Была, помнится, в 80-х годах популярная среди советских горнолыжников книжка “На лыжах с гор” Юрия Ценина. Каждый, кто ехал в горы с целью попробовать спуститься на лыжах, считал своим долгом сначала ознакомиться с вопросом в теории. Сегодня это пособие, конечно, несколько устарело – там нет ни сноуборда, ни сноублейдов, да и сами горнолыжники, коих нынче в России – тысячи, теперь предпочитают учиться мастерству сразу на практике. А, между прочим, зря! О том, что нужно знать “чайнику на лыжах”, прежде чем осуществить свой первый cпуск,читайте в материале корреспондента “ОвР” Маши Кузьминой.
Признаюсь честно – за двадцать с лишним лет я никогда не испытывала потребности встать на лыжи и спуститься с какой-нибудь горы. Думала, что не для меня это. Зато, однажды попробовав, теперь испытываю потребность в скорости, адреналине, горном солнце и снеге постоянно. Сейчас я уже не понимаю, как можно было жить без этого раньше. Все люди для меня теперь делятся на тех, кто катается, и остальных. Если вы все-таки решитесь попробовать – уверена, что вы меня поймете.
На чем кататься?
Лыжи – стали уже классикой жанра. В связи с тем, что молодежь в большинстве предпочитает сноуборд, лыжи, пожалуй, предназначены для людей солидных. Даже костюмы лыжников выглядят не такими разгильдяйскими, как у досочников.
Сноуборд – относительно недавнее изобретение. Считается, что начинать на нем легче, чем на лыжах. Но если лыжнику бывает достаточно одного дня, чтобы освоить катание на доске, то досочнику, привыкшему ездить со связанными ногами, практически невозможно переучиться и встать на лыжи. К тому же – мягкие, как тапочки, сноубордические ботинки добровольно променять на “колодки” горнолыжников невозможно.
Сноублейды – совсем короткие (как советские пластмассовые) лыжки, и такие же неуправляемые. Их можно посоветовать людям с хорошей физической подготовкой и отличной координацией. Если честно, я бы не советовала сноублейды начинающим – но в прошлом сезоне я лично видела неофита, который поехал на них так, как будто в них родился: юноша был достаточно крупный, не слишком спортивный, но очень ловкий.
Как выбрать снаряжение?
Главное – чем короче снаряд, тем проще вам с ним будет управляться. Для новичков рекомендуются лыжи и борды попроще, “без характера” – не для фрирайда, не для экстрима, не для прыжков или слалома-гиганта, а классические модели. Лыжникам можно посоветовать карвинговые лыжи – с талией посередине, под креплением – они помогают поворачивать. А поворот и торможение поворотом – главное, чему вам предстоит научиться.
Во-вторых – ботинки должны вам идеально подходить. На них лучше не экономить и не брать в прокат. Размер должен быть вашим – без учета шерстяного носка, он вам не понадобится. Нигде косточки, пальцы, пятки не должны испытывать дискомфорта. Щиколотка и подъем должны быть надежно зафиксированы: если пятка в застегнутом ботинке свободно поднимается, то растянутых связок не избежать. Чтобы правильно выбрать ботинки, не стесняйтесь проверить хоть тридцать пар. Понравившуюся пару застегните на “максимум” и походите в них полчаса (выбор ботинок – мероприятие ответственное): если ноги не будут болеть, эти ботинки – ваши.
Сейчас все горнолыжные ботинки делаются с термическим внутренним мягким сапожком: на пятый день катания они надежно принимают форму вашей стопы – поэтому не покупайте последнюю пару, которую мерили миллионы ног, не одалживайте свои ботинки никому и не носите чужие. И прикупите фен для ботинок: в теплые с утра залезать значительно приятнее.
Еще важная деталь – крепления. Они должны быть прежде всего надежными. Лыжные крепления зачастую спасают хозяев, отстреливая лыжи в критический момент. Для того чтобы лыжи отстегнулись, крепления должны быть правильно отрегулированы – на них есть цифры, как правило, от 3 до 10 (если это не спортивные крепления). Для новичков правильная цифра рассчитывается таким образом ваш вес разделить на десять, минус 1 или 2. То есть если вы весите (без учета снаряжения) 80 килограммов, то крепления должны показывать “шестерку”. Потом, когда вы будете реже падать и начнете чувствовать себя увереннее, их можно будет выставить на “ваш вес разделить на 10”. Но лучше не спешить с этим и не перетягивать – пусть отстегиваются, так безопаснее.
Не забудьте, что зимние виды спорта хороши, только если вы не мерзнете. И если “снарягу” можно взять в прокате, то одежда и обувь должны быть своими. Покупайте одежду марок-производителей снаряжения: уж они-то знают, что вам нужно. Чем больше карманов, подстежек, воротников, юбок, крючков для перчаток и петель для маски – тем удобнее вам будет жить.
И последнее – очки, или маска, должны быть не только красивыми, но и функциональными, выбирая их – выйдите на улицу: магазинное освещение ничего не скажет вам об их качестве. Помните: хорошая маска, или очки – это здоровье ваших глаз и зачастую безопасность катания.
И самое последнее – крем от загара, гигиеническая помада, “антифризовый” гель для рук, ветрозащитные мази, глазные капли – вещи, на которых нельзя экономить.
Горные лыжи и сноубординг нельзя назвать дешевым спортом. Но сейчас он стал более доступен, чем двадцать лет назад.
Бюджет мероприятия приблизительно такой.
Авиабилет до места назначения колеблется от $150 туда-обратно в Минводы до $400 до французских или швейцарских курортов. (В сезон билеты надо заказывать чуть ли не за два месяца.)
Проживание – в зависимости от сервиса и удобств, ну и от страны, конечно – может колебаться от $10 в сутки с человека на территории бывшего Союза до 900 евро где-нибудь в Куршевеле.
Еда – опять же от $3 за шашлык из осетрины на Чегете до 40 евро за глинтвейн на просторах Шамони.
Скипасс (билет на подъемник) – может стоить от $2 за подъем на одной очереди до $7–50 за дневной абонемент. Учитывайте, что в первые дни вы, может быть, будете делать один или два спуска, поэтому имеет смысл покупать разовые билеты, а потом можно спускаться по сорок раз, тогда экономичнее абонементы.
(Кстати, обычно питание и скипассы входят в стоимость путевок: иногда это бывает удобно, но все зависит от ваших предпочтений.)
Снаряжение лыжника или сноубордиста обойдется где-то в $600 за вполне приличный комплект и в $1500 за хорошую, хотя не самую дорогую одежду. Ботинки стоят $100 и выше, но тут уж придется покориться судьбе. Покупать, конечно, дешевле в межсезонье – и не все сразу. Не забудьте про чехлы для ботинок и лыж или борда и про рюкзак, в котором имеет смысл всегда держать термос, фляжку, шоколадку, фонарик, веревку, рацию, кремы и мази, обезболивающее и перочинный ножик. (Все эти мелочи укладываются в сумму до $200.) Снаряжение в прокат стоит около $10 за комплект в сутки.
Как учиться?
Главное – хороший инструктор.
Во-первых, вы должны друг другу нравиться. Во-вторых, он должен вас не возить на себе и не ругать, а учить. Учить правильно двигаться и не бояться ехать вниз. Самое страшное на горе – учиться наклоняться вперед. Когда видишь под собой крутой склон длиной в несколько километров, естественное желание – откинуться назад, отодвинуть от себя опасность. При этом движении передние концы лыж или передний кант сноуборда разгружаются, и вас на пятках несет так, что вы уже не можете остановиться. Но как только вы заставите себя наклониться вперед – это абсолютно сознательное, рассудочное решение, вы почувствуете, что снаряд стал управляемым – и чем круче склон, тем сильнее надо наклоняться. Тогда все получится.
Что можно сказать об инструкторе: если на второй день вы не поехали – значит, он не учит вас, а зарабатывает на вас деньги. Если вам не у кого попросить совета, выберите на склоне человека, который едет красиво, и спросите кто его научил. С большой вероятностью можно сказать, что он ездит сюда лет двадцать, знает всех инструкторов и обязательно кого-то посоветует. Старайтесь договориться сначала об индивидуальных занятиях – в группе лучше кататься на третий-четвертый день.
Работа с инструктором может стоить от 300 рублей в час или 500 за день на трассах бывшего Союза до 50 евро в час на заграничных курортах.
Как вести себя в горах?
Прежде всего осторожно и уважительно.
Не поднимайтесь сразу высоко. Дайте себе день или два на акклиматизацию, иначе постоянный озноб и резкая перемена давления и температур испортят вам отдых.
Зарегистрируйтесь у спасателей, впишитесь в группу к инструктору или оставляйте в хранилище вместо снаряжения записку со своими планами: куда, с кем и когда вы отправились. Помните, что в горах в случае опасности каждая минута на счету – поэтому лучше перестраховаться – чтобы вас начали искать сразу. Не катайтесь по одному и присматривайте за своими товарищами. Не торопитесь на опасные склоны и не заезжайте за знаки “трасса закрыта”, “трещины” или “лавиноопасно” – здоровье дороже.
И не становитесь “смелым чайником” – эйфория, возникающая после первой недели катания, зачастую грозит обернуться травмами. “Смелый чайник”, разлетевшийся на горе, может покалечить не только себя, но и несколько десятков мирных райдеров. Не торопитесь. Все у вас впереди.
В чем кайф?
В массе удовольствия, возможности сбросить стресс и забыть все проблемы. Кроме того, в знакомстве со множеством интересных людей и единомышленников, которые потом станут вашими друзьями. Горные лыжи – это отличный отдых для ума, для тела и души.
Кстати, катание на лыжах дает серьезную нагрузку – за час интенсивной тренировки вы тратите около 4000 калорий! Так что это – отличный способ похудеть. Но не перегружайте свой организм. Делайте дни отдыха. Отличная идея – раз в четыре дня ходить в баню, мышцы будут вам благодарны.
Можно даже чуть-чуть позагорать – но солнечное излучение здесь не самое здоровое, так что не переусердствуйте. Но тропический загар лица – на зависть коллегам – посреди зимы вам гарантирован. Увидимся на склоне!