Особенности национального курорта, или что ждет Сочи после Олимпиады

03.02.2014 | Взгляд

СочиНа прошедшей в январе в столице зимней Олимпиады выставке «Курорты и туризм», традиционно знаменующей открытие нового туристического сезона в России, наиболее заметным стало не традиционное обсуждение контрактов и планов на сезон, а вопросы: что же будет с Сочи дальше? После Олимпиады?

Сочи встретил слегка пригревающим январским солнышком, + 12. И уже в аэропорту возникло ощущение какой-то другой атмосферы – то ли суетящиеся волонтеры в олимпийской униформе, то ли сплошь олимпийская реклама и атрибутика на всем вокруг навеяли предвкушение грядущего Праздника. Правда, едва выйдя с багажом в зал прилета, тут же вернулся на круги своя. Уже нет еще недавнего богатства выбора – поглотив всех конкурентов, в зале осталась одна-единственная официальная стойка такси, цены в которой за месяц до старта Игр побили все олимпийские рекорды. «До центра Сочи? 3000 рублей… Ну, можно за 2000, только машина будет попроще…» Выбор я сделал в пользу того, чтобы не дать себя ограбить уже через пять минут по прилете. Выхожу на улицу, пытаясь разглядеть привычное скопление «шашечек», но… Практически пустая огромная многополосная парковка перед аэропортом.

ГАИ готова к встрече «дорогих гостей»: за попытку въехать в город без разрешения с номерами других регионов пред-усмотрен штраф 3000 рублей.

ГАИ готова к встрече «дорогих гостей»: за попытку въехать в город без разрешения с номерами других регионов — штраф 3000 рублей.

– Вам чем-то помочь? – сержант-полицейский был действительно вежлив и услужлив, поймав мой растерянный взгляд.

– Да вот, как бы до центра Сочи добраться…

– Так вон, к ребятам подойдите, они вас довезут, – кивнул сержант на переминающихся в сторонке не только славянского типа мужчин.

Протащив метров четыреста свой багаж на стоянку за аэропортом, я уехал в центр Сочи за привычные 800 рублей… А площадь перед аэропортом, как оказалось (в начале января), пустовала исключительно для членов олимпийской семьи. Перестраховка – ох как это по-русски!

Приятно поразило отсутствие пробок, да и вообще, в принципе, практически пустой Курортный проспект, – с начала января в Большой Сочи закрыт въезд для иногороднего транспорта до конца марта. Зато гаишники на всех дорогах сплошь через каждые 300–500 метров, причем, судя по номерам их авто, и из соседних с Краснодарским краем регионов приехали в подмогу. Такое усиление контроля выглядело слишком броско и чересчур навязчиво. Не очень уютно…

Гостиница «Жемчужина», в которой и проходила выставка «Курорты и туризм», приветливо приютила меня за 5000 рублей в сутки. Как будет отличаться январская стоимость стандартного номера летом – остается только догадываться. Знаменитый сочинский отель наводил последний марафет перед Олимпиадой. Обновлены номера, холлы… Но почему-то не тронуты рукой строителя совкового вида ресторан и бар. Зато вполне ожидаемо подняты цены. Только на балконе в номере, как прежде, шатающийся железный стол и стулья из металлических прутьев, на которые вообще-то в приличных местах принято класть подушки для сидения. Но на подобное замечание, сделанное еще в прошлом мае, новые владельцы отеля пока не отреагировали.

Чехлы на чемоданы с олимпийской символикой легко снимаются и сдаются в стирку ... меняются на другие

Чехлы на чемоданы с олимпийской
символикой легко
снимаются и сдаются в стирку … меняются на другие

Выставка «Курорты и туризм» также установила в этом году рекорд – столь мало было экспонентов да и гостей форума. Ни мэр Сочи, традиционно ее открывающий, ни кто-либо из администрации Краснодарского края, ни руководство Ростуризма в этом году не почтили самую авторитетную на Кубани турвыставку своим вниманием, к тому же 20-ю, юбилейную. Учитывая постолимпийскую перспективу и туристский потенциал нового Сочи, это стало неожиданным сюрпризом для многих. И, может, потому вяло-спокойная атмосфера на выставке побудила многих участников уже на второй день после обеда сворачивать свои стенды.

Новый олимпийский Сочи – это уже совсем не тот Сочи, что мы видели лет 5–6 назад. Это новые дороги, тоннели и эстакады. Проложенная вдали от курортной суеты и пробок объездная дорога (наконец-то!) бежит плавным серпантином идеального полотна среди живописных гор. Вокруг – отстроенные городские коммуникации, «причесанные» парки и аллеи, а главное – десятки новых комфортабельных отелей, многие из которых под мировыми гостиничными брендами – с соответствующим сервисом и менеджментом. Построенная инфраструктура в Олимпийском парке, которая после Олимпиады будет актуальна не только для спортсменов, но и для проведения различных культурных мероприятий, фестивалей и выставок. И это новоявленное богатство Сочи как раз и навеяло некоторые тревожные мысли…

Дело в том, что специалисты подсчитали: одно лишь содержание олимпийского «наследия» Сочи (новые отели, спортсооружения…) будет обходиться городу порядка 3 миллиардов (!) рублей в год. Это примерно те деньги, на которые с привлечением практических, а потому ответственных перед собой за свои вложения инвесторов можно было бы отстроить совершенно новый курорт с нуля, этак тысяч на 15–20 человеко-мест. При существующей ныне политике и стратегии рекламного продвижения курорта Сочи взрывного увеличения турпотока в некогда курортную столицу России ожидать не приходится. В последние годы небольшие Анапа и Геленджик с несоизмеримо меньшими бюджетными ресурсами привлекают на свои берега куда больше туристов, нежели Сочи, что соответствует не чиновничьим отчетам, а реальной ситуации, подтверждаемой профессионалами туротрасли. Это ли не свидетельство того, что не все в порядке в нашем курортном «королевстве»? И почему-то «символичным» в этой связи кажется то, что в создаваемой сегодня Ассоциации туристско-информационных центров (ТИЦ) различных регионов России, направленных, по сути, на продвижение тех или иных туристских регионов, именно от Сочи пока нет движения навстречу. Под вывеской ТИЦ в Сочи в интернете можно найти только это:

Платные услуги ТИЦ в СОЧИ для туристов (ООО «Навигатор»).

Подобный набор услуг и взимание (!) платы за них – в век интернета! – выглядит как банальное ненавязчивое вымогательство в отношении туристов и в то же время абсолютная дискредитация властей города-курорта с точки зрения их реальной заботы об информированности тех, кто приехал в Сочи пополнять своими трудовыми городской бюджет.

 

 

 

 

 

 

В туризме, как в бизнес-отрасли, богатейшим опытом выведен простой экономический закон: на каждый правильно вложенный в развитие туринфраструктуры рубль турист привносит 7 рублей. При просчитанном цивилизованном подходе. И посему на сегодняшний день обогатившийся новейшей и мощной инфраструктурой туристский Сочи может пойти либо по привычному пути, беспредельно манипулируя ценовыми позициями на проживание и услуги для туристов в угоду кому-то или чему-то, либо начать правильно и ответственно вкладывать, контролировать и стимулировать, создавать новый бренд Сочи, грамотно и поступательно его развивать и продвигать. Но для второго варианта необходима согласованная консолидация всех заинтересованных участников рынка – и городских властей, и участников туротрасли, и обеспечивающей туринфраструктуру стороны. Пока же эта «консолидация» проходит по сценарию известной басни Крылова, где лебедь, рак и щука…

Сегодня Сочи действительно приобрел все то, что может и должно сделать его туристской Меккой! Но уже упомянутые 3 миллиарда отныне будут висеть, как дамоклов меч, над городским бюджетом, а значит, и над перспективой миллионов россиян, желающих отдохнуть в родной стране на море не только комфортно, но в том числе и бюджетно. С новой высококлассной инфраструктурой Сочи объективно вышел на самые высокие позиции в мире по возможности принять различные туристические потоки. Его многофункциональность сегодня позволяет, помимо туризма, привлечь и провести на самом достойном уровне любой спектр мероприятий – соревнования практически по любому виду спорта и самые разные культурные программы – фестивали, ярмарки, выставки, различного рода форумы. Это сегодня уже понимают многие. Но не помешало бы и забытое вспомнить.

сочи мостК примеру, все ассоциируют Красную Поляну исключительно с зимними горными лыжами. А ведь еще в конце XIX века царским правительством было принято решение обустроить в горах Красной Поляны (тогда – в городе Романовске) курорт-лечебницу. Учитывались уникальные целебные дары природы в этих местах, благодаря чему из Адлера в горы тогда и проложили первую дорогу. Но сегодня жесткий прагматичный и экономический расчет задвинул блаженство лечащих гор за горизонт олимпийских побед…

А действительно, что же будет дальше? Такое богатство – как им распорядиться правильно и во благо всем? Да простит меня читатель, я, покидая Сочи, почему-то вспомнил одну истинно русскую поговорку: «Стремительному продвижению вперед может служить только мощный пинок под зад!» Вопрос только: кто даст пинка? И кому?



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest