Ростовский кремль: столетия величия

В торжественной панораме Ростова Великого доминирует кремль , который расположен в центре города на небольшом возвышении . Его архитектурный ансамбль – признанный шедевр дреВнерусского зодчест Ва. кремлевские башни и купола церквей, отражаясь в глади озера Неро, вызывают восхищение и гордость за творение предков.
Главный архитектурный комплекс Ростова сложился в основных своих чертах к концу XVII столетия. Большая часть кремлевских построек сооружена местными зодчими под руководством митрополита Ионы Сысоевича в 1670– 1680-х годах. Ансамбль Ростовского кремля состоит из Владычного двора и примыкающих к нему с севера и юга Соборной площади и Митрополичьего сада. Именно эту, как говорят киношники, “натуру” использовали для съемок в 1973 году советского комедийного кинохита “Иван Васильевич меняет профессию”. На древнейшей в городе Соборной площади возвышается величественное пятиглавое здание Успенского собора. Он сооружен в 1508–1512 гг. на месте прежней деревянной собор ной церкви постройки Х века и более поздних белокаменных храмов. В интерьере собора под поздними записями сохранились уникальные росписи XVII столетия и великолепный резной золоченый иконостас 1730–1740-х годов.

В течение почти восьми столетий при соборе существовала архиерейская кафедра – одна из самых влиятельных в Русской православной церкви. Многие из ростовских владык после кончины были погребены под полом собора. Поблизости от собора расположена соборная звонница, сооруженная в 1680-е годы. Она знаменита не только как памятник архитектуры. Широкую известность звонница приобрела в связи с находящимися на ней колоколами, отлитыми большей частью в XVII веке. Размером и весом среди них выделяются “Сысой” (32 тонны), “Полиелейный” (16 тонн) и “Лебедь” (8 тонн). Ансамбль, состоящий из пятнадцати колоколов, позволяет исполнять различные по ритмике звоны, буквально завораживая всех, кому повезло слушать их величественное мелодичное звучание.Центральное положение в ансамбле кремля занимает Владычный двор. Его территория обнесена высокими стенами с одиннадцатью мощными башнями и двумя надвратными храмами – Воскресения Христова (1670 г.) и Иоанна Богослова (1683 г.). В пределах ограды, вокруг обширной площади размещены церкви Спаса на Сенях (1675 г.) и Одигитрии (1692– 1693), а также здания, предназначавшиеся в свое время для жилья, административного аппарата и хозяйственных нужд. Все они соединены между собой переходами, которые устроены на крепостных стенах. Кстати, говорят, что, только увидев их, режиссер Леонид Гайдай утвердил в окончательном сценарии “Ивана Васильевича…” знаменитую сцену погони. В южной части кремля находился Митрополичий сад. Здесь же располагался и монастырь Григория Богослова, известный с начала XIII века. Во второй половине XIV столетия из духовного училища при монастыре вышли выдающиеся деятели русской средневековой культуры – просветитель Пермской земли Стефан и церковный писатель Епифаний Премудрый – современник Андрея Рублева и Феофана Грека. Из монастырских построек сохранились церковь Григория Богослова (1670–1680) и ограда с двумя башенками и воротами. Архитектурный ансамбль Ростовского кремля органично вписывается в природное окружение. Устремленный ввысь многочисленными куполами храмов и островерхими кровлями башен, он воплощает представление русского народа о возвышенном и прекрасном. Не случайно его сравнивают с легендарным градом Китежем – поэтическим символом нравственной чистоты и сокровенной тайны человеческого духа. Сокровищам земным тоже нашлось место в Ростове.

С 1883 года в кремле располагается музей, ставший одним из пионеров в отечественном музейном деле. В 1995 году Указом Президента России Государственный музей-заповедник “Ростовский кремль” внесен в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В памятниках кремля развернуты любопытные музейные экспозиции. Выставка “Археология земли Ростовской” знакомит посетителей с древнейшей историей края (IV тысячелетие до н. э. – XIII век н. э.). На ней представлены орудия труда, предметы культа и быта, боевое оружие и воинское снаряжение. В отделе древнерусского искусства экспонируются произведения иконописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XII–XIX веков. Они характеризуют Ростов как один из центров формирования русской художественной культуры. Картинная галерея представляет собрание русской живописи XVIII–ХХ столетий. Здесь можно увидеть портреты церковных деятелей, дворянский и купеческий портрет, произведения В.Л. Боровиковского, Н.И. Аргунова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, В.Д. Поленова, И.И. Левитана. Экспозиция музея финифти, состоящая преимущественно из произведений ростовских финифтяных мастеров XVIII– XX веков, отражает более чем двухвековую историю одного из самых известных русских художественных промыслов. Масштабным проектом Ростовского музея в последние годы стало открытие экспозиции “Сияет злато и лазурь” (барокко и рококо в собрании музея), а также музея ростовского купечества в городской усадьбе купцов Кекиных. В 2008 году музей стал обладателем сразу нескольких престижных наград – золотой медали конкурса “Музей года. Евразия – 2008” в основной номинации “Федеральный музей” и диплома Национальной туристической премии им. Ю. Сенкевича в номинации “Лучший региональный музей”.

СПРАВКА
Ростовские звоныИстория ростовских звонов восходит к 80-м годам XVII столетия, когда стараниями ростовских зодчих митрополита Ионы III (Сысоевича) на Соборной площади была возведена звонница с набором из 12 колоколов. Этот уникальный ансамбль сохранился до наших дней. Некоторые колокола, как это было принято на Руси, наречены именами собственными: “Сысой”, “Полиелейный”, “Лебедь”, “Голодарь”, “Баран”. Первые три колокола отличаются от остальных величиной и весом. “Сысой” весит 2000 пудов (32 т), “Полиелейный” – 16 т, а “Лебедь” – 500 пудов (8 т). Самый старинный из Ростовских звонов – торжественный и строгий “Ионинский” – появился в конце 1680-х годов. Помимо праздничных существовали и будничные звоны. Среди ростовских звонарей бытовали различные попевки, которые помогали им отмерять ритм и даже вступать в перекличку. Вот лишь несколько из них. Соборная звонница (басовито): У нас де-нежки у-крали! У нас де-нежки у-крали! У-крали, у-крали, у-крали! Спас на Торгу (отвечает тоном выше): А мы зна-ем, да не ска-жем! А мы зна-ем, да не ска-жем! Не скажем, не скажем, не скажем! Малые колокола Рождественского монастыря: Без чис-ла мы со-гре-ши-ли! Без чис-ла мы со-гре-ши-ли! Авраамиевский монастырь (отвечает внушительно): Един Бог без грехов! Един Бог без грехов! Или Яковлевский монастырь (малые колокола спрашивают): Чем, чем, чем наш архимандрит занимается? Чем, чем, чем наш архимандрит занимается? Большой колокол отвечает: Пунш пьет, пунш пьет! Пунш пьет, пунш пьет! В разноголосой ритмике колокольного перезвона можно было уловить мотивы торжественные и скорбные, плясовые и тревожные… Вся жизнь русского человека с первого до последнего дня сопровождалась колокольным звоном. В смутные времена, кои нередко случались в нашем Отечестве, колокола гибли наравне с людьми.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest