Впервые за последние 40 лет на регулярный маршрут в нашей стране вышел настоящий старинный паровоз. И вполне естественно, что на нем тут же захотели прокатиться туристы
В субботу тишину на станции Куженкино разрезает свисток паровоза. На несколько минут небо скрывается за клубами пара, после чего деревянный перрон заполняется вышедшими из двух зеленых вагонов пассажирами. Поезд, который едет из Бологого в Осташков, делает здесь получасовую остановку – на заправку паровоза водой и осмотр отреставрированного и фактически превращенного в музей старинного вокзала. Экскурсию для пассажиров проводят бесплатно. Экскурсовод, как и проводники в поезде, облачен в железнодорожную форму образца 1960-х годов. Если б не сетевой супермаркет у станции, ничто не нарушало бы царящего здесь ретро-антуража.
Вообще, покататься на поезде с паровозом в нашей стране не так уж сложно – для этого необязательно забираться в лесную глушь возле Селигера. Поездки для туристов на таких составах устраиваются, скажем, по Кругобайкальской железной дороге. Но Бологое – Осташков стало первым с 1980-х годов направлением, где паровозы снова начали эксплуатировать на регулярных рейсах – пусть и всего один день в неделю: в другие дни состав тянет тепловоз. Туристы здесь едут бок о бок с местными жителями, дачниками и грибниками, и стоимость проезда рассчитывается по обычному пригородному тарифу – всего 295 рублей за билет в одну сторону.
В Бологом паровозом никого не удивить. У вокзала два памятника-паровоза: один встречает на перроне, второй ждет на привокзальной площади. Но ретропоезд «Селигер», который запустили в сентябре 2018 года, – все-таки особый случай. Бологое – Полоцкая ветка, по которой он проходит, давно слыла у любителей транспорта настоящим заповедником железнодорожной старины. Она была построена в 1900-е годы преимущественно в военных целях, и модернизации обходили эту дорогу стороной – здесь до сих пор сохранились ручные стрелки и уютные деревянные вокзалы. А за последний год сюда потянулся устойчивый поток туристов, которых привлекает еще и красота этих мест. Большая часть пути на ретропоезде проходит по глухим лесам с живописными речками, болотами и редкими деревеньками, а заканчивается маршрут у берегов озера Селигер.
Опыт селигерского паровоза был признан железнодорожными властями успешным. Минувшим летом они запустили еще один ретропоезд на регулярном маршруте – «Рускеальский экспресс», доставляющий пассажиров из города Сортавала к мраморным карьерам Рускеалы. Этот поезд ходит ежедневно (а летом порой ходил и дважды в день) и за первые два с половиной месяца работы перевез вдвое больше пассажиров, чем селигерская «кукушка» за год.
Для оформления этого ретропоезда выбрана другая эпоха – дореволюционная. Интерьеры в старинном стиле, дополненные современными розетками с USB-разъемами, воссозданы и в ресторане на колесах, и в двух купейных вагонах. Спрос на паровозные поездки в Карелии оказался так высок, что к концу лета количество вагонов в поезде увеличили вдвое.
Цена здесь заметно выше, чем в Тверской области, – от 455 рублей за час пути. Ведь до запуска этого состава добраться из Сортавалы в Рускеалу общественным транспортом было практически невозможно, а поездка на такси влетала в копеечку. Пока в Рускеале соорудили временную платформу, а в скором времени собираются открыть мраморный вокзал. И это не единственная перспектива развития проекта «Рускеальский экспресс»: обсуждается возможность паровозного проезда через границу – до финского города Йоэнсуу.
Павел Чукаев