Шестеро на коленях

Что с собой взять? Первым делом кидаю в сумку наколенник – левую ногу вывихнула зимой не на шутку. Хоть уже все прошло, но все-таки четыре дня предстояло кувыркаться в реке с быстрым течением, отбивая конечности о каменистые пороги. Не смейтесь, так я представляла себе рафтинг: надувную посудину с экстремалами на борту колошматит о пороги и кидает от одного берега к другому. Если вы тоже так думаете – знайте, это не так.

Достаточно увидеть поезд Москва-Петрозаводск на майские праздники, чтобы понять, как популярны весенние сплавы в Карелии. Непосвященному и в голову не придет, что обычные с виду люди будут целый день находиться в ледяной воде, а потом ночевать в лесу. Пока сам не попробуешь.

С поезда нас привезли к реке Тохмайоки, раздали каски, спасжилеты, палатки, непромокаемые мешки для вещей, спальники и коврики. Получилось три шестиместных катамарана: на пятерых отдыхающих один инструктор. Он капитан, садится сзади, командует. При заходе на водопад после спокойного влево-вправо, табань-греби в последний момент начинает орать «полный вперед!!!», вся команда оголтело машет веслами, приближая момент свободного падения. Если кому-то вдруг захочется назад — уже поздно.

Рядом с инструктором сидит главный тормоз – табанщик. Его задача – подруливать веслом. Двое на носу гребут всю дорогу, подруливают носом, им же достаются все сливки: ужас от надвигающейся прямо на тебя волны, первый шлепок о воду, зацеп за бочкой.
Двое посередине – пассажиры. Их задача – грести в унисон с передними и не стукаться об их весла. Грести, грести и грести. При прохождении порогов тебя закрывает спина впередисидящего. Поэтому среднему не очень страшно, не очень мокро, не очень красиво – он же ничего не видит. Короче, среднему – никак. Просидев двое суток за широкой и высокой спиной, я возненавидела ее хозяина, который невольно заслонял весь белый свет. На третьи сутки отозвала в сторону инструктора. После долгих препирательств по поводу отсутствия у меня опыта, он, практически прижатый к сосне, вынужден был пересадить меня вперед. «Спина» пошла табанить.
Отсюда вывод: если вы едете с компанией, у вас все роли давно уже поделены. Если же вы один, а таких в нашем заезде было немало, рассадку надо оговорить заранее. Если все захотят вперед, то, вероятно, инструктор должен позаботиться о периодическом пересаживании экипажа не только слева направо, но и спереди назад. Насчет лева-права: на катамаране гребут одним веслом, как на каноэ, поэтому нагрузка на мышцы спины неравномерна. Непрофессионалу есть смысл регулярно менять левую сторону на правую. На катамаране сидят на коленях, верхом на сиденьях, ноги в петлях.

Каково было впереди? Классно! И это не смотря на то, что начались длинные-длинные плесы. Но я же сама напросилась… Если посередине можно было сачкануть, то впереди это мало того, что нелепо, так еще и некрасиво по отношению к остальным. Так что два следующих дня пришлось грести не переставая. Зато передо мной была Тохмайоки во всей красе, шпарило солнце. Чтобы через 5 минут не устали руки, я гребла с наклоном вперед-назад. До сих пор побаливают мышцы по бокам, как будто меня обхватили пальцами вокруг талии. И пальцы как будто сошлись!

Так вот, сплав – это не бесконечное швыряние от порога к порогу. Это плесы, перемежающиеся несколькими порогами в день. По Тохмайоки за четыре дня мы прошли 45 км через 35 порогов от II до IV категории сложности. Семиметровый водопад VI категории обносили. Это считается очень насыщенным сплавом.

Сплавляться можно на байдарке, рафте, каяке, катамаране. При любом сплаве самое безопасное судно – катамаран. Правда, рафт более устойчив, но менее маневренный, чем катамаран – в случае чего не успеешь увернуться от опасности. На плесе легче всего на байдарке, но многие препятствия для нее непреодолимы. То, что для катамарана является порогом третьей категории, для байдарки – четвертой. В общем, самое проходимое судно – это катамаран.

Ночевали в палатках, еду инструктора готовили на костре. Народ в группе давно объездил мир, так что «это море, эти пальмы» со всеми удобствами давно надоели. О своей работе особо не распространяются, но кажется, велика доля сотрудников и топ-менеджеров финансовых компаний. За четыре дня люди задруживаются и договариваются о следующих поездках. В Москве переписываются, встречаются, обмениваются фотографиями, монтируют фильмы.

В первый день прошли немного, встали на стоянку рано, пошли на экскурсию в горный парк «Рускеала». «Мраморные ломки Рускеала» — объект национального достояния. Это мраморный каньон, заполненный грунтовыми водами, прозрачность которых – 15-18 м. В нем добывали мрамор для Исаакиевского и Казанского собора, Зимнего и Мраморного дворца, Михайловского замка. Стены пронизаны системой гротов, штолен и штреков. Такая акустика…
На второй день – Рускеальские водопады IV категории. Летом они высыхают в ручей, а сейчас – вполне проходимы. Но только инструкторами и хорошо подготовленными любителями, остальных не пустили. Неподалеку от этих водопадов снимали «А зори здесь тихие», сцену купания. Останавливаться не хотелось, потому что на берегу стоит гранитная плита утонувшему туристу.
На третий день – плесы, несколько порогов, обнос семиметрового водопада. Но на четвертый день! Многокилометровое спокойствие стало отличной прелюдией к главному действию – прохождению двух водопадов у бывшей финской мельницы. Перед ними катамараны полностью разгружали. Наш пошел первым, что щекочет нервы — ведь неизвестно, куда и как закрутит. Я сидела второй, и опять ничего бы не ощутила, если бы не мгновение свободного падения. За ним — несколько метров по горизонтали – и снова вниз. Лямки впередисидящего развязались, и он упал между баллонами. Пришлось схватить за шиворот вице-президента одного Московского солидного клуба.

А вот теперь попытаюсь рассказать, почему надо хоть раз попробовать прыгнуть в водопад. Катамараны снова и снова возвращали на старт, чтобы повторить прыжок, благо обносить недалеко, по скале. Я хотела хоть раз сесть впереди, я обещала инструктору вселенский скандал, если он это не устроит. Села! Медленный заход издалека, выравниваемся…

Страшно… Полный вперед!!! Грести. Сильно грести. Нос сваливается, я сваливаюсь, за мной все сваливаются. Сильный удар баллонов о стоячую в «бочке» воду, следующий удар – по тем, кто спереди, по мне, швыряет назад, чуть не выкидывает из петель сиденья, я помню про весло, я гребу, я цепляю спереди метр воды, я тащу его на себя. Все! Проехали! А прыгать можно сколько хочешь – каждый раз будет по-другому, каждый раз не знаешь, как войдешь в воду. Чуть не так зашел – все, начинает крутить. Понесет и боком, и задом.
Чуть дальше – плотина, трехметровый водопад. Ужас, как страшно заходить! Чуть успокаивает то, что впереди – два инструктора. Но наш катамаран – опять первый, и не знаешь, каково там будет. Полный вперед!!! А-а-а-а-а-а-а – свободный полет, только что мне загораживали видимость, а теперь и я вижу, куда летим! Как это так – я выше головы инструктора чуть не на метр? Мы что – переворачиваемся?! Шлеп о воду, гребем, гребем изо всех сил. Ну, вот и все. А потабанить я не успела.

PS: немного о погоде. Солнце шпарило не по-детски, ощущение жары, хотя в ледяной воде ее не почувствуешь. В общем, повезло нам с погодой. А в Сочи в это время, говорят, шел град и было +9…

Елена Новикова

Если в водоскате вода идет вниз под углом до 45 градусов, то это просто водослив. Если угол 45 градусов и больше – это уже водопад. На нашем пути было два водопада: один двухступенчатый – два раза по два метра – водопад плюс порог, другой – три метра, угол падения близок к 90 градусам. Так, по крайней мере, со страху показалось.

Шверы – небольшие водяные валы.
Язык – гладкий слив воды в виде треугольника
Обливняк – камень, который сверху обливает вода
Крокодил, бегемот – большой камень, торчащий из воды.
Петух – брызги от скрытого под водой камня
Отбросить корму – табанить для выравнивания катамарана
Завести корму – переднему подправить нос в пороге.
Подтяг – гребок под баллон. «Вываливаешься» наружу и подгребаешь воду под баллон.
Слив – место падения воды
Бочка – область стоячей воды после слива. Попадешь в бочку – вода не пустит дальше, затащит под струю, прижмет корму, перевернет катамаран. Будет плющить и колбасить. Задача передних – зацепиться веслами за движущуюся впереди бочки воду. Чтобы «пробить» бочку, скорость катамарана должна быть выше скорости течения. Отсюда истошный вопль инструктора на заходе – «полный вперед!!!». И все должны махать веслами даже в свободном падении.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest