Журнал «Отдых в России» совместно с центром информационных коммуникаций «Рейтинг» провели шестое ежегодное исследование, посвященное развитию туризма и туристической привлекательности российских регионов
Прошедший 2020 год был тяжелым, а по мнению большинства экспертов, катастрофическим для туристско-гостиничной отрасли. Она вошла в перечень наиболее пострадавших от пандемии коронавирусной инфекции.
По данным Ростуризма, падение по выездному и въездному туризму достигнет 80–85%. Если смотреть на оборот всей туротрасли, то в этом году сумма сократится на 60%, с 3,7 трлн (в 2019 году) до 1,6 трлн руб. При этом внутренний турпоток должен составить не менее 60% от прошлогоднего.
Меры государственной поддержки предприятий отрасли, по мнению большинства экспертов, оказались незначительными, хотя и очень востребованными. При этом не все организации смогли ими воспользоваться по формальным критериям: из-за несоответствия ОКВЭД, требованиям к малым и средним предприятиям. Также представители турбизнеса опасаются не выполнить требования по получению «невозвратного» кредита, а именно: сохранить не менее 90% численности персонала до апреля 2021 года. Кроме того, возрастающая долговая нагрузка, требования по возврату кредитов, по мнению отельеров, могут привести к банкротству и закрытию гостиниц уже в первом квартале 2021 года.
При всех проблемах представители турсообщества отмечают ряд позитивных изменений, происходящих в отрасли. Так, новинкой стала программа Ростуризма «Кешбэк за отдых в России». Это делалось впервые, в короткие сроки, совместно с платежной системой «Мир», которая выступила технологическим партнером программы. Каждый мог получить на карту «Мир» возврат средств в размере 20% (но не более 20 тысяч рублей) от стоимости тура по России или номера в отеле, приобретенного на сайте мирпутешествий.рф. На эти цели было выделено из федерального бюджета аж 15 млрд рублей.
По предварительным данным, россияне приобрели туров и проживаний с кешбэком на 6,5 млрд рублей по итогам двух «волн» продаж. В программе приняли участие около 300 тысяч человек. Государство вернуло людям за поездки по стране порядка 1,2 млрд рублей. И хотя эти цифры далеки от запланированных 15 млрд, главное, что система заработала и имела положительный психологический эффект.
«Этот год оказался самым сложным за всю историю российского туризма. Однако по результатам, которые мы подводим в конце года, видно, что именно внутренний туризм помог компаниям продолжить свою деятельность, фактически начав летний туристический сезон с 1 июля. Также за счет внутреннего туризма компании получили возможность планировать бизнес на следующий год. Гибкая политика авиаперевозчиков, которые в период ограничений давали туристам возможность пользоваться пакетными предложениями, помогла многим туркомпаниям и самим туристам», – дал свою оценку уходящему году генеральный директор компании «Випсервис», советник главы Ростуризма Дмитрий Горин.
Больше всего из-за пандемии пострадали отели в мегаполисах и крупных городах. «Летом загрузка отелей в Санкт-Петербурге упала на 70%, в Москве и других городах – до 80%. Иная ситуация была у загородных и курортных гостиниц. Начиная с июля и до конца сентября загородные отели вокруг больших городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, и курортные отели на Черном море, на Алтае и в других регионах были забиты под завязку. Многие из них собрали выручку даже больше, чем в прошлом году», – отметил управляющий партнер Cronwell Hotels & Resorts, вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин.
Малые гостиницы, не имеющие запасов и не накопившие «жирок», оказались в очень непростой ситуации.
«Если говорить про наш отель, по году у нас убыток и предбанкротное состояние, – рассказала заместитель директора гостиницы «Галакт» в Санкт-Петербурге Татьяна Синькова. – Мы воспользовались государственной субсидией два раза: это выплата в 12 130 рублей на сотрудника по постановлению № 576 (предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства из наиболее пострадавших отраслей. – Прим. ред.) и на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции. В штате у нас 35 человек, и эти меры нас не спасли. Кроме того, у нас сохранились на прежнем уровне арендная плата (арендодатель – администрация города) и все коммунальные платежи. Если не получится сейчас взять кредит, чтобы покрыть долги, то мы будем вынуждены закрыться. Это вопрос ближайшего месяца, максимум двух. Отель, который просуществовал 30 лет, не смог выдержать этого кризиса».
Смогли выжить те малые отели и хостелы, которые располагаются в собственных зданиях и помещениях: они распускают персонал и работают сами как семейное предприятие. Многие отели до сих пор работают «в минус».
После открытия внутренних границ туристы активно поехали на курорты Краснодарского края и Крымского полуострова. «По сравнению с 2019 годом в 2020 году количество наших продаж увеличилось на 12%. В целом туристический сезон мы провели на отлично», – поделился своими успехами директор туристической компании ООО «Тесс Тур Крым» Виктор Весна.
Для некоторых туркомпаний самым болезненным ударом стало закрытие границ и почти полное прекращение приема иностранных туристов. Так, например, на Байкале большинство туров были отменены по причине того, что люди опасались путешествовать и надеялись на дальнейшее улучшение обстановки с COVID-19.
«На данный момент наша деятельность не дает возможности окупить даже одного специалиста. Уровень доходов сократился на 99%. Средств не хватает не то что на аренду офиса, но даже на оплату интернета или покупку бумаги для принтера», – с грустью констатировал председатель Сибирской Байкальской ассоциации туризма, генеральный директор иркутской туркомпании «Спутник» Игорь Коваленко.
Крупные международные туроператоры, не имея возможности массово отправлять туристов за границу, перестроили свою работу и стали предлагать отдых в России.
«В первую очередь наши граждане поехали к морю на курорты Краснодарского края, – говорит генеральный директор TUI Россия и СНГ Тарас Демура. – Мы отметили кратный рост и по другим направлениям – Карелия, Алтай, Республика Татарстан, Калининградская область, Кавминводы. Мы успешно реализовали чартерную программу в Бурятию. Этой зимой реализуем туры на базе чартерной перевозки в Мурманск, Шерегеш, Сочи, на зимний Байкал».
ИТОГИ НАЦИОНАЛЬНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО РЕЙТИНГА-2020
Критериями Национального туристического рейтинга-2020 стали: уровень развития туристической отрасли и гостиничной инфраструктуры региона; доходность отрасли туризма и гостеприимства; развитие санаторно-курортной отрасли; популярность у туристов; туристская уникальность и привлекательность; уровень преступности; интерес к региону в интернете; продвижение туристического потенциала.
По каждому из критериев на основе анализа открытых источников и ведомственной статистики за 2019–2020 годы с учетом экспертной оценки было проведено соответствующее ранжирование регионов с 1-го по 85-е место.
Сенсацией данного рейтинга стало первое место Московской области, которая ни разу за шесть лет не поднималась так высоко. Находящаяся все последние годы в тройке лидеров, она никак не могла обойти наши главные туристические дестинации. Возможно, сыграла свою роль пандемия, из-за которой жители Москвы поехали на изоляцию на свежий воздух в Подмосковье, где ограничения не были такими жесткими, а загородные отели в итоге показали лучшую заполняемость и финансовую устойчивость в этих непростых условиях. Регион обладает еще одним козырем в данном рейтинге по сравнению со столичными городами – наличием развитой санаторно-курортной базы, которая принесла ему немало очков. Также Московская область обошла прошлогодних лидеров по числу музеев и уровню преступности. Все в совокупности позволило региону в этом году стать полноправным лидером рейтинга.
Лидирует во второй группе Тверская область, имеющая ряд крупнейших туристических «магнитов», таких как озеро Селигер, «Завидово», где в настоящее время реализуется проект «Волжское море» с транспортно-пересадочным узлом и новым портом. Близость к Москве обеспечивает региону постоянный туристический поток, а развитая отельная инфраструктура – стабильность в удовлетворении спроса у гостей.
Карелия по-прежнему остается одним из самых загадочных и малоизученных регионов России. Интерес среди россиян к республике так велик, что по количеству запросов в интернете она находится на 3-м месте, уступая только Крыму и Краснодарскому краю. При этом недостаточно развитая инфраструктура, небольшое количество качественных мест размещения не позволяют региону пока в полной мере реализовать свой потенциал и войти в группу лидеров рейтинга.
В нижней части итоговой таблицы расположились регионы, которым еще предстоит немало сделать для того, чтобы стать уверенными в себе туристическими дестинациями. Если, конечно, такие задачи стоят, а условия позволяют это сделать.
Пожалуй, наиболее перспективная с точки зрения развития экологического и активного туризма Адыгея поднялась на 5 пунктов по сравнению с прошлым годом и вышла в лидеры третьей группы.
Замыкающая таблицу тройка регионов осталась неизменной с прошлого года, при этом Ненецкий и Чукотский автономный округа поменялись местами.