Про варяг и реки

В нашей северной, не избалованной щедрым солнцем стране отсчет большому теплу по традиции начинается вместе с ударом рынды первого теплохода, отправляющегося в плавание по внутренним водным путям. Именно так по-научному называется все это богатство рек, озер, каналов, протоков и даже ериков и пойм, составляющих в своей неизмеримой совокупности национальный водный фонд нашей страны.

Две стороны круизного отдыха

Историки утверждают, что даже своим возникновением Киевская Русь была обязана именно рекам – главным торговым путям непроходимо лесистой земли наших славянских пращуров и естественным направлениям пришествия варяжских конунгов, принесших на Русь государственное начало. Именно на крупных речных артериях либо в непосредственной близости от них были основаны почти все древнерусские города: Киев, Новгород, Смоленск, Владимир. Да и сама Москва, ставшая благодаря дерзновенному гению вождя всех народов гордым портом пяти морей, в свое время была основана на перекрестке Москвы-реки и Неглинки, где проходил важный водный торговый, а может быть, и туристический маршрут тогдашней Северо-Восточной Руси.

Исторически сложившимся, а порой и единственно возможным способом путешествия на Руси испокон веков было плавание по рекам. Все экспедиции с торговыми, военными, религиозными или политическими целями приходились, говоря научным языком, на период навигации. И в этом абсолютно равны и древнерусский князь, отправляющийся в очередной раз “отмстить неразумным”, и современные выпускники-школьники, по традиции встречающие первый в их взрослой жизни рассвет на качающейся палубе речного теплоходика.

Волга-Волга

Речные круизы – один из старожилов на рынке туристических предложений. Появившись задолго до самого туристического рынка в современном его понимании, речной круиз изначально был особым видом отдыха.

Воспетая Любовью Орловой в бессмертной комедии “Волга-Волга” речная романтика поистине была пределом мечтаний советского человека. Не сильно изменилась ситуация и когда на смену двухпалубникам с весело дымящими трубами пришли трех- и даже четырехпалубные красавцы теплоходы с именами писателей и полководцев на борту. Интересный экскурсионный маршрут, свежий речной воздух, насыщенная развлекательная программа на борту – все это привело к тому, что в 70-80-е годы путешествие на “Максиме Горьком” или “Михаиле Фрунзе” стало даже одним из немногих конкурентоспособных предложений СССР на международном туррынке. Именно тогда толпы бодрых иностранных пенсионеров впервые стали массово появляться не только в Москве и Ленинграде, но и в глубинке типа Углича или Мышкина.

Работники туриндустрии “со стажем” с полным на то основанием считают, что в советское время пик спроса на речной отдых совпал с выходом на широкий экран “Жестокого романса” Эльдара Рязанова. Многомиллионной зрительской аудитории, очевидно, хорошо запомнились сцены, где важнейшей декорацией к любовным страстям по Островскому был пароход “Ласточка”, умело переделанный съемочной группой из отслужившего к тому уже почти 70 лет, но все еще бодрого ветерана Речфлота “Спартака”. Говорят, что популяризации речного отдыха немало поспособствовал и популярный телефильм по произведениям Д.К. Джерома “Трое в лодке, не считая собаки”. Он не только обессмертил гениальное трио в составе Андрея Миронова, Александра Ширвиндта и Михаила Державина, но и ввел отдых на воде в большую моду для советской номенклатуры и интеллигенции.

Вот уж в чем в чем, а в пропаганде мы в то время действительно были “впереди планеты всей”!

С концом советской пропаганды и приходом нового времени изменилась и философия речных круизов. Из некогда закрытого клуба для избранных отдых “по рекам и озерам” стал действительно демократическим видом летнего времяпрепровождения. Сегодня практически каждый, кто серьезно подходит к вопросу организации своего отпуска, сможет выбрать маршрут, подходящий как по продолжительности, так и по цене. Подобно капитализму и социализму в бездонном круизном предложении мирно сосуществуют и “многодневки” по маршруту Москва–Астрахань– Москва, и круизы “выходного дня”, причем выполняющиеся не только из обеих столиц, но и из других городов бассейна Волги, Камы, Дона.

Широкий простор русских рек, в этом смысле Европейской части России поистине нет равных (а ведь есть еще и Сибирь!), – дает возможность организовать туристический маршрут практически любой сложности и длины. Самым популярным маршрутом считается недельный круиз между двумя столицами с заходом на острова Валаам и Кижи. А богатый флот круизных лайнеров, в большинстве своем доставшихся в наследство от советских времен, но полностью комфортабельный с учетом не одной модернизации, готов предоставить широкие возможности для отдыха даже на самый взыскательный вкус.

Тем более что на рынке постоянно появляются новые продукты. В расписании круизной компании “ВодоходЪ- Санкт-Петербург”, например, в этом сезоне широко представлена программа “Круиз плюс” – туристу остается выбрать лишь время и маршрут. По словам генерального директора “Водохода” Олега Зеленкова, в компании учли существенно возросший интерес к Санкт-Петербургу и предложили своим клиентам совместить экскурсионную программу пребывания в Санкт- Петербурге с речным круизом от 1 до 5 дней: “Кроме традиционной обзорной экскурсии по историческому центру города мы предлагаем водные экскурсии по рекам и каналам великолепного Санкт-Петербурга, а также загородные поездки в Петергоф или в Павловск”.

“Отдых на реке по-прежнему прекрасен, как прекрасна сама природа Средней полосы”, – полагает Александр Землянский, генеральный директор компании “Речфлот”, одного из ведущих операторов на рынке речных круизов. “Современный речной круиз – это целая палитра возможностей для качественного отдыха, как для настоящих ценителей речных маршрутов, так и тех, кто в первую очередь делает ставку на комфорт, сервис, полноценный релакс под плеск речной волны и на фоне плавно проплывающих за бортом теплохода пейзажей, а также интересуется культурой и историей России. В речном круизе каждый легко сможет найти что-то свое. Поистине это замечательный и интересный отдых”, – считает профессионал, с авторитетным мнением которого трудно не согласиться.

Гибралтар-Лабрадор

Однако зачастую поиски “своего” способны далеко и надолго оторвать нас от родных берегов. Согласно исследованиям ведущих социологических центров, по мнению большинства отечественного народонаселения, возможность повидать мир является одним из бесспорных плюсов нашего затянувшегося переходного периода от социализма к демократии. Подзасидевшийся за “железным занавесом” homo soveticus, получив долгожданную возможность вырваться, как говорят военные, на оперативный простор, не упустил свой шанс побывать в таких экзотических уголках земли, куда даже по заданию редакции познавательных программ Центрального телевидения не смог добраться знаменитый Юрий Сенкевич со своим “Клубом кинопутешественников”.

В 90-е годы не избалованные зарубежным туристическим сервисом россияне и жители стран СНГ буквально вдохнули вторую жизнь в уже порядком опостылевшие сытой Европе курорты Египта и Турции, дав возможность не только с лихвой “отбить” вложенные в свое время в турбизнес инвестиции, но и серьезно подтянуть свою туристическую инфраструктуру до прямо-таки мирового стандарта. Оставаясь и сегодня одним из наиболее массовых туристических направлений отдыха для россиян, эти страны в полной мере “сняли сливки” с появления наших соотечественников на мировой туристической арене. Страшный лозунг времен “холодной войны” “русские идут” в новой реальности позволил им получить приличные экономические бонусы и приобщиться к великой русской культуре, в полной мере оценив такие ее “богатства”, как неформальная лексика и специфика потребления алкоголя…

Казалось бы, на всей огромной планете Земля не осталось уже и места, куда ни ступала бы нога нашего человека, а вместе с ней и эти наши национальные особенности! С этой смелой гипотезой, однако, рискнул не согласиться Максим Чернышев, заместитель генерального директора круизной компании “Посейдон Экспедишн”: “Мы специализируемся на экспедиционных круизах по уникальным маршрутам, включающим в себя посещение труднодоступных, но притягательных в своей первозданной красоте мест Арктики, Антарктики и Тихого океана. В активе компании – тур на Северный полюс на борту атомного ледокола, поход за касатками на паруснике ледового класса, десятки вариантов антарктических круизов на больших и малых экспедиционных судах”.

По словам эксперта, “от общего количества туристов на борту таких судов число русских составляет не более 1,5– 2%”, однако можно уверенно предположить, что от недостатка общения на борту круизных судов “Посейдона” скучать не придется. Если с задачей скрашивания вашего общения с дикой природой не справятся представители прогрессивного человечества в лице лучших сынов и дочерей Европы и Америки, то наверняка компанию вам составят антарктические пингвины, каланы Командорских островов, белые медведи отечественного или канадского Крайнего Севера. А уж какое общество ждет вас на Галапагосах, даже трудно представить! По крайней мере, даже взыскательного старика Дарвина, именно там собравшего бесценный материал для создания своей теории эволюции, оно полностью устроило.

Почувствовать ледяное дыхание бескрайней арктической пустыни, своими глазами увидеть все богатое разнообразие животного мира Приполярья, прикоснуться к экосистемам далеких островов в Тихом океане – все это стало сегодня доступным не только для узкого круга ученых из профильных институтов Академии наук, но и всех, кто хочет с головой окунуться в прелести экспедиционной жизни. Конечно, экспедиционные круизы – это топовый уровень круизного отдыха, по-своему тоже вершина эволюционного развития круизной индустрии. На фоне популярных речных маршрутов в родных Палестинах туры к Вершине мира или Шпицбергену, безусловно, являются экзотикой, рассчитанной на, прямо скажем, штучного клиента. И все же, несмотря на пропасть имеющихся различий, у речных и экспедиционных круизов много общего – и те, и другие по-прежнему популярны у взыскательной заграничной публики, уже не одно десятилетие делающей в этом смысле ставку на Россию.

Но с развитием туристического предложения все большую популярность они набирают и у отечественного туриста, порядком уставшего от пляжного безделья made in Turkey. Как бы там ни было, именно сегодня как никогда актуальны строки из сталинского киношедевра “Волга-Волга”: “без воды и ни туды, и ни сюды!” Или, как говорили древние, in aqua veritas – истина в воде!



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest