Древние наскальные изображения – одни из наиболее ценных археологических объектов. Они известны на всех континентах нашей планеты. По имеющимся приблизительным подсчетам, в мире общее число рисунков на скалах достигает 20 миллионов фигур, которые сконцентрированы более чем на 20 тысячах участков в 78 странах.
Карельские петроглифы – выдающиеся памятники, пользующиеся мировой известностью. «Каменная летопись», «Библия каменного века» — так их характеризуют исследователи. В конечном счете, ценность карельских петроглифов сопоставима с такими памятниками, как Кижи и руны «Калевалы».
Петроглиф (греч. petra – скала, glyphe – резьба) – это высеченные на поверхности прибрежных скал, сложенных гранитами, изображения животных, птиц, рыб, лодок, людей и непонятных знаков. Рисунки выбивались кварцевыми отбойниками на глубину 2 – 3 мм.
Из всех открытых петроглифов исследователям удалось истолковать меньше половины. У ученых не возникает вопросов по поводу фигур людей и животных. Но много и других знаков, не похожих на известные предметы. Такие рисунки некоторые ученые относят к солярно-лунарному типу, т.к. считают, что они обозначают Луну или Солнце. Но другие исследователи уверены, что древние люди видели какие-то летательные аппараты и изобразили их. Как бы там ни было, за каждым рисунком кроется глубокий смысл: эти символы, прежде чем появиться на скалах, возникли в сознании людей.
Петроглифы Онежского озера и Беломорья создавались приблизительно в одно и тоже время — от начала IV до начала III тыс. до н.э., а их творцами были предки современных прибалтийско-финских народов. Однако на Белом море процесс создания изображений шел дольше и их общее число почти в два раза больше, чем на Онего. При этом среди онежских петроглифов гораздо больше фантастических черт, образов и деталей. Рядом с петроглифами и на Онежском озере, и на Белом море усилиями археологов обнаружено и исследовано огромное число других археологических памятников.
Наскальные святилища находятся в двух местах:
на севере, в Беломорском районе, в низовьях р.Выг, в 8 км выше ее впадения в Сорокскую губу Белого моря,
на юго-востоке республики – в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озерав 18 км к югу от п.Шальский.
Археологический комплекс «Беломорские петроглифы»
Археологический комплекс «Беломорские петроглифы» включает в себя рисунки (выбивки) на скалах и более 30 обнаруженных стоянок древнего человека, датируемых периодом III – II тыс. до н.э.
Петроглифы Белого моря на островах Шойрукшин, Ерпин Пудас, Большой Малинин и др.- это свыше 2 тысяч отдельных фигур, занимают в Северной Европе 4 место по количеству изображений. Они расположены на площади почти 2 кв.км.
Ближайшее к Беломорску скопление петроглифов – Бесовы Следки и Ерпин Пудас.
Самые крупные и интересные скопления гравировок находятся в 1,5 км к северо-западу от Бесовых Следков – на Старой и Новой Залавруге. Они относятся к числу мировых шедевров охотничьего монументального наскального искусства первобытной эпохи. Многие изображения хорошо сохранились.
Прежде всего поражают размеры выбитых фигур оленей (2,5 м), композиционная сложность ряда сцен, тонкая и правильная передача пропорций изображения, элементы объемности.
На скалах Белого моря имеются выразительные композиции сцен охоты на лося, медведя, морского зверя, китов, ритуальных шествий и войн, изображений лодок с десятками гребцов. Здесь можно увидеть наиболее древнее в Европе изображение человека на лыжах.
Петроглифы на восточном берегу Онежского озера
Онежские петроглифы расположены в Пудожском районе, на восточном побережье Онежского озера. Петроглифы разбросаны разрозненными группами на скалах Бесова носа, мысах Кладовец, Гагажий, Пери Нос и на острове Гурий. В целом Онежское наскальное святилище охватывает участок озерного берега длиной в 20,5 км и насчитывает примерно 1200 изображений, нередко объединенных в композиции.
Многие рисунки отчетливо выделяются на фоне красноватой скалы, некоторые покрыты микролишайниками, поэтому разыскать их нелегко. Размеры фигур от нескольких сантиметров до 4 м (чаще 20 – 30 см). Среди них преобладают птицы (преимущественно лебеди), представлены лесные звери, люди, лодки.
Среди Онежских петроглифов немало (и в этом их существенное отличие от Беломорских) загадочных, оригинальных и наполненных фантастическим содержанием петроглифов. Прежде всего это знаменитая «триада» на оконечности мыса Бесов Нос: «бес» (двухметровая распластанная человеческая фигура), сом (налим) и выдра (ящерица), а также солярные и лунарные знаки – круги и полукружья с отходящими от них линиями-лучами (по другой версии, изображения охотничьих капканов). Мыс Бесов Нос расположен в 18 км к югу от п.Шальский.
Онежские петроглифы были открыл в 1848 г. геолог из Санкт-Петербурга к.Гревинг. Однако жители близлежайших деревень издавна знали о наскальных рисунках и считали их порождением «нечистой силы», о чем говорит само название мыса. Монахи расположенного неподалеку Муромского монастыря пытались нейтрализовать эти «дьявольские картинки», выбивая христианские кресты на некоторых фигурах.
Севернее Бесова Носа находится Пери Нос. Здесь также сохранились наскальные рисунки — 7 разрозненных групп. Еще севернее, на мысу Карецкий Нос, обнаружено скопление из 120 фигур, где петроглифы тянутся почти вдоль всего южного склона. Интересны петроглифы на полуострове Кочковнаволок около п.Шальский. Они обнаружены в 1970 — 1990-е гг. и насчитывают примерно 200 выбивок, в числе которых трехметровый лебедь, различные сложные сцены мифологического характера с людьми, птицами, лодками.
Онежские петроглифы — это «грандиозный первобытный храм солнца, где куполом было само небо, иконостасом – гранитные скалы с петроглифами, а алтарем – горизонт с живым солнечным богом».
Как добраться:
От Водного вокзала г.Петрозаводска до Шалы ежедневно ходят пассажирские суда, далее придется нанять лодку или идти пешком.