В одно из самых респектабельных игровых заведений столицы я заглянул поздним вечером пятого числа весеннего месяца апреля. В кармане у меня были командировочные – редакционные двести долларов, минимальная сумма, необходимая для прохода в казино. Их я отдал в кассу заведения в обмен на игровые фишки.
… В вестибюле, перед раздевалкой, меня перехватил глазами дружелюбно настроенный африканец, одетый в форму гарсона.
– Не желаете ли почистить ботинки? – на ломаном русском поинтересовался чистильщик обуви.
– А сколько это будит стоить? – спросил я, памятуя о том, что наличных денег осталось впритык, и не факт, что я выйду после игры победителем.
– Для наших гостей бесплатно, казино угощает,- заверил меня симпатичный темнокожий джентльмен, и, взяв под локоток, помог забраться в высокое специальное кресло. В принципе, я мог бы обойтись и без чистки, так как обувь была в порядке. Но, черт возьми, приятно, что игровое заведение так трогательно заботится о своих клиентах! Одним словом, я был польщен и с удовольствием отдал туфли на растерзание вежливому сотруднику казино.
Со своей работой африканец справился на “отлично”. Через десять минут мои ботинки сверкали и выглядели дороже как минимум на пятьсот долларов. Я искренне поблагодарил мастера, и гордо направился к металлоискателю, который отделял меня от виртуального мира больших денег, больших разочарований и больших надежд…
Пройдя строгий “предполётный” контроль, я попал на территорию, как пишут в рекламе, “волшебной страны Шангри Ла”, и сразу же ринулся к игровому столу. Но дойти до рулетки не успел. Мне внезапно преградил дорогу африканец, который ещё недавно чистил мою обувь. Судя по интонации, с которой он обратился ко мне, он был настроен уже менее дружелюбно, чем раньше:
– Мистер, надо бы заплатить…
Решительный тон моего собеседника, который ещё некоторое время назад уверял меня, что уважаемых клиентов заведения обслуживают просто так, несколько обескуражил:
– Но только что вы же мне сказали, что ваша работа – это комплимент от заведения!
– Ну, всё равно надо бы заплатить, – уже несколько неуверенно сказал “бой”.
Я пошел на принцип и отказался платить деньги за услугу, которая, как мне было известно, входит в дежурный набор бесплатных радостей, предоставляемых клиентам любым уважающим себя казино. Уведомив об этом африканца, я решительно направился к столу с ” блэк джеком”.
… В тот вечер мне катастрофически не везло. Игра шла то по нарастающей (для дилера), то по убывающей (для меня). Столбик моих десятидолларовых фишек таял на глазах, и уже через двадцать минут после начала игры я стал подумывать об эвакуации из этого гостеприимного заведения. Только бы осталось на такси.
Когда на кон были поставлены последние десять долларов, из глубины зала прямо у моего стола “выплыла” менеджер Ольга, чем-то напомнившая мне мою первую учительницу литературы Марьиванну.
– Владимир, – строго взглянув на меня из-под очков, подчёркнуто вежливо и сухо обратилась она ко мне, – вам всё-таки придётся заплатить за чистку обуви.
– Вот как! – удивился я .- А почему?
– Потому что такие правила.
– Но мне же русским языком было сказано, что чистка обуви гостям производится за счет заведения.
– Придётся всё равно заплатить,- тоном, не терпящим возражений, сказала моя собеседница.
В этот момент я почему-то вспомнил свою учительницу. Марьиванна вгоняла меня в дрожь всякий раз, когда требовала: ” Чесноков, к доске!”, а я, как назло, совершенно не знал темы урока. Но Марьиванна строго тыкала в меня указкой, и, даже если я чего-то не знал, отказываться было бесполезно. Приходилось идти на эшафот, заранее зная, что получишь “двойку”.
В руках у менеджера Ольги указки не было. Но ее испепеляющий взгляд не оставлял сомнений: заведение настроено по отношению ко мне решительно и с деньгами (я правда, не знал пока, с какими) все-таки придется расстаться
.
– Сколько я должен казино “Шангри ла” за чистку ботинок?
– Эта услуга стоит двести рублей, – отчеканила Ольга.
Покопавшись в кошельке, я обнаружил там четыреста пятьдесят рублей наличными. Ровно столько, сколько требовалось, чтобы заплатить по устному счету и доехать на такси до дома. Я отдал в руки Ольге двести пятьдесят рублей, сказав, что “полтинник” даю “на чай”. На всякий случай решил показать свою принципиальность и попросил принести чек на сумму “двести”. После чего продолжил играть.
Девушка удалилась, а мне вдруг стало отчаянно везти. Когда столбик жетонов превысил первоначальный имеющийся у меня в два раза, я воспрял духом.
Но фортуна переменчива, и вскоре столбик опять стал катастрофически уменьшаться. Минут через сорок, когда в запасе остались всего-то двадцать долларов, я вдруг вспомнил про чек. И попросил позвать менеджера Ольгу.
– Слушаю вас, Владимир, – подошла она вскоре. В ее глазах был немой вопрос: – что вам еще угодно?
– Я просил чек…
– Подождите, пожалуйста, все руководство казино занимается сейчас вашей проблемой.
– Что, так трудно выбить чек? Ведь с момента нашего последнего разговора прошел почти час. В это время можно было бы уложиться.
– Ждите,- отрезала девушка и с достоинством удалилась. Создавалось впечатление, что по поводу моего чека сотрудники казино ведут интенсивные консультации, причем не иначе как с Лас-Вегасом.
… Пока мы общались, я чуть было не “сорвал” джек-пот. Мне выпало три семерки одинаковой масти. Десять тысяч долларов – именно столько я мог выиграть, если бы поставил на игровой стол дополнительный пятидолларовый жетончик (так называемый бонус). Увлекшись беседой, я не поставил, хотя за мгновение до игры чутье подсказывало, что сделать это было бы нелишне. Такая удача приходит нечасто – шанс один из миллиона. Заболтали, с досадой подумал я.
После потери виртуальных десяти тысяч терять было уже практически нечего. Запив горе любезно подаренной заведением порцией текилы, я стал более настойчив. И, вновь пригласив к столу менеджера, решительно заявил:
– Я требую, чтобы мне принесли фискальный чек.
– Зачем Вам чек? – удивленно спросила Ольга и тут же начала с кем-то созваниваться. Минуты две беседовала по-английски, а затем вынесла вердикт:
– Руководство “Шангри-Ла” сообщает вам, что мы не обязаны выдавать посетителям чеки. Такие у нас в казино правила.
– Но это же прямое нарушение, во-первых, прав потребителей, а во –вторых, налогового законодательства РФ, – возмутился я.
– У нас в “Шангри-Ла” свои законы, – назидательно сообщила Ольга. Однако еще раз связалась по телефону с невидимым англоговорящим собеседником. Очевидно, с руководством. Из обрывков ее разговора я понял лишь одну фразу, которую она произнесла несколько раз: “Бат хи деманд чек” (Но он требует чек).
Вопрос о кассовом чеке явно приобретал характер международного скандала. А я, впервые за вечер, почувствовал себя обманутым “лохом”. Разве, направляясь в “Шангри Ла”, мог я ожидать, что старейшее столичное казино, ворочающее миллионными суммами за счет своих клиентов, не побрезгует “развести” посетителя на двести рублей? Уподобляясь при этом привокзальному наперсточнику, заклинающему своих жертв словами: “Кручу, верчу, вас запутать хочу”…
Я отчасти не прав. Казино все-таки решило пойти на компромисс. Выслушав инструкции (очевидно, из Лас Вегаса), менеджер торжественным тоном сообщила мне, что руководством “Шангри Ла” принято решение, в виде исключения, вернуть мне деньги. Но деньги мне уже были не нужны.
– Дайте чек! – резко сказал я.
– Чек не дадим! – так же резко отрезала моя собеседница и удалилась. А вскоре вернулась и бросила на зеленое сукно стола две сторублевки.
– Где еще пятьдесят рублей? – решительно потребовал я, поняв, что чека не дождусь.
– Скажите спасибо, что вам вернули двести, – не менее решительно ответила менеджер. – А пятьдесят, между прочим, вы дали “на чай”.
Поняв, что дальнейшие переговоры бесполезны, я попросил менеджера представиться:
– Ваши фамилия, имя, отчество и должность, пожалуйста.
– Я вам не обязана это сообщать.
-?
– На этот вопрос я отвечу только по решению суда,- ответила девушка.
И тогда я попросил пригласить другого, самого главного боса.
-Я здесь самая главная,- не терпящим возражений тоном сказала девушка.
– Мне нужен тот, кто главнее.
Ольга вновь стала лихорадочно жать на клавиши телефона. Как ни странно, на мою просьбу откликнулись, и вскоре к игровому столу подошел грузный великан. Судя по подобострастным взглядам дилеров, в эту ночь он был здесь самым главным.
На мою просьбу представиться босс отреагировал так же, как и его подчиненная – послал в суд. Тем не менее суть моих претензий выслушать согласился.
И тогда я сказал речь, которая была переведена с русского на английский. Я не помню дословно, о чем говорил, но речь была торжественной. Она даже была записана на мониторе казино. Я говорил про то, что, по моему мнению, в казино “Шангри Ла” только что произошло нарушение налогового законодательства РФ. Что, как мне кажется, игровое заведение нарушает права потребителей. В конце концов, негодовал я, это как минимум не вежливо – не представляться. В итоге признался, что я журналист. И напишу про все нарушения, свидетелем которых я сейчас стал.
Выслушав меня, американец задумчиво покачал головой, после чего изрек:
– “Шангри Ла” – это частное заведение. Мы не обязаны отчитываться перед посетителями.
– Но это частное заведение находится на территории России, а значит, должно подчиняться российским законам!– попробовал было возразить я.
Ничего не сказав в ответ, англоговорящий великан загадочно ухмыльнулся и гордо удалился.
… Вечером седьмого числа весеннего месяца апреля я вновь заглянул в одно из самых респектабельных игровых заведений столицы, и вновь приготовился испытать фортуну. Идентифицировав меня, девушка на рецепшн казино “Шангри Ла” радостно сообщила:
– К сожалению, вы не сможете у нас отдохнуть – вы у нас в “черном списке”.
Но душа все равно требовала игры. И тогда я направил свои стопы в казино, которое находится через дорогу от “Шангри Ла”. Перед входом меня встретил симпатичный африканец, который до блеска начистил мои ботинки, при этом не потребовав никаких денег. Я с удовольствием дал ему “на чай”, после чего прошел в зал. В процессе игры меня не покидало тревожное чувство: а ну как сейчас какой-нибудь пит-босс потребует с меня денег за услуги?
За весь вечер ко мне никто не подошел и ничего не потребовал.
Алексей Чесноков
Комментарий юриста
В письме Министерства РФ по налогам и сборам от 10 ноября 2004 г. №33-0-14/694 “О применении ККТ в игорном бизнесе” говорится, что контрольно –кассовая техника (ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Но, в случаях, когда прием наличных денежных средств не связан с операциями по реализации товаров, выполнению работ или оказанием услуг, у организаций и индивидуальных предпринимателей отсутствует обязанность по применению ККТ.
Одновременно с этим согласно статье 364 Налогового кодекса РФ под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Из этого вытекает, что в настоящее время в части осуществления игорного бизнеса законодательно не предусмотрена обязанность использования при денежных расчетах контрольно-кассовой техники.
Исходя из изложенного, можно предположить, что руководство упомянутого игорного заведения сделало ложный вывод о том, что оно вообще не обязано предоставлять кассовых чеков своим клиентам. Но казино “Шангри Ла” помимо осуществления игорного бизнеса, так же оказывает услуги по розничной продаже алкогольных напитков, еды и т.д., в том числе и по чистке обуви. Со слов менеджера данного заведения у них даже имеется фиксированный прейскурант цен на данную услугу. Господин Чесноков, воспользовавшись данной услугой, осуществил наличный денежный расчет с исполнителем и в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003. №54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” вправе требовать предоставления ему данным заведением кассового чека, так как услуга по чистке обуви, не имеет никакого отношения к осуществлению игорного бизнеса.
Сотрудник Института законодательства
и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
Оганес Акопян.