Туристическая отрасль – одна из приоритетных в развитии островного региона, считает врио губернатора Сахалинской области Валерий Лимаренко
Глава региона уверен, что японцам, китайцам и корейцам, впрочем, как и россиянам, совершенно не обязательно лететь в Альпы, чтобы покататься на лыжах, — все условия для этого есть на Сахалине. И это лишь малая часть того туристического продукта, который готов предложить остров потенциальным туристам.
Такой оптимизм вполне оправдан: в последние годы Сахалин совершил настоящий прорыв на туррынке, делая ставку на повышение узнаваемости направления и превратившись из абстрактного далекого острова во вполне осязаемый маршрут, который в качестве отпускного рассматривают среднестатистические российские семьи. Доказательством тому служит стабильный поток гостей, посетивших областной стенд на крупнейших туристических московских выставках, – Mitt и «Интурмаркет». Многие уже забронировали поездку и узнавали у экспонентов подробности, другие – интересовались нюансами и планировали турне по Дальнему Востоку.
А планировать есть что. В 2018 году на территории Сахалинской области работало 80 туристических компаний, из которых 18 – туроператоры, предлагающие более 80 туристических маршрутов в различных комбинациях и турпакетах. Походы на снегоходах на мыс Великан, поездка к Чертову и Ведьмину мостам – уникальным железнодорожным сооружениям, построенным японцами в 20-х годах прошлого века, гастрономические туры с дегустацией нивхских блюд и шаманскими танцами у костра, катания на собачьих упряжках и зимняя рыбалка… Именно для того, чтобы помочь туристу сориентироваться во всем многообразии предложений, работает Сахалинский туристско-информационный центр.
Здесь же помогут определиться с гостиницей. В прошлом году в регионе действовало 113 средств размещения, способных одновременно принять 6 тысяч туристов. Из них 77 – именно гостиницы, остальные средства размещения это гостевые дома, хостелы, базы отдыха, апартаменты. Общий номерной фонд в регионе – две с половиной тысячи номеров. Среднемесячная заполняемость номерного фонда, по экспертной оценке, приближается к 60%. В 2018 году объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Сахалинской области от гостиничного бизнеса составил 236,7 млн рублей.
Не отстают и предприятия общественного питания – их вклад в областной бюджет превысил 308 млн рублей. Всего в регионе поесть можно в почти 600 точках общепита, большинство из которых – кафе и бары. Это как привычные жителям центральных регионов сетевые заведения вроде Subway, так и аутентичные местные ресторанчики. Только в прошлом году в области открылось 20 новых точек питания.
Рост числа гостиниц, особенно прошедших классификацию и имеющих официальную «звездность» (а таких в регионе сегодня 24), становится катализатором для развития еще одного вида туризма – событийного. Проведение крупных, в том числе международных мероприятий, — еще один «плюсик» в имиджевую копилку региона. Финал VI национального чемпионата молодых профессионалов WorldSkills в прошлом году, первые в истории Сахалина зимние международные спортивные игры «Дети Азии» в нынешнем году, активное развитие зимних видов спорта и организация различных соревнований развеивают мифы о транспортной недоступности и обособленности Сахалина.
Для развития спортивного туризма в области создана территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) «Горный воздух». Этот горнолыжный комплекс уже был задействован в проведении игр «Дети Азии». Однако этим функции курорта не ограничиваются, в планах – создание международного всесезонного центра спорта и туризма. Проект ТОР предусматривает развитие инфраструктуры действующего комплекса с дальнейшей перспективой освоения близлежащих сопок и создания самого крупного на Дальнем Востоке горнолыжного курорта. Определены границы ТОР «Горный воздух», перечень видов экономической деятельности с особым правовым режимом, минимальный объем капитальных вложений резидентов. Общий объем средств, запланированный на строительство объектов инфраструктуры ТОР «Горный воздух», составляет 10,25 млрд рублей. Из 25 спроектированных объектов инфраструктуры завершено десять.
Внедрение современных стандартов качества услуг, расширение географии позиционирования туристского потенциала области, продвижение турпродуктов в России и за рубежом дает результат: по предварительной оценке в 2018 году островной регион посетило порядка 285 тысяч туристов. Только в порт Корсаков зашло три иностранных круизных лайнера с почти семью тысячами пассажиров на борту. В этом году запланировано уже семь заходов круизных лайнеров, из них четыре захода совершат суда Viking Spirit и Maasdam, до этого ни разу не заходивших в порты Сахалина.
Объем платных туристических услуг в 2018 году, по данным Сахалинстата, составил 584,3 млн рублей, это рост в 107,8% к уровню 2017 года. На 1 декабря 2018 года от предприятий в сфере туризма поступило более 30 млн рублей налогов.