Осударева дорога

“Осударева дорога” – инженерный феномен и героическая легенда, загадка, над которой бьются ученые и исследователи. Сегодня точно сказать, где она пролегала, сложно. Сохранились лишь отдельные участки деревянных гатей
да память о несокрушимой силе духа согнанных на стройку из окрестных деревень крестьян, смолистыми бревнами и своими костями меньше чем за месяц вымостивших дорогу сквозь карельскую тайгу

В далеком августе 1702 года два полка гвардейцев во главе с Петром I совершили немыслимое. За восемь дней они преодолели путь в 260 километров – от Вардегорского мыса на Белом море до Онежского озера – и штурмом взяли шведскую крепость Нотебург (Орешек).
Да перестарались, видно, строители, следуя царскому наказу скрыть перемещение войска.

Волнующая тема притягивает внимание не только историков. К поиску петровского пути подтянулись и любители “потерянных” дорог – джиперы. В 2004 году состоялась первая из серии off-road экспедиций. Возглавил ее петрозаводчанин Тимофей Рогожин. Цель путешествия – проехать по болотным гатям и лесным дорогам от Вардегорского мыса до старинных деревень Выгорецкой республики, а там и до Повенца и “на своей шкуре” испытать трудности северного пути.
В полном составе экспедиция отправилась в путь из Сумского Посада, старейшего поморского поселения.

Быть в пути, да еще за рулем внедорожника – это особая, основанная на принципе взаимовыручки и здоровом авантюризме философия жизни, которая движет машины вперед даже тогда, когда глохнут их моторы, – на человеческой тяге. А еще – это вкус настоящей кочевой жизни, свобода в выборе маршрутов, возможность побывать в удаленных от проторенных туристических троп местах, увидеть фантастические в своей первозданности пейзажи.
Начало дороги – место, мимо которого сложно промахнуться. Поморское село Нюхча – это отправная точка похода Петра I и единственный населенный пункт на всем его протяжении.
Нюхча живет по своему укладу и согласно давним традициям. Здесь двери в домах, как и века назад, подпирают палками, да и лодки с веслами на воде оставляют, так, привяжут слегка веревкой, чтобы течением не унесло. А еще каждый житель Нюхчи с детства в мельчайших подробностях знает, как встречали здесь царя Петра, чем угощали, как провожали всем селом в путь. Покажут здесь и место, где стоял дом, в котором отдыхал царь перед походом. Большой, пятистенный, говорят, был. Двухэтажный.

Двигаться по гати – удовольствие весьма сомнительное даже на внедорожной технике. Чтобы это понять, достаточно проехать несколько метров. Мокрые скользкие бревна уходят вниз под тяжестью УАЗа, надрывный рев мотора, фонтаны брызг из-под колес. Небольшой уклон – и машина начинает боком съезжать на край “дороги”, рискуя завязнуть в болоте. Пожалуй, это повод задуматься со всей серьезностью, как по подобной трассе могли тянуть фрегаты…

Не так много названий мест по ходу продвижения петровских войск оставила потомкам история. Государев Клоч – по преданию здесь царь устроил небольшой привал, а жители Нюхчи потчевали его обедом. Щепотева гора названа в честь главного изыскателя и устроителя “Осударевой дороги” сержанта Преображенского полка Михаила Щепотева. Петровский Ям – место стоянки войск на “Осударевой дороге” в преддверии форсирования с помощью понтонных мостов реки Южный Выг…

Первый этап off-road экспедиции закончился в Сумском Яме, дальше легендарная трасса затоплена Выгозерским водохранилищем.
По грунтовке экспедиционная колонна уходит в сторону от “Осударевой дороги” в направлении Выгорецкой республики, располагавшейся в верховьях рек Выг и Лекса и добрых полторы сотни лет являвшейся оплотом старообрядчества на Русском Севере.
Бензин на исходе. На три машины осталась одна запаска. Очередная дорога теряется в чаще леса. Положение хуже губернаторского. И тут на одном из перекрестков, пока водители совещались над картой, откуда-то возник колоритный мужик с окладистой рыжей бородой: “Езжайте на запад, а через три версты – повернете на юг”.
Асфальт всегда начинается неожиданно… Вот и Повенец. Пройдя сложный путь, Петр появился здесь 26 августа 1702 года и начал подготовку к водному походу по Ладоге. Вскоре вся петровская рать на больших озерных карбасах выдвинулась из Повенца на юг…

Off-road экспедиция завершена. Пройдя планируемый маршрут за пять дней, ее участники делают вывод, что Петр I мог в достаточно короткие сроки осуществить марш-бросок по заранее подготовленный трассе. Вместе с тем предположение, что петровское войско, перемещаясь за день в среднем на три десятка километров, было отягощено не только полутора сотнями пушек, но и двумя фрегатами, вызывает сильное сомнение.
Впрочем, серьезные выводы были сделаны позже, а пока участники автопробега с улыбкой говорят: “Знатно поколбасились”. И крепко жмут руку на прощание.

Елена Богатырева



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest