Пустозерск – не пустое для туризма дело

26.09.2010 | Репортаж

“А я думал, что из Москвы до Нарьян-Мара часов десять лететь”, – удивленно произнес мой попутчик, направлявшийся, как и я, в столицу Ненецкого автономного округа в командировку. Оказалось, что всего-то чуть больше двух часов. Географическое невежество в наше время, конечно, не редкость, но в данном случае профаном оказался эксперт по внутреннему туризму из известного издания, что само по себе нонсенс.
На пути к новому бренду Однако факт остается фактом: все познания моего именитого попутчика о ненецком крае ограничивались… констатацией наличия здесь нефтегазовых богатств. Правда, буквально по истечении трех дней пребывания в НАО он уже вполне освоился и искренне восторгался невероятной привлекательностью здешних мест. Этот эпизод как нельзя лучше характеризует нынешнюю парадоксальную ситуацию: туристический потенциал края фантастически велик, но практически пока не реализован. Хотя чрезвычайно перспективен и для региона, и для жаждущих новых приключений туристов, которым приелись классические маршруты. Не секрет, что продать товар или услугу сейчас можно, лишь раскрутив бренд и продемонстрировав его конкурентные преимущества. В Ненецком автономном округе для брендинга есть весомые основания – как минимум исторический, культурный и этнический фундамент, вполне крепкий и достаточно надежный. Благодаря ему создание полноценного туристического центра “Пустозерск” обретает зримые очертания. Впрочем, импульсом в данном случае послужило увеличение финансирования окружной программы “Создание музейно-туристического комплекса “Пустозерье” на 2011–2015 годы”, предпринятое в августе этого года законодательной властью Ненецкого автономного округа. По словам заместителя главы администрации НАО по социальным вопросам Ольги Барташовой, концепция развития Пустозерска как туристического центра включает три этапа.

Первый предусматривает создание транспортных путей и необходимой инфраструктуры. Объем работ предстоит большой, поскольку в этот объект федерального значения в последние 16 лет не вкладывалось ни копейки. Сейчас идет обследование его технического состояния, уточняются карта, границы. Для максимально эффективного использования возможностей Пустозерского городища в целях развития внутреннего туризма здесь будет создан ландшафтный музей. В НАО намерены в полной мере использовать этот шанс в интересах и туристов, и жителей округа. А это значит, что со временем туризм может стать в регионе полноценной отраслью, а не стихийным явлением, как сейчас (пока путешественники ездят в округ в основном по приглашениям друзей и родственников, у них же и останавливаются, они же выполняют роль гидов). Подобные перспективы вдохновили волонтеров. В августе этого года молодежностуденческая смена “Пустозерье” разбила палаточный лагерь в деревне Устье. В течение двух недель 29 ребята в возрасте от 10 до 25 лет занимались благоустройством территории историко-культурного и ландшафтного музея-заповедника “Пустозерск”. По словам его директора Андрея Николаева, волонтеры работали под руководством научных сотрудников, которые, кстати, подготовили для них увлекательные лекции по истории края. Затем волонтеры трудились на музейной территории и стройке поморской общины староверов в Нарьян-Маре и сделали большое дело – подготовили к реставрации Преображенскую церковь (памятник деревянной архитектуры XIX века), которая была перевезена в Устье в конце 50-х годов прошлого века из Пустозерска. Организатором молодежно-студенческой смены “Пустозерье” был музейзаповедник “Пустозерск”. Одной из главных задач музея остается сохранение природно-исторического ландшафта окрестностей Пустозерска в естественном состоянии и изучение протекающих там природных процессов. Музей ведет выставочную, лекционную работу, организует археологические экспедиции в “Городище Пустозерск” (памятник федерального значения), проводит Аввакумовские чтения. В сентябре 1999 года по инициативе музея в рамках празднования 500-летия Пустозерска в Нарьян-Маре состоялась международная научно-практическая конференция “Пустозерск в истории и культуре России”. Но предшествовал этому форсированию туристической активности очень извилистый и долгий путь. Попытки привлечь внимание к Пустозерску предпринимались и раньше. Еще в 1974 году памятник археологии “Пустозерское городище” был внесен в “Список памятников истории и культуры, находящихся под государственной охраной”. В 1990 году площадь памятника расширилась до 7387 гектаров за счет объявления прилегающей территории охранной зоной, где расположены памятники истории XIX – начала XX веков: дом Терентьевых, баня Поповых, обетный крест (1862 г.), здание пустозерской Преображенской церкви (1837 г.). Что в имени тебе моем? Для полноты картины стоит углубиться в историю Пустозерска. Как поселение он был основан в 1499 году по именному указу царя Ивана Третьего. Он стал первым русским городом за Полярным кругом и одним из главных форпостов России в освоении Сибири и Севера.

В течение почти трех веков (до 1780 года) Пустозерск был административным центром Печорского края. Населяли его в основном служилые люди. Другая часть жителей занималась рыбной ловлей, промыслом морского зверя и торговлей. Население города составляло около 500 человек. Тем не менее здесь были церкви, таможня, тюрьма, форт, магазины, амбары… В XVI–XVIII веках Пустозерск – главный промысловый и торговый центр огромного Печерского края, мощная перевалочная база и стратегический опорный пункт на торговом пути из России за Урал в Сибирь. Со второй половины XVI века приобретают известность пустозерские крещенские ярмарки, на которых происходила торговля между местными, обскими и енисейскими самоедскими племенами и россиянами. Пушнину, дичь, оленину, рыбу самоеды обменивали на хлеб, ткани, изделия из металла, орудия промысла, хозяйственный и бытовой инвентарь. Пустозерск – это еще и город-острог. В середине XVII столетия он использовался как место ссылки опальных людей. Здесь прошли последние 12 лет жизни исповедника старой веры протопопа Аввакума и его сподвижников инока Епифания, священника Лазаря и диакона Федора. Здесь они были заживо сожжены 14 апреля 1682 года. Именно в Пустозерске было создано большинство произведений Аввакума, в том числе и его “Житие “. В Пустозерске содержались и другие узники, включая участников крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В двадцатом веке Пустозерск окончательно опустел. С 1954 года там никто не живет. Сохранились лишь обломки деревянных срубов, древние могилы, почерневшие от времени кресты. Но именно здесь создается новый туристический центр, перспективы которого специалисты отрасли оценивают очень высоко. Будущая туристская дестинация претендует на общероссийское значение, включающее в себя не только и не столько узкорелигиозный и паломнический аспекты. Создание центра – это еще и дань великой многовековой истории покорения Русского Севера. Летят перелетные птицы… Но даже если турист равнодушен к отечественной истории, Ненецкий автономный округ наверняка привлечет его богатством растительного и животного мира. Первенство здесь по праву принадлежит пернатым. Через Ненецкий заповедник – он один из самых молодых в России, ему всего 13 лет – пролегают миграционные пути различных видов птиц.

Особенно велико их количество летом. Здесь запросто можно встретить малого (тундрового) лебедя, гуся-пискульку, белощекую казарку и белоклювую гагару, хотя все эти пернатые давно занесены в Красную книгу. Вообще Ненецкий заповедник – прекрасное место для бердвочинга. Этот перекочевавший в русский язык англицизм означает любительскую орнитологию, наблюдение и изучение птиц. Для любителей рыбалки в ненецком крае настоящее раздолье. В прибрежных районах Баренцева моря много семги, омуля и других рыб семейства сиговых. Зверья тоже хватает. В заповеднике обитают белый песец, обский и копытный лемминги, лисица, горностай, заяц-беляк, росомаха, лось. Из млекопитающих, занесенных в Красную книгу, атлантический морж и белый медведь. Здесь можно встретить и таких экзотических обитателей моря, как белуха, морской заяц, нерпа, гренландский тюлень, усатый кит. Идет охота на гусей, идет охота… На равнинах островов Сенгейский и Колгуев ежегодно гнездятся белощекая казарка, гуменник, белолобый гусь. Отметим, что Колгуев – уникальная экосистема Арктики, за сохранение которой предстоит серьезно побороться. Орнитологи, работавшие два полевых сезона на Колгуеве, обнаружили, что здесь гнездятся 72 вида гусей, в том числе горный и американский гусь Росса. В огромном количестве прилетают весной и утки – кряква, шилохвость, морянка, свиязь, широконоска, чирок, чернеть, крохаль, гоголь. А осенью – гуси, бургомистры, серебристые чайки, турпаны, синьги, поморники, чернозобые гагары. На побережье Баренцева моря уже сейчас можно поохотиться на гусей. Для этого здесь созданы вполне приемлемые условия. Вот, к примеру, один из возможных сценариев, рассказанный одним из любителей экстремального туризма. После прибытия в аэропорт города Нарьян-Мар для желающих организуется вылет в охотничий лагерь на вертолете МИ-8. От места приземления вертолета до охотничьего лагеря туристы добираются на снегоходах или оленьих упряжках – еще одна возможность испытать острые ощущения, как правило, недоступные на обычных туристических “тропах”. Для заядлых охотников, впрочем, подобная агитация ни к чему… Охота на дикого гуся и утку идет на побережье моря в течение всего светового дня, разве что с перерывом на обед и ужин. За день охотник при удаче и умении может добыть пару десятков гусей и уток. Уж очень азартное это дело!

СПРАВКА Протопоп Аввакум (1620–1682) Аввакум Петров (протопоп Аввакум) – крупнейший идеолог старообрядчества и один из первых писателей России – родился в 1620 году в селе Григорове Нижегородского уезда в семье священника. Отец умер, когда Аввакуму исполнилось 16 лет. Большое влияние на его нравственно-религиозное развитие оказала мать. В 1638 г. Аввакум обзавелся женой и поселился в селе Лопащцы, где был рукоположен в диаконы, а в 1644 г. — в священники. Раздоры с местным “началием” привели к тому, что в 1647 г. он с женой и сыном ушел в Москву. Там Аввакум сблизился с членами “Кружка ревнителей благочестия” (его центральной фигурой был духовник царя Алексея Михайловича С. Вонифатьевич) с целью борьбы с недостатками и пороками духовенства. Членом “Кружка” был архимандрит Новоспасского монастыря, будущий патриарх Никон. Затем Аввакум познакомился и с царем, а когда в 1652 г. Никон стал патриархом, Аввакум был назначен протопопом. Он ратовал за строгость нравов, за уплату налогов в патриаршую казну мирянами и духовенством, за что был избит толпой и бежал в Москву, где остался служить в Казанском соборе, что неподалеку от Красной площади. В том же 1652 г. выступил против реформы Церкви, проводимой Никоном, за что был арестован и через год выслан в Тобольск. Проповедями за чистоту нравов и благочестие, за приверженность старой вере восстановил против себя многих и по доносу был сослан в Якутск, откуда началось его долгое странствие по острогам Сибири. Был не раз нещадно бит кнутом, содержался зимой в неотапливаемых подвалах и башнях. В 1666 году Аввакума вновь привезли в Москву, где уговаривали отречься. После отказа протопоп был расстрижен, проклят, наказан кнутом и с тремя единомышленниками сослан в Пустозерск, где был заключен в земляную тюрьму. Но и там выказывал непризнание новой, никонианской Церкви, отстаивал “древлее византийское благочестие”. В тюрьме написал 80 посланий, писем и челобитных с разъяснениями причин и смысла своего противостояния “никонианам”. Автобиографическое “Житие” и “Книга бесед” распространились по России в рукописных копиях его сторонников. 14 апреля 1682 г. Аввакум и трое его союзников – священник Лазарь, дьякон Федор и инок Епифаний (расстриги) по указу царя Федора Алексеевича были заживо сожжены в срубе в Пустозерске “за великие на царский дом хулы”. В 1686 году на месте казни Аввакума в Пустозерске мезенскими старообрядцами был поставлен крест, ныне утраченный. Уже в наше время, в 1989 году, был установлен памятный знак с колоколом (фото), а в 1991 году – старообрядцы Поморской общины из Прибалтики воздвигли “осьмиконечный” лиственичный крест и освятили его. До сих пор в память о протопопе Аввакуме звенит на ветру одинокий колокол… Сочинения Аввакума написаны в самых различных жанрах. Это послания, письма, беседы, нравоучения, толкования библейских книг, челобитные и т.п. Самое значительное произведение, “Житие”, автобиографическое, в котором Аввакум подробно изложил взгляды на церковь, власть, общество и обстоятельства своей жизни. Творческое наследие Аввакума отличается яркостью и жизненной достоверностью образов, тонким наблюдением характеров и ситуаций, свидетельствует о широкой эрудиции автора.

СПРАВКА ненецкий автономный округ образован 15 июля 1929 года. Территория – 176,81 тыс. кв. км. Чис- ленность населения – 41,9 тыс. человек. Климат: умеренно-континентальный, с длительной зимой и коротким нежар- ким летом. Зона вечной мерзлоты. Зи- мой – полярная ночь. Летом – полярный день, средняя температура –13°С. Расстояние от Нарьян-Мара до Мо- сквы – 1544 км. Официальный сайт НАО: www.adm-nao.ru Официальный сайт г. Нарьян-Мар: www.adm-nmar.ru Ненецкий краеведческий музей: www.naomuseum.ru Пустозёрский комплексный историко-природный музей: www.pustozersky.narod.ru



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest