Отдых в России: море или горы? Мнение эксперта

13.07.2015 | Новости

Модная тема для обсуждения в последнее время – российский бум внутреннего туризма. Эксперты прогнозируют рост внутреннего турпотока по итогам 2015 года – от 30 до 60%. На фоне снижения выездного туризма на 35-40% крупные туроператоры спешно переориентируются на внутренний турпродукт. Но эксперты турбизнеса отмечают, что у внутреннего туризма есть серьезные проблемы, и поэтому полное переключение с иностранного турпродукта на внутренний не произойдет, а снижение выездного туризма не будет приводить к росту внутреннего.Легенды Самарского края - активный туризм велосипед

В Сочи прошедший зимний сезон и стартовавший летний сезон показывают высокие результаты. Директор по территориальному развитию курорта «Роза Хутор» (Сочи) Константин Гаранин отмечает: «Много клиентов более высокого уровня, кто предпочитал роскошный отдых за рубежом по разным причинам стали невыездными. Либо  это официально запрещено ряду сотрудников государственных структур, либо не рекомендовано – сотрудникам различных госкорпораций. Поэтому для нас здесь все сложилось как нельзя лучше». Но что могут предложить другие российские курорты взыскательному туристу, побывавшему на зарубежном отдыхе?

В чем российские курорты, российские направления могут составить конкуренцию Западу, если говорить и о городском туризме, и о морском? Могут ли заменить курорты Краснодарского края нашим соотечественникам отдых в Турции? Что они могут предложить бюджетному путешественнику?

«В целом на внутреннем туристическом рынке ситуация грустная, считает Константин Гаранин. – Я работаю со многими дистинациями. И если «Роза Хутор» чувствует себя очень хорошо в силу того, что у нас великолепная инфраструктура, то в целом сочинский и крымский рынки не такие. У нас стране очень плохая инфраструктура. Те люди, которые сейчас переключаются с международных поездок на российский рынок, в большинстве случаев не найдут ту инфраструктуру, к которой привыкли. Понятие «инфраструктура» включает не только хорошие гостиницы (они в принципе в Сочи есть), но  то, чем турист на курорте будет заниматься, культурный досуг и так далее. Туристу нужна возможность переезжать с места на место, а некуда: связанность территорий низкая. Это проблема по всей России. Поэтому на сегодняшний момент мы получаем «большого» туриста, которому некуда поехать».

Эксперт полагает, что российские курорты могут лишь частично заменить для таких людей зарубежные поездки. А для того, чтобы страна реально могла победить в конкурентной борьбе  надо очень быстро, в течение года, сделать принципиальный инфраструктурный скачок. Причем не только физической, но и виртуальной инфраструктуры.

В то же время, тот внутренний рынок, который и раньше был внутренним, по мнению Константина Гаранина, в этом году будет падать. Ведь люди сейчас боятся потерять работу, и они будут меньше проводить времени в туристических поездках. Есть ощущение, что этот год будет не такой однозначный, как предсказывает Ростуризм.

«Есть несколько проблем, – говорит эксперт. – Я постараюсь коротко обрисовать блоки и призываю всех об этом думать. Я сказал, что у нас очень плохая инфраструктура, у нас нет ничего практически с туристической точки зрения. Маршруты типа «Золотого кольца» – это умирающее прошлое. Суздаль показывает падение туристического потока последние несколько лет. Мы работаем с Ярославлем, Тверью. Нет у нас туризма внутреннего, куда бы поехать хорошо. Все, что у нас хорошее есть – это то, что наш турист не умеет потреблять. Например, есть у нас замечательный город Торжок с фантастическими точками для фотосъемок. Там замечательная архитектура, реки, природа, пейзажи и т.д. Однако на сегодняшний момент Торжок – это микроскопический туристический поток. Там быстро построить ничего нельзя. Мы год с ними работаем. Там нет гостиниц, там нечего нет! Зато там есть «пожарские» котлеты, которые были там изобретены, и до сих пор там есть 10-15 точек, которые делают эти котлеты. Там для туристов что-то построить быстро невозможно. Но когда я рассказываю про руинированные церкви Торжка итальянцам и французам, они говорят: это же здорово, у нас по всей Италии и Франции мы ездим по разрушенным церквям и фотографируем их!

У нас нет культуры потребления того турпродукта, который в России есть. Самый главный маркетинговый ход, который должна сделать туристическая отрасль – это перестать продавать тот продукт, которого у нас нет. У нас нет моря! Приезжайте в Сочи и посмотрите, какие там пляжи: нет серфинга, нет кайтинга, там ничего нет. У нас есть северные моря, но там нет  туристической инфраструктуры, как, например, в Норвегии. Поэтому нам нужно быть креативными и научиться продавать то, что у нас есть. У нас есть горы! Но, вот, потребления горной культуры у нас нет. Советская система горного туризма, альпинизма и скалолазания была разрушена, и до сих пор не восстановлена. А ведь в горах мы можем создавать скандинавскую ходьбу, горную фотографию, йогу и много другое! Мы должны стать креативными и создавать то, куда мы сегодня можем притащить людей: на трекинг, на кайтинг, на скайраннинг и прочее – для этого не нужна инфраструктура. Но нужно другое – образование туриста. Туриста нужно научить потреблять тот продукт, который на самом деле у нас есть. Маркетинг нужно направить на это.

Зимой на Красной поляне проблем с загрузкой не было. А вот весна, лето, осень – кто к нам приедет? Люди спрашивают: а что делать в горах в это время? Ну, там, на подъемниках покататься, пофотографироваться, порадоваться, это понятно. А кто ездил в горы надолго в это время? Минимум людей знает, что можно месяц делать в горах.

А кто из менеджеров турбизнеса понимает, зачем ехать в Торжок? Кто понимает особенности религиозного туризма? Особенности «Золотого кольца»? Ведь третий город «Золотого кольца» – и уже скучно. Там нет ничего нового – одно и то же. При этом турбизнес еще должен конкурировать с поездками на дачу, посиделками в интернете!

На сегодняшний день самое главное – это придумывать, как использовать то, что у нас есть, и обучать людей.

Сегодня у турбизнеса замечательное время – «окно возможностей». Ведь реально в России нет никакого туризма. И те турфирмы, которые сегодня выйдут за пределы «давай возить людей в пансионаты», могут стать лидерами сегментов. В России нет, например, школы скандинавской ходьбы. А это реальный сегмент, который можно развивать, как и йогу, и фитнес. Это реальный сегмент, где можно вырасти. Таких сегментов в России – много. Начиная с повального увлечения горным велосипедом. Но у нас нет тех, кто бы этим занимался.

У турбизнеса есть возможность захвата нишевых рынков, и окно такой возможности будет длиться не долго – 3-4 года. Потом эти сегменты заполнятся. Вот как раньше у нас были байдарочные походы, был очень активный туризм. Сейчас это можно возродить, и заменить Норвегию, Турцию. И это реальное окно возможностей. У нас есть Домбай, Кавказ, Крым, Карелия, Вологодская область».

Источник: «Инвестиции в туризм»



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest