На прошедшей в январе в столице зимней Олимпиады выставке «Курорты и туризм», традиционно знаменующей открытие нового туристического сезона в России, наиболее заметным стало не традиционное обсуждение контрактов и планов на сезон, а вопросы: что же будет с Сочи дальше? После Олимпиады?
Сочи встретил слегка пригревающим январским солнышком, + 12. И уже в аэропорту возникло ощущение какой-то другой атмосферы – то ли суетящиеся волонтеры в олимпийской униформе, то ли сплошь олимпийская реклама и атрибутика на всем вокруг навеяли предвкушение грядущего Праздника. Правда, едва выйдя с багажом в зал прилета, тут же вернулся на круги своя. Уже нет еще недавнего богатства выбора – поглотив всех конкурентов, в зале осталась одна-единственная официальная стойка такси, цены в которой за месяц до старта Игр побили все олимпийские рекорды. «До центра Сочи? 3000 рублей… Ну, можно за 2000, только машина будет попроще…» Выбор я сделал в пользу того, чтобы не дать себя ограбить уже через пять минут по прилете. Выхожу на улицу, пытаясь разглядеть привычное скопление «шашечек», но… Практически пустая огромная многополосная парковка перед аэропортом.
– Вам чем-то помочь? – сержант-полицейский был действительно вежлив и услужлив, поймав мой растерянный взгляд.
– Да вот, как бы до центра Сочи добраться…
– Так вон, к ребятам подойдите, они вас довезут, – кивнул сержант на переминающихся в сторонке не только славянского типа мужчин.
Протащив метров четыреста свой багаж на стоянку за аэропортом, я уехал в центр Сочи за привычные 800 рублей… А площадь перед аэропортом, как оказалось (в начале января), пустовала исключительно для членов олимпийской семьи. Перестраховка – ох как это по-русски!
Приятно поразило отсутствие пробок, да и вообще, в принципе, практически пустой Курортный проспект, – с начала января в Большой Сочи закрыт въезд для иногороднего транспорта до конца марта. Зато гаишники на всех дорогах сплошь через каждые 300–500 метров, причем, судя по номерам их авто, и из соседних с Краснодарским краем регионов приехали в подмогу. Такое усиление контроля выглядело слишком броско и чересчур навязчиво. Не очень уютно…
Гостиница «Жемчужина», в которой и проходила выставка «Курорты и туризм», приветливо приютила меня за 5000 рублей в сутки. Как будет отличаться январская стоимость стандартного номера летом – остается только догадываться. Знаменитый сочинский отель наводил последний марафет перед Олимпиадой. Обновлены номера, холлы… Но почему-то не тронуты рукой строителя совкового вида ресторан и бар. Зато вполне ожидаемо подняты цены. Только на балконе в номере, как прежде, шатающийся железный стол и стулья из металлических прутьев, на которые вообще-то в приличных местах принято класть подушки для сидения. Но на подобное замечание, сделанное еще в прошлом мае, новые владельцы отеля пока не отреагировали.
Выставка «Курорты и туризм» также установила в этом году рекорд – столь мало было экспонентов да и гостей форума. Ни мэр Сочи, традиционно ее открывающий, ни кто-либо из администрации Краснодарского края, ни руководство Ростуризма в этом году не почтили самую авторитетную на Кубани турвыставку своим вниманием, к тому же 20-ю, юбилейную. Учитывая постолимпийскую перспективу и туристский потенциал нового Сочи, это стало неожиданным сюрпризом для многих. И, может, потому вяло-спокойная атмосфера на выставке побудила многих участников уже на второй день после обеда сворачивать свои стенды.
Новый олимпийский Сочи – это уже совсем не тот Сочи, что мы видели лет 5–6 назад. Это новые дороги, тоннели и эстакады. Проложенная вдали от курортной суеты и пробок объездная дорога (наконец-то!) бежит плавным серпантином идеального полотна среди живописных гор. Вокруг – отстроенные городские коммуникации, «причесанные» парки и аллеи, а главное – десятки новых комфортабельных отелей, многие из которых под мировыми гостиничными брендами – с соответствующим сервисом и менеджментом. Построенная инфраструктура в Олимпийском парке, которая после Олимпиады будет актуальна не только для спортсменов, но и для проведения различных культурных мероприятий, фестивалей и выставок. И это новоявленное богатство Сочи как раз и навеяло некоторые тревожные мысли…
Дело в том, что специалисты подсчитали: одно лишь содержание олимпийского «наследия» Сочи (новые отели, спортсооружения…) будет обходиться городу порядка 3 миллиардов (!) рублей в год. Это примерно те деньги, на которые с привлечением практических, а потому ответственных перед собой за свои вложения инвесторов можно было бы отстроить совершенно новый курорт с нуля, этак тысяч на 15–20 человеко-мест. При существующей ныне политике и стратегии рекламного продвижения курорта Сочи взрывного увеличения турпотока в некогда курортную столицу России ожидать не приходится. В последние годы небольшие Анапа и Геленджик с несоизмеримо меньшими бюджетными ресурсами привлекают на свои берега куда больше туристов, нежели Сочи, что соответствует не чиновничьим отчетам, а реальной ситуации, подтверждаемой профессионалами туротрасли. Это ли не свидетельство того, что не все в порядке в нашем курортном «королевстве»? И почему-то «символичным» в этой связи кажется то, что в создаваемой сегодня Ассоциации туристско-информационных центров (ТИЦ) различных регионов России, направленных, по сути, на продвижение тех или иных туристских регионов, именно от Сочи пока нет движения навстречу. Под вывеской ТИЦ в Сочи в интернете можно найти только это:
Платные услуги ТИЦ в СОЧИ для туристов (ООО «Навигатор»).
Подобный набор услуг и взимание (!) платы за них – в век интернета! – выглядит как банальное ненавязчивое вымогательство в отношении туристов и в то же время абсолютная дискредитация властей города-курорта с точки зрения их реальной заботы об информированности тех, кто приехал в Сочи пополнять своими трудовыми городской бюджет.
В туризме, как в бизнес-отрасли, богатейшим опытом выведен простой экономический закон: на каждый правильно вложенный в развитие туринфраструктуры рубль турист привносит 7 рублей. При просчитанном цивилизованном подходе. И посему на сегодняшний день обогатившийся новейшей и мощной инфраструктурой туристский Сочи может пойти либо по привычному пути, беспредельно манипулируя ценовыми позициями на проживание и услуги для туристов в угоду кому-то или чему-то, либо начать правильно и ответственно вкладывать, контролировать и стимулировать, создавать новый бренд Сочи, грамотно и поступательно его развивать и продвигать. Но для второго варианта необходима согласованная консолидация всех заинтересованных участников рынка – и городских властей, и участников туротрасли, и обеспечивающей туринфраструктуру стороны. Пока же эта «консолидация» проходит по сценарию известной басни Крылова, где лебедь, рак и щука…
Сегодня Сочи действительно приобрел все то, что может и должно сделать его туристской Меккой! Но уже упомянутые 3 миллиарда отныне будут висеть, как дамоклов меч, над городским бюджетом, а значит, и над перспективой миллионов россиян, желающих отдохнуть в родной стране на море не только комфортно, но в том числе и бюджетно. С новой высококлассной инфраструктурой Сочи объективно вышел на самые высокие позиции в мире по возможности принять различные туристические потоки. Его многофункциональность сегодня позволяет, помимо туризма, привлечь и провести на самом достойном уровне любой спектр мероприятий – соревнования практически по любому виду спорта и самые разные культурные программы – фестивали, ярмарки, выставки, различного рода форумы. Это сегодня уже понимают многие. Но не помешало бы и забытое вспомнить.
К примеру, все ассоциируют Красную Поляну исключительно с зимними горными лыжами. А ведь еще в конце XIX века царским правительством было принято решение обустроить в горах Красной Поляны (тогда – в городе Романовске) курорт-лечебницу. Учитывались уникальные целебные дары природы в этих местах, благодаря чему из Адлера в горы тогда и проложили первую дорогу. Но сегодня жесткий прагматичный и экономический расчет задвинул блаженство лечащих гор за горизонт олимпийских побед…
А действительно, что же будет дальше? Такое богатство – как им распорядиться правильно и во благо всем? Да простит меня читатель, я, покидая Сочи, почему-то вспомнил одну истинно русскую поговорку: «Стремительному продвижению вперед может служить только мощный пинок под зад!» Вопрос только: кто даст пинка? И кому?