Паломники – это не туристы

08.10.2013 | Эксперт

Директор Паломнического центра Московского Патриархата иеромонах Никодим (Колесников).

Директор Паломнического центра Московского Патриархата иеромонах Никодим (Колесников).

Может ли Церковь выполнять функции туроператора? Чем отличается паломничество от религиозного туризма? Можно ли ехать в Иерусалим, если еще не побывал в Дивееве? На эти и другие вопросы отвечает директор Паломнического центра Московского Патриархата, первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления РПЦ иеромонах Никодим (Колесников)

Отец Никодим, в 2014 году вашему Паломническому центру исполняется 15 лет. Каковы были предпосылки его создания? Используете ли вы опыт дореволюционных паломнических служб?

– Тропа к святым местам для верующих христиан никогда не зарастала. До революции огромное содействие паломникам из России на Святой Земле осуществляло Императорское Православное Палестинское Общество. Его опыт, в том числе и новейший, после возрождения работы с российскими паломниками в начале 90-х годов прошлого века, мы широко используем и вообще тесно сотрудничаем с ним. Понятно, что в советское время паломнические поездки за рубеж были единичны, а по отечественным святыням никаких организованных поездок также не могло быть по определению. Хотя ревностные православные ездили помолиться и в Троице-Сергиеву лавру, и в Псково-Печерский монастырь, и в Почаев. С начала же 90-х число организованных паломников растет из года в год. Поэтому Церковь учредила собственную организацию-туроператора – Паломнический центр Московского Патриархата, который включен в реестр Ростуризма и осуществляет все функции, присущие этим организациям в рамках законодательства РФ.

– Зачем это понадобилось? Ведь уже действовали несколько известных в православных кругах операторов, позиционирующих себя как паломнические агентства. Они отправляли и отправляют десятки групп верующих в поездки, работая с благословения священноначалия…

– Я отношусь с уважением ко многим из этих организаций. Но как бы они себя ни позиционировали, это коммерческие структуры, главная цель которых – извлечение прибыли. А паломничество – это продолжение молитвы, это церковная деятельность, которой должна заниматься и занимается Церковь.

– Что удалось сделать в рамках Паломнического центра за эти годы, каковы основные векторы развития организации?

– Наш центр − это многогранная структура, охватывающая несколько направлений. В первую очередь это внутренний, выездной и въездной туризм. Я употребляю это слово намеренно, поскольку по законодательству организация паломничества у нас проходит как «туристская деятельность». В управлении центра есть гостиница «Университетская» на Мичуринском проспекте в Москве, конференц-зал на 500 мест, где проводятся различные церковно-общественные мероприятия международного и общероссийского значения. Центр также издает журнал «Православный паломник». На сегодня в Паломническом центре работают около 100 человек. А недавно совместно с Российским православным университетом организованы курсы православных экскурсоводов.

– Насколько остра сегодня потребность в таких специалистах? Каков социальный, возрастной состав слушателей?

– Само это направление для центра не ново. Краткие обучающие курсы для специалистов епархиальных паломнических служб мы проводим уже давно. Центр получает сегодня благодарственные письма из разных регионов, поскольку именно благодаря этим обученным у нас людям паломнические службы там и были созданы. Сегодня вопрос поставлен глубже − нужны грамотные профессиональные православные экскурсоводы. Проработана методология преподавания, идет набор слушателей, и в середине октября начинается обучение. Предварительный «средний» портрет нашего слушателя таков: средний возраст (от 30 до 60 лет), высшее образование, как правило, уже с опытом экскурсовода, ну и, разумеется, верующие. Женщин, как и везде, в Церкви больше… Что же касается потребности в таких специалистах, то она весьма высока. Рост числа экскурсоводов хронически не поспевает за умножением паломников. Даже в таком городе, как Москва. Именно поэтому у нас наладилось тесное сотрудничество с Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы. В этом году мы провели ряд совместных рекламных туров для паломников, разработали несколько программ по православным святыням столицы, в частности – к 400-летию дома Романовых, к 700-летию преподобного Сергия Радонежского, которое будет праздноваться в 2014 г. Председатель столичного туркомитета Сергей Павлович Шпилько лично много делает в этом направлении. Мы вместе участвуем в выставках, проводим конференции и «круглые столы». На днях впервые принимали группу православной молодежи, организовав для них тур по святой Москве с посещением таких редких для паломников мест, как Симонов монастырь и захоронение Пересвета и Осляби.

– Преподобный Серафим Саровский советовал сестрам Дивеевской обители не рваться в дальние страны, а пройти по Канавке, читая с вниманием и верой «Богородице, Дево, радуйся». «Тут вам будет и Афон, и Иерусалим», – говорил батюшка Серафим. В этой связи как вы смотрите на желание некоторых православных попасть непременно в Иерусалим, в другие дальние пределы, притом что они ни разу не были в том же Дивееве или в Печорах?

Церковь учредила собственную организацию-оператора – Паломнический центр Московского Патриархата, который включен в реестр Ростуризма и осуществляет все функции в рамках законодательства.

Церковь учредила собственную организацию-оператора – Паломнический центр Московского Патриархата, который включен в реестр Ростуризма и осуществляет все функции в рамках законодательства.

– Вера наша возгревается не только молитвой в своем храме, но и посещением святых мест, связанных с жизнью Спасителя, Царицы Небесной, святых апостолов и угодников Божьих. Конечно, каждый христианин мечтает побывать и помолиться на Святой Земле − там, где родился, проповедовал и был распят Господь Иисус Христос. Я бы не стал противопоставлять святые места Руси Иерусалиму и Афону. Ведь, с одной стороны, это таинство − куда поведет тебя зов Божий, куда благословит отправиться духовник. А с другой стороны, есть сугубая проза: поездка в Израиль или на Кипр обойдется гораздо дороже, чем в Киев или на Соловки. Поэтому каждый решает здесь еще и по своим возможностям. Кстати, отправиться в собственном городе в другой храм, посетить пригородный монастырь, где ни разу не был, – это ведь тоже паломничество.

– Раньше паломники – поклонники – большую часть пути проделывали пешком, постились по необходимости, испытывали по дороге «и хлад, и глад». Отваживались на этот путь немногие. Сегодня многие летят и едут с комфортом, останавливаются в 5-звездочных отелях. Не уходит ли, на ваш взгляд, нечто важное из паломничества?

– Сравнивать те далекие времена и нынешние, на мой взгляд, неправомерно. Да, внешние контуры жизни изменились неузнаваемо, но это не значит, что если паломник летит самолетом, одет не в рубище и ночует не в стогу сена, то и духовная составляющая паломничества ушла. Я бы лучше сравнил наших паломников начала – середины 90-х и нынешних. Для первых было практически неважно, как добраться до святого места и в каких условиях жить. А ныне люди разбираются и в количестве звезд отеля, и в качестве автобусов, и в общем уровне организации всей поездки. Это просто та данность, которую мы не можем не учитывать как туроператор. Поэтому мы стараемся соответствовать современным высоким стандартам, при этом не забывая о необходимости экономить средства наших паломников. Ведь это зачастую совсем небогатые люди, и копят деньги на такую поездку годами.

– Какие еще факторы могут снизить стоимость паломнических поездок под эгидой Церкви?

– Паломнический центр объединяет и координирует паломнические потоки, которые создаются епархиальными паломническими службами по всей стране. Это приводит к известной оптимизации, снижая индивидуальные затраты паломников. Также мы сегодня выступаем за определенные налоговые преференции именно для паломнической деятельности. Ведь не платит же верующий налогов за молитву в своем храме, а здесь – паломническая молитва вдали от родного места. Если государство пойдет в этом вопросе навстречу Церкви, то стоимость таких поездок может заметно снизиться. Но для этого паломничество и религиозный туризм должны быть законодательно разделены.

– Сейчас в интернете уже начали обсуждать «по слухам» еще не вынесенные на официальное обсуждение поправки в федеральный закон о туризме, предполагающие четко разделить религиозный туризм и паломничество, сделав последнее прерогативой церковных организаций. По этому поводу некоторые туроператоры уже начали бить тревогу: мол, церковники хотят с помощью государства «отжать» у них часть рынка… Что скажете по этому поводу?

– Мы ни у кого ничего не собираемся отнимать. Ну, представьте, в православный храм придет какая-то организация со стороны и скажет: «А давайте мы будем проводить у вас светские конференции, но назовем их литургическими!» Паломничество – это религиозная деятельность по сути, и лишь по форме она походит на туристскую. Мы не собираемся создавать помехи светским туроператорам. Просто человек должен иметь возможность выбора, с кем поехать в святое место: с религиозной организацией, с глубоко верующими людьми, подчиняясь и принимая те правила, которые существуют в таких поездках, или же со светской организацией на ознакомительную экскурсию. Совместно этим людям с разной мотивацией и разным духовным опытом может быть некомфортно в одной группе. Одни будут вставать в 5 утра на общую молитву в монастыре, днем трудничать, молиться на вечерне, а другие к этому еще не готовы. Они стремятся посмотреть архитектуру, фрески, узнать историю монастыря и, может быть, даже приобщиться к православным ценностям в ознакомительном режиме. Но дело в том, что такие поездки часто именуются у турфирм «паломническими турами». И вот это недоразумение хотелось бы исправить. Вопрос – в разной организации туров.

– Есть довольно много людей, находящихся в той или иной степени воцерковления, которые еще не паломники в полной мере, но и уже не совсем туристы. Они еще не готовы петь акафисты в автобусах или отстаивать ежедневно монастырскую обедню, но им уже неуютно в святом месте среди неверующих, гомонящих туристов, им хочется уже как-то, хоть кратко, помолиться, побыть подольше рядом со святыней. Может быть, стоило бы создать для них отдельные, «деликатные» программы и туры?

– Конечно, мы работаем и в этом направлении, и подобные группы и программы могут подбираться. Важно просто разделять познавательную часть, отдых и собственно паломничество. В нашем центре, например, есть специальные семейные предложения, в программу которых входит отдых на море и одна или несколько однодневных автобусных поездок по святым местам. Но это не экскурсии, а именно паломнические поездки – со священником и богослужениями. Кто-то из членов семьи, допустим, еще недостаточно воцерковленный, может в такие поездки и не поехать и остаться на море. Или же поехать, но вместо участия в общем молебне зайти в это время в музей.

– Насколько велик незадействованный на сегодня сегмент паломнических и турпоездок по святым местам России? Готовы ли монастыри принимать растущий поток гостей?

– Сегодня даже те известные монастыри, поток паломников и туристов в которые не иссякает круглый год, далеко не готовы к постоянному росту количества гостей. Во-первых, неконтролируемый наплыв людей, особенно светских туристов, может помешать (а часто и мешает уже) укладу монастырской жизни, а также нарушить природный баланс уникальных мест. Прежде всего это относится к Валаамскому и Соловецкому архипелагам. Во- вторых, в монастырях элементарно не хватает гостиниц для приезжих, а близлежащие населенные пункты не могут обеспечить качественным жильем всех желающих. Паломнический центр разработал сегодня совместно с монастырями программу, призванную частично снять остроту проблемы в ближайшие годы. Но, как бы то ни было, прием гостей в действующих обителях, будь то паломники или туристы, может быть только плановой, контролируемой деятельностью. И контролировать ее лучше всего может только церковная организация.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest