Сергей Моисеев: Семь футов под русским килем

28.08.2010 | Интервью

Водный простор , вольный ветер , туго натянутые паруса – родная стихия Сергея моисеева, которую он не променяет ни на какую другую . В мире яхтинга Сергей давно свой. избороздил множество морей и рек. сейчас возглавляет российскую яхтенную ассоциацию . Во многом его стараниями В нашей стране налажено обучение яхтингу от начальных ступеней до уровня капитана шкипера по системе подготовки, разработанной и одобренной ООН, ICC, международной системе сертификации судоводителей прогулочных судов.
– Сергей Борисович, как давно вы возглавляете Российскую яхтенную ассоциацию?
– С самого начала. Почти 10 лет.
– а как она сформировалась?
– Собственно говоря, все претенденты прошли через мои руки. Это уже 1500 человек, они все проходили у нас подготовку. И одновременно с окончанием курса становились членами ассоциации. Писали заявления, и получилась такая вот действующая организация. Мы участвуем на всех выставках, связанных с яхтенной тематикой. Приглашаем заинтересованных лиц на различные мероприятия – ралли, регаты. Помогаем им выбирать свои маршруты, предлагаем различные книги, чтобы они могли ходить по всему миру. В последнее время представляем российский яхтинг в Организации Объединенных Наций.

– а когда парусный спорт приобрел популярность в России?
– 10 лет, как мы уже стали выходить на международный уровень. А до этого нам повезло. В Советском Союзе был достаточно хорошо представлен парусный спорт. Были времена, когда чиновникам нужно было становиться мастерами, и проще всего это можно было сделать в парусном спорте. Это командный вид спорта, и если у тебя хороший экипаж, можно было, буквально лежа в каюте с секретаршей, стартовать в гонке, успешно финишировать и стать мастером спорта. В то время закупали достаточно хорошие яхты в Польше, и на них проводились регаты, соревнования. Многие из них до сих пор живы. Прошло уже лет 30–40, а эти яхты еще ходят.
– а теперь деньги появились у некоторой части населения и стали закупать в частном порядке?
– Да, сейчас это стало достаточно доступно, несмотря на большие пошлины и цены. Многие стали обзаводиться собственными яхтами. Поначалу покупали моторные, а сейчас появилась мода на парусные. Их в общем-то уже достаточно много. На последнюю регату заявилось порядка 200 яхт.
– а какой самый крупный класс?
– Самый крупный класс, это “Жано-32” – 32 фута, 10 метров. И поменьше, вплоть до одноместных яхт.
– Яхтсмены – это все-таки спортсмены, которых яхтинг привлекает как вид спорта. им нравится участвовать в соревнованиях. а есть те, кто просто хочет отдохнуть на воде, куда-нибудь поехать в путешествие?
– Если классифицировать яхтсменов, то их три категории. Одна – это любители, которые просто любят это дело. Есть строители, которые любят строить яхты, потом их дооборудовать. Как правило, они не ходят. И есть гонщики, у них яхты, в которых жить невозможно, они все завалены парусами, веревками, такелажем… Они занимаются только гонками.
– Фанатики такие?
– Да.
– а есть у яхтсменов свой профессиональный кодекс? Я имею в виду поведение, общение?
– Прежде всего, это высокий уровень доброжелательности. Обычно, когда яхты расходятся, надо поприветствовать друг друга. Если вовремя заметили яхты, принято уступать дорогу. Существует и определенный этикет поведения в маринах. Главное здесь – честность. Когда берешь яхту в чартер, ее дают под честное слово. Так же под честное слово ее возвращаешь. Естественно, для начинающих соблюдаются формальности: оплачивается сам чартер, оставляется залог. Но, когда тебя уже знают, тебе просто дают ключи. И еще никогда не запираются каюты, на стоянке яхта всегда открыта.
– Вот вы говорите, что владельцев яхт становится все больше. а как в целом сейчас развивается яхтенное дело в России? ну, может, не так, как в монако, но все же… Как вы оцениваете?
– Кризис, конечно, немного всех подкосил. Хотя в этом году ожидается большое поступление яхт. А что касается Монако… Знаете, когда иностранцы проезжают по Дмитровскому мосту, они голову выворачивают, видя один из клубов (там действительно стоят такие “конкретные” яхты, суда), и говорят: да у вас тут как в Монако, ребят! Многие уже поняли, что покупка яхты – это хорошее вложение денег. Во-первых, потому, что получаешь возможность проводить отдых на воде. Потом, это достаточно долговременное вложение и, я бы сказал, универсальное. Можно участвовать в гонках, а можно просто отдохнуть с друзьями. Можно пойти в путешествие по очень красивым подмосковным берегам или пойти дальше, на Неву, например, в Питер. Наконец, забраться в такие места, куда ты не попадешь никаким другим транспортом.

– а вообще, насколько это обременительно – ходить на яхтах? насколько все приспособлено? есть места, где можно заночевать, заправиться топливом?
– Сервис меняется в лучшую сторону. Мы находимся в яхт-клубе, который специально сделан для стоянок яхт. Это не какой-то порт для кораблей. То есть здесь и другие причалы, и другая инфраструктура. Есть заправка, но она такая, не для больших судов. И в последнее время таких яхт-клубов становится все больше.
– а много людей вступают в вашу ассоциацию? Вы их как-то заинтересовываете? Что они получают взамен?
– Главное условие для вступления в Ассоциацию – это профессионализм. Допустим, несколько сотрудников или кто-то из руководящего состава проходят подготовку на капитана. Только тогда мы принимаем. А если кто-то говорит, вот мы принесли денег и хотим вступить, то это еще не повод. Главное условие – учиться, учиться и учиться. Для того чтобы составить серьезную обучающую программу, нам пришлось достаточно долго поработать, походить под парусами. Зато теперь после нашего обучения действительно становятся капитанами.
– а сколько в стране таких вот марин?
– Я думаю, сотни. Дальний Восток, Черноморское побережье, Питер, Туапсе… Но вот такого уровня, я думаю, десятки, и они все-таки поближе к Москве. Потому что здесь проходит не только водная артерия, сюда еще приходят нефтяные и газовые трубы…
– Допустим, мы хотим отправиться на моторной яхте до нижнего новгорода. где можно заправиться, встать на стоянку, поспать? не опасно ли, например, встать посреди реки?
– При выборе яхты надо смотреть, на каком она идет топливе: что это, дизель или бензин. Дизель раздобыть легче. Правда, не всякий дизель годится для яхты. Попытки сливать его с проходящих сухогрузов заканчивались тем, что выходила из строя вся система. Что касается безопасности, естественно, надо пройти хорошую подготовку по плаванию, тренироваться, знать в совершенстве навигационные знаки. Потому что идти можно только по фарватеру, и надо точно знать, где он проходит. И иметь хорошие карты, лучше электронные, в дополнение к бумажным. Нужно уметь пользоваться всеми приборами для того, чтобы такое плавание доставило удовольствие. Вообще, безумно интересно ходить по нашим рекам, водохранилищам. К яхтсменам, кстати, везде с большим уважением относятся. – но ведь надо еще знать, где можно к берегу подойти. глубина должна быть достаточная.– У нас много таких мест. Но так как у нас в Москве искусственно поднятый уровень воды, то для того, чтобы выйти на большую глубину, нужно пройти несколько шлюзов. Поэтому обычно если собираются, то идут в дальнее плавание, надолго, чтобы не туда – обратно. Очень популярен маршрут до Онежского озера. Изумительные совершенно места, ничего подобного не найдешь за рубежом. Все яхтсмены, с которыми я разговаривал о России, мечтают сюда прийти на своих яхтах. К сожалению, пока для них путь закрыт, потому что ходить можно только под российским флагом.
– но вы как-то пытались пролоббировать интересы яхтсменов?
– Мы направляли соответствующие письма Медведеву, Путину, но, похоже, там все как-то сложно…

– Все упирается в вопросы безопасности?
– На самом деле очень сложно границу открыть для захода. И дело даже не в прогулочных судах, которые можно было бы выделить в отдельную группу и разрешить им проходить, а в коммерческих. Если здесь появятся иностранные перевозчики, наши суда просто не выдержат конкуренции. Скорее всего, дело в этом. А прогулочные суда – это совершенно малая доля.
– Тем не менее туризм развивался бы в России.
– Конечно. Яхтинг развивается в тех странах, где это приветствуют. Например, Турция сейчас вкладывает большие деньги в строительство марин и их инфраструктуры. Огромные деньги! И они возвращаются, потому что многие яхты туда переходят.
– государство тратится?
– В основном, конечно, частные инвестиции. Но государство это всячески поддерживает. Например, для того, чтобы поставить яхту в Турции, практически не требуется каких-то сложных процедур.
– а купить и зарегистрировать яхту можно? насколько такая процедура обременительна?
– В зависимости от того, к какому классу судно относится, какой оно длины, водоизмещения, мощности двигатель, оно регистрируется либо в ГИМСе (Государственная инспекция маломерных судов), либо в Судорегистре. Когда говоришь с руководством этих организаций, заверяют: приходите, все будет хорошо. Как начали что-то делать, возникают проблемы. Как правило, они все решаются. Например, вот эта яхта у нас зарегистрирована в ГИМСе. Они сами к нам обратились для сотрудничества со школой, и мы достаточно успешно готовили яхтсменов.
– Школа базируется здесь?
– Здесь и за рубежом. Сейчас в Турции есть у нас, зарегистрирована в России и на Сейшельских Островах.
– В Турции что?
– В Турции у нас база… Очень хорошее место, просто идеальное. Мы, можно сказать, обошли весь мир и нашли это место. Оно закрытое совершенно.
– многие предпочитают поехать туда и поучиться там?
– Мы разбиваем на два этапа. Так как по Москве можно ходить на яхтах не больше 32 футов – под проводами, под мостами – это максимальная высота. Если заказать судно больше, оно уже не будет проходить. А меньше – не настолько удобное для процесса обучения.
– моторная может?
– Моторная да. Вот, а там мы заказали яхту, максимальную, которая может встать в марине, более или менее средняя.

– Чем яхта отличается от моторки, грубо говоря?
– Яхта все-таки имеет больший размер, имеет каюту, салон, иногда флайбридж, это мостик, на который можно выйти. Моторка – это, как правило, все-таки более открытое судно. По Гиннессу это делится так: моторная лодка, прогулочное судно, слово “яхта” там вообще не употребляется для маломерных судов.
– а ход? Скажем, 500 километров – это средний ход?
– 500 – это хороший ход. Если она начинает набирать достаточно большую скорость, то расход топлива увеличивается до десятков литров в час.
– где заправиться по пути можно?
– В Москве заправки только-только начали появляться. Раньше было две заправки, в этом году поставили еще одну.
– В регионах их вообще нет?
– Там с этим вообще сложно.
– и как быть?
– Дело в том, что у нас очень строгие законы, касающиеся размещения заправок на воде или на берегу. Сейчас их вроде бы начали выпускать. Думаю, что их будет становиться больше.
– а пока приходится заправляться на обычных заправках? Как это на практике происходит?
– Были анекдотические случаи. Правда, еще в советские времена. Надо идти из Онеги в Москву. Все думают, где бы заправиться. И тут раздвигаются кусты, выходит такой мужик: ребят, бензин нужен? Дизельный нужен? – Да. – У меня тут машина рядом стоит, говорит, я вам всем налью. Собрал все канистры, деньги – и опять в кусты. Так и исчез с концами! Естественно, сейчас это все гораздо проще. Много всяких заправок, можно взять такси, доехать и заправиться. Я больше на парусных яхтах хожу. Мы с этой проблемой не сталкиваемся. Дизель здесь стоит небольшой, мощность 21 лошадиная сила. И расход, соответственно, совсем небольшой, помоему, литр – миля.
– Для паруса нужно иметь физическую силу и уметь ставить паруса?
– С тех пор, когда корабли были деревянными, а люди железными, все очень сильно изменилось. Корабли стали приспосабливаться к людям, уже далеко не железным. И поэтому сейчас появилось много всяких удобных приспособлений. Скажем, по постановке парусов. Передний парус уже не требует того, чтобы я брал тяжелый мешок, нес его на нос, цеплял, поднимал. Он просто имеет закрутку, которая позволяет, не выходя из каюты, поставить парус и убрать его. Просто закручивается на барабан. Главный парус – грот при его уборке попадает в корзину, она так и называется lazy bag – корзина для ленивых. Парус опускается в эту корзину и там хранится. Для того чтобы его поднять, есть лебедка. Для ленивых разработали электрические лебедки. Вы просто заводите туда шкот, нажимаете на кнопку, и парус сам поднялся.

– но полезней все-таки первый вариант.
– Я тоже так считаю. Мы оставили даже на большой яхте. У нас одна только стоит лебедка, которая поднимает парус, а вот эти, которые работают со шкотами, они уже ручные.
– и все-таки не рискуют пока ходить по России на яхтах?
– Яхта – это не вид транспорта. Она служит для того, чтобы выйти в выходной день, походить где-то в своем регионе и вернуться обратно. Для тех, кто любит путешествовать, существует система бронирования яхт, чартер. Вы можете, скажем, ходить по… островам. Это там Мальорка, Ибица, Менорка.
– а по России?
– Должен вас разочаровать. К сожалению, пока тут чартера нет. Почему-то никто не скажет, ребят, приходите, вот вам яхта, вот вам ключи – и вперед.
– ну а арендовать яхту можно? С капитаном, с командой?
– К сожалению, пока что это не прижилось. Может быть, благодаря вашему журналу это получится. Поднимите эту тему – возможно, появится много желающих взять яхту в аренду. Нужно, чтобы сформировалась определенная культура в этой сфере. И мы уже близко к этому подошли. Тот же водный мотоцикл можно взять, серфер… Уже никто не боится, что на них сядут, угонят и уедут. И люди меняются. Уже как-то не думают, когда тебе дают большую яхту, что там можно что-то отвинтить, чтобы хозяин не заметил. Наоборот, хочется что-то свое оставить на такой яхте, чтобы было от тебя тоже. Но это надо, чтобы сменилось два поколения, я думаю, тогда все это придет.
– а есть статистика, сколько в России яхт – 20 метров, 30 метров? Ваша ассоциация не ведет такой подсчет?
– Когда писал в правительство письмо, приводил данные, которые мне дали в Государственной инспекции маломерных судов. Где-то 50 тысяч судов. Но что они судами называют? Там от надувных лодочек до красавцев лайнеров.

– а в связи с чем вы писали письмо?
– Там было предложение как раз об открытии границ для иностранных прогулочных судов и о присоединении к резолюции, которая определяет право подготовки и сертификации судоводителей прогулочных судов для плавания за рубежом. К такой резолюции уже присоединились многие страны, Россия пока нет.
– а кто дает такие права?
– Для яхт и плавания за рубежом мы даем международные права, поскольку работая с ООН и получив все эти правила, мы приняли их на уровне Ассоциации. А для плавания в России права выдает ГИМС. В России все находится под контролем Государственной инспекции маломерных судов. Инспекторы же принимают экзамены. Правда, есть домашняя школа, которую сама ГИМС организует. Но, как правило, это плохо кончается. Кто-то начинает продавать эти сертификаты, их ловят. А нам просто нравится это дело, мы не ставим своей целью заработать и как можно меньше тратить. Как видите, мы вкладываем деньги в хорошие яхты, в стоянки.
– Сколько стоит обучение?
– Это зависит от уровня подготовки. На яхте должно быть два квалифицированных судоводителя. Капитан и его помощник. Подготовка помощника капитана стоит 15 тысяч рублей, сюда входят теория, практика, книги. Буквально сегодня вручили сертификаты тем, кто закончил курсы.– а по времени, продолжительности?
– Это 7 занятий примерно по 3 часа.
– Вот вы выдали им сертификаты международного образца. а они с ними имеют право ходить по России?
– Именно с этими нет, поскольку у ГИМСа свои требования. И вообще, нет такой квалификации, как помощник капитана. Есть только судоводитель.
– Стало быть, капитаны, которые ходят здесь на яхтах, имеют права гимСа?
– Да. Все зависит от того, где зарегистрирована яхта. Если она зарегистрирована в ГИМСе, то и права ГИМСа.
– а если большие суда?
– Если большие суда, то там уже идет подготовка судовой инспекции, они зарегистрированы в каком-то речном надзоре. На капитана большого судна надо уже 5 лет учиться в морской академии, как ни странно. Купил себе яхту, хочешь на ней ходить – иди, поучись пять лет в академии, и тогда сможешь. Начинают искать какие-то лазейки, естественно, находят шарлатанов. Вместо того, чтобы получить хорошую подготовку.

– Яхтинг в России пока еще считается отдыхом для богатых. есть такая специфика?
– Давайте посчитаем. Я думаю в конце концов и в России можно будет брать яхту на время отпуска на неделю, на две. За рубежом, например, чартер небольшой яхты обойдется в 600–700 долларов в неделю. Яхта побольше, скажем 15 метров, обойдется в 5–6 тысяч евро. Но это уже на компанию из 8–10 человек. Опять же это недорого получается.
– а содержание, обслуживание парусной и моторной яхты во сколько примерно обходится в России? Каково соотношение цен?
– По цене разница получается в 3–5 раз, парусная дешевле. Но это объяснимо, сам двигатель представляет собой довольно сложный агрегат и достаточно дорогостоящий. У парусной во столько же раз дешевле обслуживание. А по содержанию то же самое получается. В частности, мы на этой яхте за 4 года немало проходили и вот сейчас меняли только паруса. Это обошлось в несколько тысяч евро. Все остальное работает и работает. Срок службы яхты может быть 30 и более лет. Моторная все-таки более уязвима. Когда налетаешь на мель, парусная просто ударяется килем, и с ним ничего не происходит. А на моторной яхте руль, гребной вал, винт – все это уязвимо при попадании на мель.
– на мель легко попасть?
– Очень легко.

– То есть это романтика такая относительная? нужно иметь осторожность и умение все это проходить?
– Разгильдяйства никакого не должно быть. Вот видите, сейчас вечер, мы разговариваем, я трезвый, вменяемый. И в принципе я таким и должен быть всегда. – а можно в России, например, бросить якорь посреди реки и быть уверенным, что тебя никто не собьет и не обкрадет? или все-таки нельзя?
– Как-то не хочется говорить о грустном. Вообще-то ты ни от чего не застрахован. Особенно в северных районах. На нас, например, нападали пираты. Настоящие пираты. На Онежском озере. Я был с маленьким сыном: подплывает моторочка, в ней три человека, у одного ружье наперевес. Я поначалу даже не понял, что происходит. Привет, говорю. Они так молча описали круг вокруг нас и поплыли обратно. И я слышу такую фразу: чего ты не стрелял?
– Да там ребенок такой маленький. Мне даже в голову не пришло, что мы были на волосок от смерти. Чему удивляться? Освобождаются люди после отсидки, денег нет. А тут все на воде, все. Кто-то приплыл – можно поживиться.
– То есть не рекомендуется посреди реки бросать якорь? или ночью ходить?
– Ночная навигация где-то разрешена, где-то запрещена, но в принципе почему нет? Можно ходить и по ночам. Включаются ходовые огни, яхту видно хорошо. А дальше зависит от того, есть в этом месте ночная навигация или нет. Не знаю, как сейчас на той же Онеге, но рыбаки там вечно вытаскивали аккумуляторы и лампочки. Властям надоело их ставить, и они сказали: все, закрываем ночную навигацию. И никаких огней ночью нет.

– Действительно это проблема, что вытаскивают лампы?
– Прежде такое было. Сейчас уже все больше за рубежом хожу. Честно говоря, немного оторвался от внутренних проблем. Но вот сейчас держим яхту здесь, хотя могли перегнать, чтобы помочь определенному классу людей пройти подготовку, не уезжая за рубеж. Это люди, которые, может быть, не имеют большого достатка или не могут выехать по роду их деятельности. Например, запрещен выезд, получение загранпаспорта. Я знаю сейчас многих бизнесменов, которые предпочитают отдыху за рубежом отдых в России, в том числе на яхтах. Именно из-за нетронутой природы. И потом, специфика водоемов Москвы в России такова, что не всегда можно найти на берегу место, где можно комфортабельно отдохнуть. А яхта уже сама по себе предоставляет такую возможность. Это такой плавучий мини-отель. Что может быть удобнее для отдыха?



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest