодным, а промокшую обувь приходилось ночью сушить чуть ли не на груди.
Заслужив доверие начальства, можно было получить работу полегче: на стройке, звероферме, садовником в ботаническом саду или писарем-счетоводом, если грамотный.
Ботанический сад в глубине Большого Соловецкого острова устроили монахи. Там особенный микроклимат: растет что угодно. В иных частях архипелага только карликовые березки, а здесь и кедры, и розы, даже когда-то персики выращивали.
На бревенчатом домике выцветшая табличка «Комендатура». Чуть подальше – покосившийся, но еще внушительный дом митрополита, он же – дом начальника лагеря.
Нарушителей лагерных порядков наказывали и вместо райского ботанического сада они попадали на мрачную Секирную гору. Это здесь когда-то орудовали розгами белокурые ангелы – секли язычников.
На горе высится Вознесенская церковь с маяком. Прямо в ней был штрафной изолятор, в центральной двери до сих пор сохранился глазок надзирателя. Холодный зал с жесткими нарами и злобными охранниками, набиравшимися из зэков. Провиниться можно было и там, даже в аду был свой ад. Штрафников под угрозой побоев заставляли неподвижно сидеть на «жердочках», обычных деревянных скамейках. Попробуй просидеть на такой неподвижно несколько часов и не пошевелиться! Нужно иметь выдержку индийского аскета, но даже они вряд ли выдержали бы русский холод.
Там же на Секирной горе некоторое время назад один историк, ныне сам осужденный, раскопал безымянные могилы замерзших и умерших от тифа зэков и закопал заново с такими же безымянными табличками: 3 человека, 5 человек, 12 человек.
Обрывки колючей проволоки до сих пор попадаются на соловецких берегах. Но это уже не лагерное наследие. До 90-х годов здесь добывали морские водоросли – фукус и ламинарию. Из них делали йод и агар-агар, салаты из морской капусты и даже добавляли вытяжку из водорослей в качестве присадки к ракетному топливу. Длинные скользкие хвосты ламинарии нужно было непременно высушить, чтобы не протухли, и удобнее всего это было делать, накалывая на изгороди из колючей проволоки. Проволока быстро ржавела и служила не больше сезона, поэтому на Соловки ее завозили целыми бухтами.
Водороследобытчик Володя родом из Белоруссии. Приехал на Соловки за длинным северным рублем, да так и остался. В советское время за короткий летний сезон можно было заработать до четырех тысяч рублей – генеральская зарплата. Потом индустрия остановилась, российской пищевой промышленности водоросли стали не нужны, дешевле стало привозить химические добавки из Азии.
Теперь Володя рыбачит или катает туристов на старом катере, демонстрируя давно не использующуюся косу для резки водорослей и притворяясь язычником-старовером. Володя собирает сачком мидии в заливе – они здесь растут не на камнях, а на песке, варит их с луком или подает свежими с капельками лимонного сока и водки – его так научили итальянцы. И туристы радуются: как же прекрасно на Соловках! И Володя соглашается, уточняя, что при язычниках, пожалуй, даже лучше было. Возвышающиеся над островом православные купола строго глядят на него, но не спорят. Для вечности все правды равны.
Текст: Григорий Кубатьян