Олонхо: в далёком северном крае

24.07.2014 | Путешествие

Раньше все народы Земли поклонялись Солнцу – как создателю света, жизни и радости. Со временем это всеобщее поклонение исчезло, но древний праздник Ысыах, проводимый в день летнего солнцестояния, сохранился у народа саха, населяющего Якутию. Сохранились и атрибуты ритуала: тотемные столбы-сэргэ, обряды очищения и приношений божествам, шаманские танцы дьохогой, имитирующие движения лошадей и стерхов, а также символ благодати – священный напиток кумыс. Ученые утверждают, что якуты донесли сакральный смысл ритуала в первозданном виде до наших дней. А Ысыах, признанный этнокультурным феноменом, стал самым массовым национальным праздником России.

Издревле на Ысыахе устраивались конкурсы запевал осуохая, сказителей якутского героического эпоса олонхо.

Издревле на Ысыахе устраивались конкурсы запевал осуохая, сказителей якутского героического эпоса олонхо.

Ысыах – якутский Новый год

Теперь получается, что якуты празднуют Новый год дважды, сначала зимой, вместе со всей страной, а потом летом – в период белых ночей и солнцестояния. Жители республики собираются на сельские и городские праздники-ысыахи, возводят конусообразные летние жилища ураса, разжигают костры, пьют кумыс, встречают рассвет и водят хороводы. Самый большой Ысыах проводится близ столицы Республики Саха – Якутска. В этом году праздник собрал 175 тысяч гостей.

Мы попали на праздник, что называется, с корабля на бал, – с борта утреннего самолета в самую круговерть якутского «карнавала», даже не подозревая о том, что спать до следующего утра нам уже не придется. Впрочем, спать и не хотелось – чистый северный воздух, пенистый кумыс, ритмичная варганная музыка, повышающие энергетику шаманские обряды и всеобщее веселье сделали свое дело. А наши биологические часы просто оцепенели от белых ночей Севера.

Прогуливаясь по огромной территории священной местности Ус-Хатын, где все только готовились к торжеству, мы подошли к деревянной урасе одного из улусов (улусами называют муниципальные районы республики) и случайно оказались на праздничном тюсюлгэ. Шаман-алгысчыт жег костер из сухого лошадиного навоза «сылгы саага» в ритуальном костре, поливал его кумысом, произнося моления и напевая на якутском языке. Во время обряда он громко выкрикивал «Уруй! Айхал!», а все присутствующие хором торжественно повторяли эти слова. Затем люди стали класть в костер оладьи и становиться в круг, который тут же начал двигаться по часовой стрелке, бодро притопывая. Нас захватили в этот ускоряющийся хоровод, и уже через минуту я кружилась со всеми в ритме танца, вовремя произнося загадочное «Уруй! Айхал!». Когда хоровод закончился, а барабан перестал отстукивать ритм, симпатичные бабушки в национальных одеждах выдали нам угощение и кумыс и разрешили пофотографироваться в обнимку с чучелом медведя на мягких подушках с якутским орнаментом.

Игры боотуров – состязания в ловкости, силе и скорости.

Игры боотуров – состязания в ловкости, силе и скорости.

Позже выяснилось, что это был обряд благословения алгыс, в ходе которого надо принести дары духам природы, «покормив огонь». Этот обряд всегда проводится в начале важного дела, будь то праздник, свадьба или закладка фундамента муниципального детского садика. В обряд принято вовлекать гостей. Ведь раньше Ысыах подразумевал праздник состоятельного хозяина, который приглашал к себе в гости жителей всех окрестных и дальних поселений. Вообще якуты – очень гостеприимный и радушный народ. С иноземцами обращаются просто. Как потом объяснила наша проводница, «начнешь усложнять отношения – замерзнешь!».

Свою урасу – жилое строение, чем-то напоминающее индейский вигвам, – на главном Ысыахе Якутии имеют не только муниципалитеты-улусы. Корпоративную урасу принято ставить всем приличным фирмам и организациям. Всего на священном поле Ус-Хатын построено около 180 объектов. В их числе ураса Газпрома, Алмазов Якутии, Якутской городской Думы, Сахафильма, Арктического института искусств, Ассоциации чукчей и даже Почты России. В них отмечают праздник сотрудники фирмы, их семьи и гости. Они там готовят еду на очаге, сидят за праздничными столами и просто отдыхают.

Колорит на все 100!

Грандиозный Ысыах Туймаады начался с церемонии открытия, в которой участвовало более 1500 артистов художественной самодеятельности. На трибунах разместились несколько десятков тысяч зрителей, большинство – в национальных одеждах. На почетных местах – первые лица Якутска и Республики Саха. Они тоже были в костюмах, сшитых по якутским традициям. Эта особенность праздника мне особенно приглянулась – захотелось самой одеться во что-нибудь колоритное, чтобы не отставать от якутских дедушек и бабушек, выглядящих, как сказочные персонажи эпоса олонхо.

На празднике в национальных костюмах все, от малых детей до старичков.

На празднике в национальных костюмах все, от малых детей до старичков.

Вокруг бегали радостные дети в маленьких национальных кафтанчиках, шапочках и ярких платьицах. Тут же прогуливались красивые женщины в мягких кожаных сапожках с вышивкой и шелковых платьях, посверкивая тяжелыми украшениями из серебра, мельхиора или бисера. Полный серебряный комплект национальной «бижутерии», включающий головной убор бастынга, серьги, нагрудное украшение илин кэбисэр и браслеты, обходится якутской моднице в сумму от 100 до 200 тысяч рублей – в зависимости от общего веса драгоценного металла и изящества орнамента на нем.

В диком сакральном поле Ус-Хатын порой встречались элегантные дамы в босоножках на каблуках и платформах, одетые во вполне современные вечерние туалеты, лишь с небольшим намеком на национальный колорит. Виднелись украшения из золота и бриллиантов. В поле зрения попадались аксессуары из кожи, шелка, меха и конского волоса. «Раз в год можно одеться во все самое красивое и необычное, и никто тебе не скажет ни слова – все знают, что у тебя Ысыах!» – заметила наша проводница.

Национальные костюмы и аксессуары можно свободно купить в Якутске и самому пойти на праздник при полном параде. Так там все и делают – от малых детей до старичков. В Якутске есть собственное производство – фабрика «Сардана», работающая еще с советских времен. В ее фирменном магазине перед праздником раскупили всю летнюю коллекцию, а после Ысыаха весь коллектив ушел в отпуск. Кое-что из аксессуаров и одежд можно приобрести прямо на празднике. В открытых торговых павильонах продаются даже ювелирные изделия и бриллианты. Ведь, как известно, Якутия – страна алмазов!

Рекорд для Книги Гиннесса

С самого утра и до позднего вечера на празднике проводятся массовые обряды, традиционные для верований древнего народа саха. Три из них уже вошли в Книгу рекордов Гиннесса. В 2011 году был установлен рекорд по самому массовому исполнению музыки на хомусе – якутском варгане. Тогда ансамбль из 1344 «хомусистов» исполнил семиминутную музыкальную композицию. В 2012 году 15 тысяч человек одновременно водили якутский хоровод, поставив рекорд по самому большому в мире национальному хороводному танцу. Танец осуохай символизирует всеобщее единение людей. Во время него танцующие поют и шагают в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершая круговорот во времени и пространстве, вознося благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. Считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Стихийные многотысячные хороводы и в этот раз неоднократно возникали во время праздника. И, возможно, люди могли бы побить прошлый рекорд, но их в кругу никто не считал.

Якутский обряд кумысопития попал в Книгу рекордов Гиннесса.

Якутский обряд кумысопития попал в Книгу рекордов Гиннесса.

В этот раз специальный судья Книги Гиннесса посчитал и зарегистрировал рекордный обряд кумысопития, в котором приняли участие более 11 тысяч человек. Они были одеты в национальную одежду и принимали священный напиток из специального национального сосуда чорон, одновременно повторяя движения алгысчыта. Многие пришли на обряд семьями и трудовыми коллективами. Люди разместились на трибунах нового ипподрома, построенного мэрией Якутска специально к Ысыаху.

Глава города Якутска Айсен Николаев считает, что рекорды и сам праздник Ысыах Туймаады способствуют сохранению и популяризации якутской культуры во всем мире, привлечению туристов в этот северный регион. «Более 11 тысяч человек одновременно просили наших небесных покровителей о благе для Якутии. Такой обряд повышает духовность нации», – добавил Николаев.

После рекорда — многочисленные концерты, конкурс якутских красавиц, конкурс национальных блюд и национальной одежды, спортивные игры боотуров, конные скачки и многое другое. Главное, на всей территории праздника действует запрет на продажу алкоголя.

Волшебная круговерть праздника продолжается, спать некогда. А где, собственно, спать? К празднику все гостиницы в городе забронированы. Но для такого события открывают двери общежития якутских вузов, в съемных квартирах разворачиваются мини-отели. «Многие приезжают на праздник издалека на своих машинах, разбивая целые палаточные городки и свои мини-вигвамы «ураса». Ысыах – семейный праздник, часто во время него встречаются родственники, которые не виделись целый год.

Сизый дым огня из конского волоса и щепок – благословение на успешный год, урожай и удачу.

Сизый дым огня из конского волоса и щепок – благословение на успешный год, урожай и удачу.

Уруй! Айхал, Якутия!

Апогей Ысыаха – рассвет. Обряд встречи Солнца безумно красив и романтичен. Летняя ночь на Севере коротка. Солнце садится за полночь и уже через три часа медленно всходит на северо-востоке. Снова алгысчыт входит в транс под мерные звуки хомусов – якутских варганов. Вокруг него стоят юноши и девушки с факелами в белоснежных одеждах. Снова очищение огнем и общение с духами земли, воды, деревьев. Звучат древние молитвы на якутском языке, которым вторят десятки тысяч собравшихся. Все они тянут ладони к восходящему солнцу, чтобы поймать его первый луч и от всей души выкрикнуть «Уруй! Айхал!». По смыслу это близко русскому «Да здравствует!». Затем все бегут, чтобы войти в огромный круг-хоровод и станцевать могучий ритуальный танец осуохай под лучами восходящего солнца, благословляющий объединение сил для созидания и процветания. Говорят, участие в обряде встречи Солнца дает импульс удачи на весь год. После него, зарядившись энергией, надо загадать желание. Для этого – прислониться спиной к тотемному столбу – алтан сэргэ и представить, что твое желание исполнилось.

Я ощущала себя будто в фантастическом фильме, на другой планете. Или как минимум в другой стране. Стояла у большого медного столба как завороженная, пытаясь загадать желание, но больше размышляя обо всем происходящем вокруг меня. «Иностранцы?» – поинтересовался стоявший рядом якутский юноша. И я честно призналась: «Да, иностранцы, из Москвы».



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest