Говорят, хочешь успеть за туристом – будь впереди него. Каждая успешная инновация в сфере гостеприимства начинается с творческой идеи. Удивить – значит победить. Все больше самостоятельных путешественников отправляются за эмоциями, впечатлениями, новыми знаниями.
Этот растущий тренд решили активно использовать в Липецкой области. Электронные экскурсоводы и путеводители представят Липецкую землю как единый бренд, огромный живой музей под открытым небом. Бесплатные аудиогиды поменяют ландшафт рынка, заставят конкурентов шевелиться, а гостям откроют удивительные истории о местных достопримечательностях.
Новый формат – инвестблог-туры
Туристическая сфера Липецкой области развивается по кластерному типу. Такой подход удобен туристу и инвестору. Каждый отдельный кластер легче сделать привлекательным для бизнеса. Об этом рассказал журналу «Отдых в России» руководитель региона Олег Королев, акцентируя внимание на мультипликативном эффекте отрасли и ее влиянии на воспитание патриотизма.
Инвестиционные блог-туры в регионе – особый формат коммуникации инвесторов, меценатов, предпринимателей и представителей индустрии гостеприимства, считает автор популярного в России блога «Летопись русской усадьбы» Вадим Разумов. Такие туры наглядно демонстрируют широкие инвестиционные возможности Липецкой области. Их цель – привлечь в регион ответственных инвесторов, бизнес-интересы которых тяготеют к развитию собственного дела в сфере туризма, работе с памятниками культурно-исторического наследия. Это шанс обрести хозяина-инвестора, а значит, вторую жизнь для полусотни старинных усадеб, разбросанных по Липецкой земле.
О гостеприимстве липчан, отлаженной сети гостиничного хозяйства, удобном транспортном сообщении высказались эксперты из Италии, побывавшие в области в преддверии чемпионата мира по футболу. Екатерина Санкина, руководитель представительства VizitRUSSIA в Риме, отметила, что региональный событийный календарь охватил многие направления – музейное, монастырское, гастрономическое, экологическое.
Действительно, Липецкая земля – кладезь брендов, близких сердцу россиянина и любопытных зарубежному гостю. Мемориальный музей памяти Льва Толстого «Астапово», природный заповедник «Галичья гора», малые туристические города Елец и Чаплыгин, мужской монастырь в Задонске, парк «Кудыкина гора»…
В партнерстве с частной инициативой
В старом, словно игрушечном, Ельце, одном из самых красивых исторических городов нашей страны, и во всей Липецкой области всерьез задумались об архитектурном наследии, которое на самом деле может работать и приносить прибыль. В результате участия в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма» на территории туристско-рекреационного кластера Елец создано 40 объектов туристской инфраструктуры. В том, что спрос на русскую культуру будет только расти, не сомневается эксперт по исторической недвижимости, кандидат экономических наук Вадим Разумов. Европейцы доказали: при правильном подходе десятки тысяч памятников генерируют доход, привлекают миллионы туристов со всего мира.
Журналистами и блогерами Липецкая земля отмечена не случайно. Всего в четырех часах езды на машине от Москвы – другой мир, интересный ценителям истории и старины. Владельцы поместий со славных петровских, екатерининских времен усадьбы на здешних черноземах устраивали на зависть соседу, везли из Петербурга и Москвы все самое лучшее, оранжереи стеклили хрусталем, картинные галереи, библиотеки, музеи создавали… Например, в усадьбе Полибино, которая сегодня требует восстановления, можно увидеть настоящее чудо – первую в мире водонапорную башню гиперболоидной конструкции знаменитого архитектора В.Г. Шухова.
Липецкие власти зажгли «зеленый» свет инвестициям, предпринимательству в сфере культурного наследия, реставрации усадебных комплексов, культурных памятников. Один из ярких примеров – усадьба героя Турецкой кампании генерала Николая Муравьева-Карского Скорняково-Архангельское. Благодаря известному меценату Алексею Шкрапкину ее удалось восстановить из руин и превратить в модное, востребованное туристами культурное пространство. По мнению экспертов, это один из самых удачных проектов в России.
«Важно, чтобы после восстановления объект жил полноценной жизнью, – говорит Вадим Разумов, – и к тому же приносил доход!» В прошлом году усадьбу Скорняково-Архангельское посетили 40 тысяч гостей. Здесь действует уникальный принцип липецкого партнерства власти и бизнеса – ведь усадьба расположена в границах особой экономической зоны регионального уровня туристско-рекреационного типа, на территории которой действуют налоговые льготы для инвесторов.
Экскурсовод в наушниках
Если будете проезжать по Липецкой области или остановитесь на отдых, не забудьте прослушать экскурсии. Такое напоминание вам сделают на любой заправке или в кафе. Вадим Волков, начальник регионального управления культуры и туризма, сообщил: благодаря электронным путеводителям накануне чемпионата мира по футболу Липецкая область сможет рассказать о себе каждому гостю. «Озвучить» регион помогут мобильные технологии.
Егор Яковлев, директор по развитию бесплатного мобильного аудиогида izi.Travel, поясняет: «Схема проста: Липецкая земля интересна маршрутами, достопримечательностями, и есть турист, который хотел бы о них услышать. У него всегда с собой смартфон, интернет, GPS, возможность проигрывать мультимедиа – то есть все необходимое, чтобы информация попала ему в уши. Наш проект позволяет «рассказывать» локальные сюжеты глобально, по всему миру. Куда бы вы ни приехали, вам достаточно вставить наушники и отправиться гулять». Это платформа, на которой профессионалы и энтузиасты делятся информацией о культурном наследии, каких-то интересных вещах, все они привязаны к конкретному месту, имеют геолокацию.
«Мировой лидер среди мобильных путеводителей, который насчитывает более трех миллионов прослушиваний в месяц, теперь охватывает и Липецкую область, – рассказала директор Центра кластерного развития туризма Ирина Белозерова. – Мы запускаем сразу 50 аудиогидов по нашему краю: общая ознакомительная экскурсия по трассе М4 «Дон» в Липецкой области – это 47 увлекательных историй, а также электронный рассказ об исторических центрах, усадьбах и монастырях Ельца и Задонска. Этим сервисом мы расширили нашу программу гостеприимства для автопутешественников «Добро пожаловать в Липецкую область» на трассе М4 «Дон». Управление культуры и туризма Липецкой области инициировало этот проект в 2016 году, и нас активно поддержали ГК «Автодор» и ООО «Лукойл – Черноземьенефтепродукт».
Так что не удивляйтесь, когда ваш смартфон скажет вам: «Добро пожаловать в Липецкую область!»
Олег Злобин