«Путятешна» и история Крыма от Грозного до Путина. Кто и как зарабатывает на патриотизме

13.03.2019 | Статьи

Весь февраль и март в этом году в Крыму посвящены пятилетию Русской весны на полуострове. Множество телепередач, журналистских публикаций и выступлений политиков воспевает героические события 2014 года, разбирая под микроскопом каждый день пятилетней давности. Крымская весна уже успела превратиться из исторического события в бренд, который в интересах финансовой или имиджевой выгоды активно используют как рядовые граждане, так и известные люди. О том, кто и как зарабатывает дивиденды на патриотизме.

«Я так ждала тебя, Вова»

Практически сразу после начала Русской весны в социальном пространстве появилось огромное количество мемов с «вежливыми людьми», «Крымнашем», довольным Путиным и недовольным Обамой. Эти мемы предприимчивыми людьми были тут же трансформированы в приносящие прибыль бренды.

Все набережные курортных городов Крыма заполнили тематические футболки, кружки, значки, магниты и пляжные полотенца. Самыми популярными были легендарный «Крым наш», «Крым сдал – Крым принял» с фотографиями Никиты Хрущева и Владимира Путина, «Самый вежливый из людей» с грозным Путиным на фоне, «Спасибо за Крым!» и уже подзабытое «Няш-мяш – Крым наш!» с анимешной Натальей Поклонской. Еще один шедевр дизайнерской мысли – полуостров в цвета российского флага с подписью «Я так ждала тебя, Вова».

Образ Владимира Путина – отдельный разговор. Его изображали со сжатым кулаком, в солнцезащитных очках, шагающим вдаль на фоне русского поля или пожара, подмигивающим Обаме, в образе Джеймса Бонда, в морской военной форме и в кимоно для дзюдо. Самым, пожалуй, оригинальным аксессуаром была корона. Надписи соответствующие – «Мой президент», «Mr. Putin», «Путин всегда прав!», «У кого Путин, тот и сильнее» и «Мы своих не бросаем». Изображение с Путиным на коне дизайнеры подписывали фразой «Нас не догонят». С Путиным продавалось все – набор рюмок для водки, настенные часы, подарочные тарелки, термокружки, фляги, обложки для паспорта, ежедневники и даже матрешки.

За возможность полежать на полотенце с изображением русского Крыма люди платили по 300–350 рублей, кружка стоила в районе 200 рублей, а футболка – от 300 рублей. Спрос был огромный, причем не только среди рядовых приезжих туристов и жителей полуострова. Тематические сувениры приобретали даже знаменитости. Например, футболку с Владимиром Путиным для своей коллекции приобрел голливудский актер Микки Рурк. В знак протеста против спортивных санкций в адрес России в 2014 году хоккейный вратарь НХЛ Семен Варламов снялся в футболке «Крым наш» с Путиным в темных очках. А голливудскому актеру и музыканту Стивену Сигалу футболку с Путиным в Севастополе подарил один из знаковых фигур Русской весны байкер Александр Хирург.

Путятешну не желаете?

Сегодня бренд «Крымнаша» производители продолжают активно использовать. К главным брендам добавился недавно еще и Крымский мост. В интернете насчитывается несколько десятков сайтов, продающих одежду и атрибутику с тематикой «Крымнаша». Самым ходовым товаров являются футболки и толстовки. Но раскрывать «ФедералПресс» статистику продаж владельцы сайтов отказались, сославшись на коммерческую тайну.

«Спрос на такую продукцию не упал, но основные продажи приходятся на летние месяцы. Активно выпускается различная сувенирная продукция – футболки, кружки, магниты и тому подобное, но их в основном туристы покупают, как и книги о Крыме. Много предприятий их выпускает. Было раньше шампанское «Крымская весна», но сейчас не вижу его в магазинах», – рассказывает директор книжного интернет-магазин «Крымиздат» Юрий Гаряев.

Появились и новинки в пищевой промышленности. Например, упомянутое игристое вино «Крымская весна» производил Севастопольский винзавод, а его купить его можно до сих пор в нескольких украинских интернет-магазинах. Кондитерская компания «Крымчанка» производит конфеты «Крымская весна», «Вежливые» (с солдатом на фантике) и «Путятешну» в форме шоколадной царской короны. В Новосибирске еще в 2014 году кондитеры выпустили конфеты с изображением российского супермена «Крым. А ну-ка, отбери!»

Монетизацией крымских брендов заинтересовались и госструктуры. Так, уже весной 2014 года дочерняя структура Минобороны ОАО «Военторг» зарегистрировало товарный знак «Вежливые люди». Примечательно, что одновременно заявки в Роспатент на аналогичный бренд подали сразу несколько бизнесменов. Накануне Дня Победы в этом же году Минобороны запустило в продажу линию одежды под маркой «Вежливые люди», которая теперь продается по всей стране. Как заявляли представители «Военторга», производство и продажа «вежливой» одежды это «в первую очередь вопрос имиджа Вооруженных сил, а не бизнеса».

«Возможно, эта продукция отчасти поддерживает интерес к событиям Крымской весны, но в большей степени патриотизм и гордость за Россию помогают бизнесменам продавать продукцию под крымскими брендами. Бизнес ориентируется на общественное настроение. У него одна задача – получение прибыли, и умелые маркетологи используют эти настроения. Это ожидаемо и нормально», – говорит политолог Иван Мезюхо.

Крымская весна в стиле аниме

Следом за производителями текстиля и сувениров тему «Крымаша» начали активно использовать писатели и кинематографисты. О событиях Крымской весны были написаны десятки книг – от скромных монографий до толстых фолиантов, авторы которых, как рядовые крымчане, так и известные писатели и политики. Например, «Крым. Военная история. От Ивана Грозного до Путина» Дмитрия Верхотурова, «Крым – 2014. Как это было?» Александра Ширококарда, «Россия. Крым. История» Николая Старикова, «Дневник русского украинца» Платона Беседина. А малоизвестный автор Николай Марчук решил быть оригинальным и написать книгу про события, которых не было, – его «Крымская война 2014» создана в жанре альтернативной истории. Стоят книги в продаже скромно – от 350 до 450 рублей.

«Книги на тему Крымской весны издаются в основном в Москве. В Крыму за все пять лет только, наверное, одна–две были изданы. Книги московских издательств в Москве дешевле. Если продавать по интернету в разные города, цена неконкурентная получается. Отказываюсь от таких книг. А у нас хорошо идут путеводители, книги о природе, географии и истории Крыма. О политике, если тираж сразу не распродан, то потом очень долго будет лежать», – рассказывает Юрий Гаряев.

Самым известным и одновременно самым провальным фильмом о событиях 2014 года стала картина Алексея Пиманова «Крым», снятая при поддержке Министерства обороны. Затраты на производство составили 400 млн рублей, еще 200 млн было потрачено на продвижение. Но в итоге, несмотря на громкую рекламу, картина вызвала негативную критику россиян и в прокате провалилась, собрав около 340 млн рублей.

Документальных фильмов было снято несколько десятков, начиная, от широко разрекламированного полнометражного фильма Андрея Кондрашова «Крым. Путь на Родину» с первым большим интервью Владимира Путина о событиях тех дней и заканчивая небольшими журналистскими документалками. Например, в 2015 году московская документалистка Гюзель Гатауллина сняла фильм «Крым наш».

Не остался в стороне от тренда и спикер Госсовета Республики Крым Владимир Константинов. Он написал книгу о воссоединении Крыма с Россией под названием «Пройти свой путь», которую презентовали в Москве, а затем даже перевели на английский язык.

«Крымская весна стала высшей точкой восстановления России в 21 веке. Это воспоминание, которое наполняет людей гордостью, воспоминание о невероятном единстве власти и народа. У крымских политиков есть понимание того, что те события были высшей точкой и в их жизни. Они понимают, что они вошли в историю, и им очень хотелось бы закрепить свой статус, свое значение. Но тут есть и оборотная сторона – после этой вышей точки прошло уже пять лет и мы видим их такими, какие они есть в обычной, повседневной жизни. И эта разница между тем, кем они были, и тем, кем они оказались, к чему вернулись, говорит о том, что эксплуатировать тему Крымской весны будут долго»,+ – считает политолог Владимир Джаралла.

Источник



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest