Отдых в России – дело надежное

“У Москвы нет будущего без туризма!” – сказал недавно на одной из встреч московский мэр Юрий Лужков. Эти слова из уст председателя Комитета по туризму Правительства Москвы Г.В. Антюфеева, бессменно возглавляющего его с самого создания, и стали прологом нашей беседы.

– Григорий Валентинович, наши Вам поздравления!
– ?!
– Только что в пресс-службе нам сказали, что беседа наша – это Ваше юбилейное, сотое интервью в этом году. Видимо, все, что делает Ваш Комитет, – весьма актуально, коль от прессы отбоя нет. Вот с этим и поздравляем!
– Да, сотое? Не знаю, не считал, но все равно спасибо. А я бы вас поздравил, коллектив вашего журнала. Очень хорошее, нужное дело делаете, и качественно! В принципе, у нас с вами одна задача – сделать город наш и страну привлекательными – и для туристов, и для инвестиций.
– И как Вам это удается?
– Арифметика проста: за последние пять лет число приезжающих в столицу туристов реально увеличилось почти вдвое, а это о чем-то говорит. Перед нами стоят две основные задачи: создание положительного имиджа столицы за ее пределами и развитие туристской инфраструктуры в Москве. А это – строительство новых гостиниц и реконструкция старых, создание пешеходных зон, системы ориентирования в городе для иностранных туристов (обратили внимание на уличные указатели на двух языках?) и многое другое. Все это делается в рамках Программы развития туризма до 2010 года, которая утверждена постановлением Правительства Москвы и является нашим ежедневным рабочим документом.
– Понятно, что об основных пунктах этой Программы можно говорить бесконечно, но все же, почему туристов в Москве стало больше?
– В течение года команда нашего Комитета представляет Москву, да и всю Россию на 15 крупнейших международных туристских форумах в Европе, Японии, США, Канаде… Представляя богатейший набор качественной рекламной продукции, демонстрируя фильмы и рассказывая о Москве и России, мы заключаем реальные договоренности на самом высоком уровне, которые в итоге и приводят к увеличению потока иностранных туристов в Москву и Россию, а это и дополнительные финансовые вливания в казну.
– Говоря о представительских функциях за рубежом, Вы имеете в виду не только Москву – сферу Вашей ответственности, но и всю Россию?
– Да, потому что Комитетом создан и действует Всероссийский координационный совет по развитию индустрии туризма “Регионы России – Московское соглашение”. В Совет входят уже 38 субъектов Российской Федерации – от Якутии до Калининградской области, от Дагестана до Карелии. И на всех зарубежных форумах мы представляем не только Москву, но и эти регионы России.
– И какая Вам от этого выгода?
– На первый взгляд – одни затраты. Миллионные тиражи плакатов, буклетов, каталогов; серия фильмов программы Комитета “Прикосновение” – уже снято 23 фильма о разных регионах (мы оплачиваем и производство фильмов, и эфир); мы предоставляем бесплатные площади всем регионам России (даже не входящим в Координационный cовет) на единственном форуме внутреннего туризма в России MITF “Туризм и Отдых” – нашем, кстати, детище… Но я бы не сказал, что это затраты, это – инвестиции в будущее!
– Ваша программа по Координационному cовету, “домашние хлопоты” по благоустройству и реконструкции туристской Москвы – это же бешеные деньги?!
– Согласен. Но я счастливый человек – занимаюсь тем, что мне интересно, и при этом ощущаю абсолютную поддержку со стороны мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова. Это уникальный человек! При всем многоэтажном ворохе городских забот и проблем он хладнокровно и безошибочно определяет перспективные цели, одна из которых – развитие индустрии туризма. Сегодня Москва строит гостиницы по всей России: Ярославль, Рыбинск, Ростов Великий, Переславль… Мы создали Туристский информационный центр города Москвы в выставочном манеже “Гостиный Двор”, учредили международную туристскую ярмарку “MITF”, реализуем новую уникальную программу Комитета по туризму “Венок русских усадеб”, в феврале уже в четвертый раз будем проводить грандиозный по масштабам праздник “Широкая Масленица” на Васильевском спуске. А крупнейший телеканал мира CNN по нашему заказу демонстрирует всему миру рекламные ролики о Москве.
– И сколько же все это стоит?
– Да это далеко не все! Это только то, что лежит на поверхности. Приняв комплексную Программу по развитию туризма в Москве, в правительстве города впервые создан Бюджетный фонд развития туризма в Москве. В него пойдут доходы от рекламы на объектах туристской инфраструктуры, от продажи земли под строительство гостиниц. А бюджет столичного Комитета по туризму на 2005 год увеличен едва ли не вдвое – около 800 миллионов рублей.
– И почему же Москва идет на такие расходы?
– Элементарный закон бизнеса: правильно вложенные деньги при грамотном их использовании окупаются сторицей. Доля “туристских” денег в городском бюджете – 7 процентов, а это примерно 28 миллиардов рублей!
– Да, впечатляет! Но в то же время туризм – сфера весьма специфическая, подверженная влиянию внешних факторов. К примеру, теракты. Они наверняка отпугнули туристов от Москвы и те же деньги.
– После трагедии в Беслане я разговаривал с министром туризма Франции и задал ему аналогичный вопрос: “Теракт – это удар по туризму? Повлияет это на приток туристов?” Знаете, что он ответил? “Я думаю, ни в какой степени не повлияет”. И это были серьезные взвешенные слова авторитетного профессионала. Действительно, после 11 сентября мир кардинально изменился. Мы сегодня живем другими реалиями. После трагедии – какое-то время спад – неделя, дней десять. Но через месяц нахлынувший поток туристов с лихвой компенсирует недавно утерянный темп. И в этом мне уже не раз довелось убедиться за последние годы.
– Григорий Валентинович, как профессионал, Вы можете сказать, что сдерживает развитие внутреннего туризма у нас в стране? Почему мы вывозим миллиарды долларов в Турцию, Египет, Грецию, где на наши же деньги строятся роскошные отели? Доколе?
– Ну, я лично не вывожу. Я люблю отдыхать в России, для меня здесь еще много “белых пятен”. А потом – не “сдерживает пока”. С каждым годом Россия все больше притягивает тех, кому уже поднадоели банальные Анталия и Шарм-эль-Шейх. Вы только представьте – Селигер, Карелия, Алтай… – сколько у нас потрясающих мест!!!
А что касается вопроса, то я бы обозначил две основные проблемы развития туризма в России. Прежде всего – это дефицит информации. Нашим туристским фирмам пока выгоднее давать рекламу зарубежных туров – где другой поток туристов и другая прибыль. Как раз тут ваш журнал “Отдых в России” – очень важный элемент, это объективный инструмент для заполнения информационного вакуума. Ну и второе, это туристическая инфраструктура. Правда, в последнее время здесь наметился существенный сдвиг. Не только западные, но и отечественные бизнес-компании уже стоят в очереди за право владеть объектами туристической инфраструктуры – именно потому, вкладывая деньги в строительство или реконструкцию гостиниц, домов отдыха, ставя во главу угла сервис и комфорт, передовой менеджмент, они уже сегодня видят в этом реальную перспективу.
Да вот вам самый свеженький и показательный пример. Недавно звоню своему коллеге, руководителю одного из региональных комитетов по туризму, входящему, кстати, в наш Координационный совет: “Ну что, говорю, зазывал меня в гости, помнишь? Красотами вашими похвастаться. В начале января приеду на недельку, приютишь?” Знаете, что ответил? “До 20 января ни одного места нигде нет!” Я положил трубку, улыбнулся. Молодцы! Работают…
Так что уверен, за туристской Россией огромное будущее!
– Тогда, простите, вопрос. А как же у такой великой страны с таким богатейшим туристским потенциалом – и нет своего Министерства по туризму? Все “ведомишко” какое-то неприкаянное, то у одного хозяина, то у другого…
– Да не в этом дело. В Италии, например, тоже нет министерства по туризму, а во Франции есть. Но и там и там – туризм самостоятельный полноценный бизнес с безупречным менеджментом и инфраструктурой. Важен не государственный статус, а кто и как работать будет.
– Но ведь придание туристическому ведомству статуса министерства наверняка дало бы большие полномочия в решении тех или иных задач?
– Полномочия?! У меня в Комитете по туризму Правительства Москвы в штате всего 28 человек. За вычетом водителей, секретарей, технических сотрудников – остается 15. Два-три человека в отпуске или на больничном. Вот и получается, что 12 человек делают огромнейший объем работы – и по Москве, и по Координационному совету, и по всем нашим программам, и по международным выставкам… Я благодарю Бога за то, что работаю в такой команде. Дело не в статусе и полномочиях. Надо просто хотеть и уметь работать! У меня нет особых полномочий, я обычный чиновник, но мы же строим и развиваем туризм не только в Москве, но и в стране.
– Григорий Валентинович! Что бы Вы пожелали нашим читателям в канун Нового года?
– Ко всем традиционным пожеланиям хотел бы добавить: еще вам двух возлюбленных! Москву и нашу Россию – познайте их – и любовь эта станет взаимной!
беседовал
Алексей Романов



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest