С 1 сентября туроператоры по внутреннему и въездному туризму обязаны вносить данные в систему «Электронная путевка», однако из-за сложности и дороговизны процедуры подключения с ней готовы работать не более 10-15% компаний, поэтому РСТ обратился в Минэкономразвития с просьбой предоставления субсидий туроператорам, сообщил вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Георгий Мохов.
«Для туроператоров по внутреннему и въездному туризму 1 сентября заканчивается отсрочка ответственности за нарушения при работе с «Электронной путевкой» (ЭП). Если они не будут передавать данные в информационную систему, к ним может быть применена санкция в виде исключения из федерального реестра, то есть фактически запрет на ведение туроператорской деятельности. Тем не менее, согласно опросам, которые проводятся отраслевым сообществом, на сегодняшний день подключилось к системе не более 10-15% из почти 4,5 тыс. туроператоров по внутреннему туризму, входящих в Единый федеральный реестр. Эти данные соответствуют и статистике оператора информационной системы компании «Национальные туристические технологии» (НТТ)», — сказал он.
Мохов напомнил, что РСТ неоднократно направлял в Минэкономразвития письма о том, что для туроператоров по внутреннему туризму, как наименее технически оснащенного сегмента рынка, процедура интеграции с информационной системой и необходимая для этого аттестация рабочих мест оказывается слишком сложной и дорогой.
«Подключились в основном высокотехнологичные компании, имеющие собственные IT отделы, либо те, кто уже прошел процедуру подключения и работы с системой по выезду, так как техническую процедуру достаточно пройти один раз для всех видов туризма. Кроме того, с 1 ноября вступают в силу специальные Требования к мерам защиты информации, предъявляемые к информационным (автоматизированным) системам (ИС) и автоматизированным рабочим местам (АРМ) для работы туроператоров с «Электронной путевкой». Чтобы им соответствовать, надо пройти аттестацию рабочего места, то есть вашего компьютера, с которого будут передаваться данные. Это сложная и затратная процедура. Для крупных компаний, которые используют собственные информационные системы для автоматизированной передачи данных в «Электронную путевку», стоимость аттестации начинается от 300-400 тыс. рублей. Для туроператоров, работающих в ручном режиме – от 80-100 тыс. рублей», — добавил вице-президент РСТ.
По его словам, подключение к системе – организационно сложная процедура, так как требуется оформить порядка 50 документов, которые непонятны большинству владельцев турфирм. Сделать это самим довольно трудно.
«На рынке есть предложения «шлюзов», то есть компаний, которые имеют соответствующую аттестацию и готовы предоставить интерфейс для передачи данных, предлагая обслуживать туроператоров на абонентской основе. Но, во-первых, абонентская плата за год практически оказывается равна тем самым 100 тыс. рублей, которые надо заплатить за аттестацию вашего рабочего места. Во-вторых, нужно доверять сторонней организации, которой вы «сгружаете» персональные данные клиентов», — заметил он.
По словам Мохова, РСТ направил запрос в Минэкономразвития в целях разъяснения порядка работы через сторонние «шлюзы».
«Кроме того, подключение – далеко не разовое мероприятие. Использование программного продукта требует ежегодного продления лицензии, как и подтверждение цифровой подписи. Именно поэтому РСТ обратился в Минэкономразвития с просьбой рассмотреть возможность субсидий для туроператоров по внутреннему туризму на возмещение расходов на подключение к ГИС ЭП. Во внутреннем туризме занято 4317 компаний, а в выездном – лишь 367. Расходы на подключение для многих туроператоров по внутреннему туризму, представляющих собой микро и малые предприятия, просто неподъемные», — подчеркнул Мохов.
«Если нам не удастся получить одобрение субсидии через Минэкономразвития, надо пробовать сделать это через региональные меры поддержки МСП. Не уверен, что во всех регионах, но во многих точно есть формы компенсации финансовых трат компаний малого и среднего бизнеса на автоматизацию, цифровизацию своих процессов. Возмещение производится по итогам года уже по факту понесенных расходов», — добавил эксперт.
«Электронная путевка» — государственная информационная система, в которую туроператоры и турагентства должны передавать данные о каждом проданном пакетном туре и всех его параметрах, включая сроки, название перевозчика, отеля, стоимость и другие. Для туроператоров по выездному туризму передача данных в систему стала обязательной с 15 ноября 2023 года.
По материалам: «Интерфакс»