Хантыйский «Театр берестяных масок» готовится провести в Германии творческую лабораторию. По мнению зарубежных режиссеров, коллективу из тюменского села Казым удалось создать свой выразительный язык, который вписывается в контекст европейского театрального искусства.
История импровизационного «Театра берестяных масок» началась с желания сохранить единственный древний ритуал на территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) – праздник народа ханты «Медвежьи игрища». Благодаря победе в конкурсе «Культурная мозаика малых сел и городов» в 2015 году цели проекта расширились: появилось стремление не только сохранить культурное наследие региона, но и повлиять на развитие всей территории.
Попытка адаптировать древнюю церемонию к современным реалиям удалась: за два года театр шагнул за пределы села и вышел на общероссийский уровень. Документальный фильм о театре получил специальный приз на международном кинофестивале «Спасти и сохранить» в 2016 году. Кроме того, благодаря проблеме сохранения ритуала, которую поднял «Театр берестяных масок», власти ХМАО согласились в октябре 2016 года внести «Медвежьи игрища» в реестр нематериального культурного наследия России.
По мнению эстонского режиссера, профессора сценического факультета Эстонской академии музыки и театра Анне Тюрнпу (Anne Türnpu), творчество хантыйского театра может по достоинству оценить европейская публика.
«Сейчас в Европе исчезают границы между профессиональным и непрофессиональным театром. В основе традиционного театра – система Станиславского, это язык, на котором говорят профессионалы. Ханты про него ничего не знают, поэтому выдумали свой выразительный язык, и он получился чудесным. Достаточно посмотреть спектакль «Апщи» («Младший брат»). Это действительно магическая постановка: странная и красивая смесь визуального театра и театра кукол, где у вещей есть душа», – считает Анне Тюрнпу.
Финский режиссер и театральный деятель Янне Сааракалла (Janne Saarakkala) отметил сильное магическое чувство ритуальности спектакля «Апщи».
«В спектакле лаконично сплелись простота, красота и трансформация. Актеры говорят глубокие вещи простым языком, а световой рисунок делает постановку объемной. При помощи карманного фонарика, одежды и других простых предметов создаются ситуации, которые потрясают. Каждый эпизод очень насыщен, много неожиданных поворотов. Никогда не знаешь, что будет дальше. Умение соединить простоту и трансформацию – для меня это нечто магическое. Было очень сильное чувство ритуальности, как будто мне раскрываются сокровенные тайны коренного народа», – говорит Янне Сааракалла.
О конкурсе «Культурная мозаика малых городов и сел»
Конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел» проводится с 2014 года Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко при поддержке Министерства культуры РФ. Основная цель – поддержку культурных инициатив российской глубинки. За время его существования финансовую помощь в размере более 100 млн рублей получили 233 инициативы из 63 регионов России: гастрономические, музыкальные и ландшафтные фестивали, театральные гастроли, пешеходные экскурсии, восстановленные промыслы и ремесла, открытые чтения, образовательные программы, выставки и мастер-классы.