«Отель в центре Москвы – расположение, стиль и сервис, о которых говорят. 211 просторных номеров и люксов… Кулинарные новшества в каждом из шести ресторанов и баров… Несравнимые возможности для конференций и безупречный сервис «Кемпински»… Откройте для себя вкус столицы и приправьте его собственными впечатлениями».
Такими строчками встречает официальный сайт открывшейся в Москве пятизвездочной гостиницы «Никольская Кемпински» посетителей, которым немедленно хочется стать ее постояльцами.
«Никольская Кемпински» стоит особняком среди новых отелей российской столицы. Шесть лет тщательной реставрации позволили сохранить первоначальный облик исторического фасада здания, расположенного на пересечении Никольской улицы и Лубянской площади. Здание, построенное в 1870 году, изначально служило доходным домом графа Орлова-Давыдова, здесь располагались также шоколадный и парфюмерный бутики Кёлера.Возглавляет отель БУРКХАРД ВОЛЬТЕР, немецкий специалист в области гостиничного бизнеса с 20-летним стажем работы в сфере гостеприимства. Кроме родного языка свободно владеет английским и французским. В Москву герр Вольтер переехал из Дубая, где руководил оте-лем «Кемпински», а до этого еще работал в системах Hilton, Four Seasons и других ведущих операторов во многих странах мира.
– Буркхард, вы уже четыре месяца работаете в здании, смотрящем на Лубянку… Это что, судьба? Как вы оказались здесь и сейчас?
– Как? Прилетел «Аэрофлотом» (смеется). Конечно, в том, что я здесь, виноваты звезды. С другой стороны, это мой выбор, это я сам сказал «да». Русских в своей жизни я встречал повсюду – на Мальдивах, в Дубае, в Австралии… Они, как и все остальные люди, любят путешествовать, познавать мир. И мне совсем неважно, откуда человек приехал, ко всем относишься одинаково – согласно этикету и требованиям культуры. Да и мне самому всегда было интересно ездить, открывать новое. В этом смысле Москва – то, что нужно туристу. Это город, полный чудесных открытий. Я очень рад, что нахожусь в вашей столице. Правда, за то время, что я здесь, увидел пока еще немногое. Но уже объехав четыре континента и более 20 стран, могу сказать: Москва – это тот город, который нужно посетить. И не просто посетить, а именно прожить в нем, чтобы почувствовать весь колорит русской культуры, понять то, что происходит здесь. И я повторяю, что счастлив быть здесь.
– И все же, когда вы приземлились в самолете «Аэрофлота» в Москве, какими были ваши первые ощущения? Чего вы ожидали от России и с чем столкнулись в реальности?
– В Москве есть отель «Балчуг», отель «Парк-Хайатт», отель «Ритц», отель «Лотто», «Свиссотель», отель «Интерконтиненталь»… По одному из каждого названия. В Дубае иначе – 3 отеля «Хайатт», 11 отелей «Шератон», 2 отеля «Кемпински»… и так далее.
Я знаю вашу страну всего несколько месяцев – и вот что хочу сказать. У вас очень сложная по сравнению с теми же Парижем, Мадридом или Римом процедура оформления виз. Поэтому ваша страна для приезда сюда на выходные для европейцев фактически закрыта. Хотя люди готовы лететь в Россию, например в Питер, на день-два – но визовая процедура ведет к ограничению туризма… Понимаю, необходимы предосторожности, контроль. Но все равно при всем этом вам, россиянам, все же нужно приоткрыться. Этого сейчас как раз Москве и не хватает.
Я думаю, что Москва вполне может конкурировать с такими городами, как Париж, Рим, городами, куда можно поехать на выходные. Если вы откроете визу выходного дня для европейцев, это станет суперпопулярным направлением. Можно приехать в Питер, потом – в Москву, с пятницы на воскресенье. Такой вот небольшой тур. Москва ведь очень привлекательна. Здесь много и исторических достопримечательностей, и каких-то интересных мест для посещения, и шопинг, и ночные рестораны, и развлекательные заведения. Жизнь в Москве никогда не останавливается, этот город никогда не спит! Столица России становится с каждым годом все более и более привлекательной для туристов из очень многих стран, особенно европейских.
– Можно ли сказать в этой связи, что во все большем привлечении зарубежных туристов в нашу страну и будет заключаться миссия отеля «Никольская Кемпински»?
– В известном смысле это так и будет. Хотя наши гости – не какие-нибудь отдыхающие туристы, а корпоративные заказчики, бизнесмены, приезжающие в столицу России с деловыми целями. Это очень занятые люди, у которых практически не остается времени на досуг или развлечения. Поэтому мы в нашем отеле «Никольская Кемпински» предоставляем им специальный сервис. Наши услуги очень индивидуализированы – и этим мы отличаемся от других отелей, мы нацелены на каждого конкретного гостя. Попросту говоря, мы ориентируемся не на туристические группы, а на индивидуальных клиентов.
– То есть на состоятельных людей, не так ли?
– Можно сказать, конечно, и так. Мы отдаем себе отчет в том, кто к нам заселяется, и понимаем важность каждого клиента. Наш немалый номерной фонд позволяет нам обеспечить индивидуальный подход и высочайший уровень обслуживания каждому гостю.
– Да, на вашем сайте приводятся интересные данные об отеле…
– Хочу лишь уточнить, что из 211 номеров у нас 54 относятся к категории люкс плюс два президентских – в этом наше конкурентное преимущество. Мы горды тем, что предоставляем гостям европейский уровень сервиса, глубоко индивидуальный, если так можно выразиться, персонализированный подход к каждому гостю, предоставляя ему максимальные преференции.
Ну и, конечно, мы берем своим замечательным расположением в красивейшем историческом здании в самом центре российской столицы. У него особый стиль, особая аура. Все это плюс бренд «Кемпински» – создает ту самую атмосферу, которую наши гости как раз и предпочитают. Мы также ориентируем наших сотрудников на то, чтобы они обслуживали посетителей с особой вниманием, подчеркивая своим обращением высокую статусность гостя, показывая каждым своим жестом и словом то, как важен для нас гость и как нам приятно, что он выбрал именно наш отель, и особенно если он это сделал не в первый раз. Мы очень ценим наших постоянных, я бы сказал, верных клиентов.
– И это дает плоды. Сегодня на ресепшен ваш администратор говорит о большой загрузке отеля…
– Думаю, дело не только в качестве нашего сервиса и расположении отеля, а в том, что в Москве не хватает уютных, удобных мест в центре. Да, это недешевый сервис, но такого рода действительно качественных услуг очень мало в России. Даже не в России, а именно в Москве. На мой взгляд, в столице вашей страны недостаточно роскошных отелей, особенно в центре.
– А что в вашем понимании является роскошью?
– Извините, а на ваш взгляд, что это такое – роскошь?
– Наверное, это прежде всего комфорт, уют и, разумеется, повышенное внимание, персональный сервис…
– Согласен. Но кроме того, роскошь – это прежде всего время и здоровье. Да, время и здоровье – именно это настоящая роскошь. Все остальное, по моему мнению, можно заменить. А вот время и здоровье – их нельзя купить. Это две вещи в жизни, за которые вы не можете заплатить…
Деньги – не всегда самое важное в поездке. Показатель, на основании которого принимается решение, где остановиться, – это действительно удобство, сервис, практичность, общая степень вашего удовлетворения. Но еще более важно время. И здоровье. Спа, например, у нас на первом этаже – по всему отелю бегать не приходится. Клиент может остановиться у нас с разными целями, но самое главное, у нас он может эффективно использовать свое время. Сегодня это роскошь. Что такое хороший отель? Для меня он может быть хорошим, а для вас – не очень. Разные вкусы, знаете ли. Но фактор времени многое решает. Время дороже денег. Если вы можете поселиться в отеле недалеко от того места, где вам необходимо побывать, вы готовы заплатить больше.
И второе – это здоровье. У нас фитнес-центр, бассейн, сауна, хаммам работают все 24 часа. Вы можете в любое время восстановиться после перелета. Или после тяжелого рабочего дня. Время и здоровье – вот две вещи, которые наш отель старается, если можно так выразиться, обеспечить прежде всего.
Почему у нас заполняемость отеля стала очень хорошей уже сразу после его открытия? Во-первых, потому, что людям всегда интересно пробовать что-то новое. Поэтому сейчас к нам такое колоссальное внимание со стороны гостей, все хотят быть здесь, посмотреть на новый продукт. Наша задача – сделать такой интерес к нам неослабным…
– У нас бытует поговорка «Что русскому здорово, то немцу – смерть». Скажите, вы почувствовали, чем мы отличаемся от других стран? Может, это как-то отразилось на методах вашей работы в России?
– Да, я вас понял… Для начала хочу выучить сейчас русский – хотя бы потому еще, что вы, даже говоря на английском, используете русские слова. Видимо, потому, что английский беден. Мне очень интересно, как вы думаете. Большая часть непонимания, в профессиональном смысле этого слова и вообще, происходит из-за языкового барьера. Я не открою большого секрета, если скажу, что русские – такие же люди, как везде, в Германии, в Испании. И, конечно же, не верю, что русская радость может «убить» немцев. Людям нужно учиться друг у друга, уважать другие культуры. Иногда кажется, правда, что Россия делает шаг вперед и два назад. Я знаю, адаптироваться не всегда просто. Например, в Европе огромное количество действий компьютеризовано. Мы экономим усилия, бумагу, время на администрирование, все это бизнес-этикет. Здесь же, если нет на бумаге живой подписи и печати, она недействительна.
Это делает все процессы ужасно неудобными, даже в частной жизни – подключение телевидения, смену банковского счета. Это надо менять, если вы хотите двигаться вперед, догонять мир… Но, с другой стороны, люди здесь приятнее, чем во многих других странах. Они очень открыты, хотят путешествовать, знать, что происходит, как развиваться, где работать. У русских очень большой потенциал.
– Есть ли, наконец, разница в менталитете тех людей, с кем вы работаете сегодня и с кем работали раньше в других странах, – отношение сотрудников к работе, их профессиональные качества?
– Часто я вижу, что молодежь здесь живет одним днем. В моей стране, начав что-то, ты обязательно продолжаешь дальше. Мой отец проработал на одном предприятии сорок лет. Люди здесь не такие. Они уходят, увольняются. Думают про себя: не проблема, найду что-то еще. Ни плана, ни перспективного взгляда. Не знаю, государство в этом виновато или они сами так всё воспринимают…
Первая книга, которую я прочитал, приехав в Россию, называлась «Почему русские никогда не улыбаются». Кстати, что вы сами об этом думаете?
– Вроде считается, что русские более сдержанны из-за больших пространств, среди которых живут. Россия – огромная страна…
– И что, поэтому вы не можете улыбаться? Что-то не так с обществом, если люди не улыбаются, и об этом пишут книги. Что-то не так, поскольку улыбка – это естественно.
Первая улыбка создает тепло в помещении. Это очень важно. Людям нужно гостеприимство. Но здесь его, мне кажется, не очень уважают. Люди говорят: «Вот я работаю официантом, у меня ноги устают, не могу, уйду. Буду работать в магазине». Я говорю, что там со скуки можно умереть. И перспективы никакой. Я же сам не родился сразу генеральным менеджером. Я и шеф-поваром работал, и официантом. Это карьера, по ней надо идти. Я это понимаю, а многие сотрудники – нет.
Если бы 25 лет назад я сказал себе: «Уйду-ка я, а то приходится работать по выходным, сверхурочно, потеть…», то кем бы я стал? Нет, нужно работать на перспективу, видеть, чего хочешь добиться в жизни. А если я спрошу 80 процентов своих сотрудников, чего они хотят добиться в жизни, они этого не скажут. Пятьдесят процентов при этом планируют только завтрашний день или максимум следующие две недели.
Я ненавижу громкие титулы и тем не менее не понимаю, почему у вас «Я менеджер по продажам в ГУМе» звучит почему-то лучше, чем «Я официант в лобби-баре». Это в корне неправильно. Мне говорят: «Ты босс, ты директор». Я отвечаю на это: «Я не директор, я менеджер, мне не нужны титулы». Я во главе, но есть еще директор по продажам и маркетингу, директор по вопросам номерного фонда. А я менеджер. Что-то тут не так. В моей стране, да и во многих странах, в которых я работал, есть кто-то главный, который за все несет ответственность. На собраниях с персоналом он выслушивает все мнения, обсуждает, выбирает решение – и все. Конец.
А здесь сидят пятеро, высказывают пять мнений, но ничего не выполняется, а ответственность несешь все равно ты, а не остальные четверо. Что-то тут не так. В нашей стране, если бизнес не идет, – всё, уважаемый господин, спасибо, до свидания. Но здесь… Бизнес не идет, спрашивают: кто состоит в управляющем комитете? Один, двое, трое, четверо, пятеро… Сложно. Скажем образно, создается комитет по закупке… нового ковра. В нем состоит шеф-повар. Не думаю, что у него есть опыт в этом вопросе.
Но в комитете он состоит. Понимаете? Я работал во многих странах третьего мира. Я работал в Южной Африке, на Карибах, в Камбодже… Но там смотрят, что делают в других странах, – они учатся. Смотрят на Таиланд, на Малайзию… Они учатся, они готовы меняться. А в газетах я читаю: «Русские не обеспокоены тем, что иностранцы не слишком стремятся в их страну. Мол, не хотят – и не надо». Не знаю… Тут вопрос не в потребности. Сегодня все глобально. «Здесь» больше не существует. Нужно видеть общую картину. Делаешь глобальный бизнес – будешь богат. Сегодня мои гости здесь, а завтра они в Гонконге, Сингапуре, Нью-Йорке. Главное – отзывы о нашей работе: нужно понимать гостей, слушать их.
– Как вы думаете, почему русские цари выбирали в чуть ли не обязательном порядке немок?
– Правда? Я не знал об этом. А моя из Польши.
ТЕКСТ: АЛЕКСАНДР КРЕСТНИКОВ
фото: ренат хабибулин