В Костромской губернии впервые в истории России ученые составили психологический портрет русского народа. Получается, какие костромичи – такие и все русские.
Все мы из села Горюхина?
Костромскую губернию можно смело называть самым русским из всех российских регионов. Эта истина открылась в результате долгих дискуссий среди историков, социологов и психоло- гов, которые в конце концов признали зеркалом национального этноса именно Костромской край. Иными словами, ученые сошлись во мнении, что в костромичах нашли воплощение наиболее типичные черты русского народа. Спор в научной среде возник не на пустом месте. Дело в том, что Институт психологии Российской академии наук решился на уникальное исследование этно-психологических особенностей русских. Необходимость такого исследования, которое впору причислить к списку самых громких национальных проектов, напрашивалась давно. Ведь во всем мире десятилетиями только и твердят, что о загадке русской души. А до научной ее разгадки дело доселе как-то не доходило. Впрочем, попытки проникнуть в эту тайну, конечно же, в разное время предпринимались. Вспомнить хотя бы емкую характеристику национального менталитета от историка Карамзина. «Воруют!» – сказал именитый ученый. С этой общепризнанной оценкой как будто бы и не поспоришь. Но, с другой стороны, известны и другие национальные характеристики нашего народа. Взять широту русской души или упорство в мирном труде и особенно в ратном. Эти и другие емкие черты к портрету русского народа отметил, к примеру, Пушкин в своей повести «История села Горюхина». Так, Александр Сергеевич написал о русских мужчинах: «… добронравны, трудолюбивы, особенно на пашне, храбры, воинственны… славятся в околотке кулачными бойцами, все вообще склонны к чувственному наслаждению пиянства». Женщины же в пушкинском селе Горюхино «… сверх домашних работ разделяют с мужчинами большую часть их трудов и не уступят им в отважности, редкая из них боится старосты».
Сказано это еще в 1830 году, а впечатление – будто об обитателях нынешней российской глубинки. Но глубинка на самом деле велика и многолика, тем более сейчас. А этнические черты нации в их первозданном виде, оказывается, еще поискать.
– В общем, задача стояла не из легких, – признается научный руководитель проекта доктор психологических наук профессор Евгений Резников. – С одной стороны, подобных научных исследований в России вообще никогда не проводилось. В советское время, например, считалось, что по мере продвижения к коммунизму в нашей многонациональной стране стираются и все этно-психологические различия. С другой же стороны, было необходимо с точностью определить, в какой российской местности проживают наиболее типичные русские…
Кострома: Сусанин, Ярцев, Шанцев…
Среди аргументов в пользу Костромской губернии ученые называют ее исторические особенности: русские здесь жили с незапамятных времен, монгольское иго обошло этот субъект Федерации стороной, легким сквозняком прошли и европейские веяния. Среди иноземных захватчиков на костромскую землю осторожно ступила разве что нога польско-литовского отряда разведчиков. Но и та навсегда увязла в непролазных местных болотах. И напротив – именно Кострома, венчавшая на царствование государя Романова, положила, выходит, самый главный кирпич в основание русской государственности.
Но это, конечно, далеко не полный перечень аргументов за Костромскую губернию. На самом же деле, похоже, ученое сообщество отдало предпочтение этому краю исходя из типичности наиболее именитых его представителей. Ведь помимо героического сельского старосты Ивана Сусанина костромская глубинка дала стране, например, теперь уже бывшего тренера футбольной сборной России Георгия Ярцева. Разве не воплотились в этом спортивном наставнике основные черты русского характера? Или вспомнить, что родом из Костромской губернии нынешний глава Нижегородской области Валерий Шанцев, которого однажды назвали «воплощением национального характера». Не лишне также подметить, что именно в Костромском технологическом институте ковался и характер нового главы президентской администрации Сергея Собянина.
– Словом, выходило, что какие костромичи, такие и все русские, – поставил точку в этом вопросе профессор Резников.
Что костромичу здорово?
– Начиная свое исследование, мы строили определенные гипотезы, систематизировали все прежние исторические данные о менталитете русского народа. Но после обработки семисот подробных анкет, на вопросы которых ответили жители всех районов Костромской губернии, оказалось, что устоявшиеся представления о русском народе являются далеко не полными, – признается доктор психологических наук Евгений Николаевич Резников.
Результаты научной экспедиции психологов в костромскую глубинку и впрямь преподнесли сюрпризы. Например, выяснилось, что выше семьи, любви и общественного признания большинство опрошенных респондентов ставят наличие друзей. На первый взгляд, более чем легкомысленное суждение. Но, по мнению профессора Резникова, такой результат указывает на приверженность костромичей общественным ценностям. Ведь не секрет, что национально-психологический облик русского народа формировался под воздействием сельской общины, а также доминирования общественного над личным. Казалось бы, при новых рыночных отношениях от граждан следовало бы ожидать проявлений индивидуалистических качеств. Но у России, как известно, особенная стать. Оказалось, что опрошенные россияне меньше всего придают значение зарабатыванию денег и бытовому комфорту, а также машут рукой на собственное здоровье.
– В подобных социологических опросах среди европейцев и американцев забота о здоровье отмечается как одна из важнейших ценностей. А костромичи почти единодушно поставили ее на одно из последних мест, – разводит руками профессор Резников. – Это означает, что в народе отсутствует культура здорового образа жизни. Стоит ли после этого удивляться безостановочному процессу сокращения численности населения?
Зато русский народ всегда славился своей широкой душой, что подтвердили и результаты костромского исследования. Так, среди качеств, более всего присущих нации, костромичи в первую очередь отметили гостеприимство. А вот исполнительность респонденты поставили далеко в середину длинного списка. Оказалось также, что еще менее склонен русский народ к рационализму, особенно в сельской глубинке. А уж о честолюбии и вовсе не приходится говорить: этот личностный фактор, как выясняется, русским почти не присущ. А, к примеру, американцы в таком же социологическом опросе совсем не стесняются называть себя честолюбивыми и амбициозными.
– Отсутствие честолюбия у нашего народа я бы объяснил историческими и общественно-политическими обстоятельствами: сначала полтора века крепостного права, потом еще семьдесят лет клейма на слове «карьерист», – объясняет Резников.
Ну и как после этого упрекать бывшего старшего футбольного тренера российской сборной костромича Ярцева в отсутствии взятых высот? Да если б не проклятое крепостное право, ярцевские подопечные в прах бы разнесли на прошлом европейском чемпионате всех противников! Но с историческим прошлым не поспоришь: нации не хватает честолюбия и амбиций!
Однако никакие невзгоды не смогли повлиять на такое преобладающее качество русских, как прямолинейность, чуткость, готовность прийти на выручку хоть соседу, хоть незнакомцу, пусть и иной национальности и вероисповедания. Но готовность отдать последнюю рубашку соседствует в народе с губительными пороками. Так, на вопрос психологов о том, в чем своеобразие русских мужчин, подавляющее большинство респондентов ответили однозначно: в злоупотреблении алкоголем. В общем, как написал Александр Сергеевич Пушкин про склонность мужиков к «чувственному наслаждению пиянства» в селе Горюхино, так процесс поныне и продолжается.
Смех и труд все перетрут
Склонность к пьянству подтверждается и результатами социологического исследования русских национальных шуток-прибауток и анекдотов. Оказалось, что темами народных шуток чаще всего являются пьянство и интимные взаимоотношения с противоположным полом. Впрочем, отмеченное учеными активное чувство юмора у русских является, по убеждению профессора Резникова, весьма многообещающим показателем. В народе не стали меньше смеяться и шутить даже после резкого падения уровня жизни. Правда, ученых несколько насторожил тот факт, что многие респонденты расписались в склонности больше всего шутить не на отдыхе и не дома, а на работе. В общем, есть над чем призадуматься работодателям: если раньше за работу было принято браться с огоньком, то нынче – со смехом. Однако же, выясняя отношение русских к труду, исследователи пришли к выводу, что в первую десятку показателей здесь вошли такие психологические особенности, как трудолюбие, высокая работоспособность и ответственность. А вот в таких показателях, как ценность рабочего времени, высокий темп работы и тем более пунктуальность, опрошенные респонденты, судя по результатам исследования, далеко не преуспели.
Любопытные данные были получены учеными при обработке той части анкет, что касались темы проявления национальных чувств. Выяснилось, что в народе снизилось былое чувство гордости за экономические и другие достижения страны. Но возросла озабоченность будущим России. По словам профессора Резникова, это ярко характеризует нынешнюю социально-экономическую ситуацию в российской глубинке, но вместе с тем свидетельствует о наличии у опрошенных горожан и селян гражданской позиции.
Неожиданный результат был получен при выяснении степени религиозности русского народа. Оказалось, что в народе больше склонны верить в судьбу, чем в Бога.
– Словом, можно сделать вывод о том, что русский народ в основной своей массе по-прежнему больше склонен к коллективистским ценностям, чем к индивидуалистическим или рыночным. Это объясняет и столь трудный ход нынешних социальноэкономических преобразований. Новые ценности в народе окончательно еще не сформированы, а прежние во многом дискредитированы. Тем не менее русские несмотря ни на что сохранили свои лучшие качества – доброту, соучастие, бесхитростность, способность работать до седьмого пота и от души веселиться, – заключает профессор Евгений Резников.
ОвР-СПРАВКА
Кострома была основана в 1152 году Юрием Долгоруким. Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Ученые предполагают, что под видом похорон Костромы – соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения языческому богу Яриле.
За свою долгую историю Кострома, благодаря своему расположению среди глухих лесов и болот, испытывала лишь несколько серьезных вторжений, да и те были в кратчайшие сроки отбиты.
По той же причине город часто использовали как тихое место, в котором можно переждать смуту, подкопить силы для боев и собрать новую дружину. Отчасти поэтому здесь и сохранилась так называемая патриархальная самобытность. Сейчас, как и в старые времена, в городе мало приезжих. Даже на центральном рынке трудно найти гостей из солнечных республик СНГ. Согласно официальным данным, 96,7% жителей области – русские.
В Костромской области на сегодняшний день проживают 766 тысяч человек, 509 тысяч из которых относятся к городскому населению.
Население Костромы – 280 тысяч человек. Трудоспособное население составляет около 59,2 %, моложе трудоспособного – 17,7 %, старше трудоспособного – 23,1 %.Средний возраст населения 37,8 года.