Оазис неспешной жизни

Татарстан – республика, одинаково притягательная как для мусульман, так и для христиан. Достаточно того, что здесь можно посмотреть на самую большую мечеть в Европе – Кул Шариф или на одну из самых почитаемых православных святынь – Икону Казанской Божьей Матери.
“Отдых в России” рассказывает о главных мусульманских и христианских святынях, которые стоит посетить в Татарстане.

Под полумесяцем

Соборная мечеть Кул Шариф. Пять столетий назад столицу Казанского ханства украшала легендарная благодаря своей красоте и богатой библиотеке восьмиминаретная мечеть. До взятия Казани в 1552 году она была центром религиозного и научного просвещения Среднего Поволжья. Не так давно она вновь стала доминантой Казанского кремля и носит имя своего последнего имама – сеида Кул Шарифа. Он был одним из руководителей обороны во время штурма кремля войсками Ивана Грозного и геройски погиб. Диковинная мечеть была сожжена и разрушена.
В середине 90-х было решено восстановить Кул Шариф. В буквальном смысле из ничего, ведь пожар уничтожил все рисунки того времени, и даже очертания прежнего великолепия не были известны. Знали только, что она была похожа на эмирский дворец “Казык Йорты”, но превышала его размерами и была украшена несравненно более изысканно. Восемь минаретов по числу провинций Булгарского государства, купол, напоминающий о власти сеида, месяцы – о всевластии всевышнего.
Независимо от религиозных убеждений сложно сдержать восхищение от величественных мраморных сводов и роскошного внутреннего убранства Кул Шарифа, большей частью построенного на пожертвования мусульман со всего мира.

Билярск. Урочище Святой ключ у подножия горы Хузялар тау неподалеку от села Билярск – своего рода поволжский Иерусалим в миниатюре. Это место равно почитается и христианами, и мусульманами.
Билярск – наследник Биляра, одного из крупнейших городов Волжской Булгарии, который в русских летописях называли не иначе как “великий город”. На горе находилось языческое святилище, где древние булгары приносили жертвы верховному богу Тенгре. Сегодня ритуальное поклонение небу, солнцу и воде здесь проводят некоторые чуваши и марийцы.
У холма похоронены некоторые булгарские “святые”. Хотя в исламе официально не существует почитания людей, народная вера присваивает особый статус подвижникам, угодившим Аллаху, их могилам поклоняются.

Болгар (Булгар, Великие Булгары). В Болгаре, столице Волжской Булгарии, предки современных татар, башкир и некоторой части чувашей в 922 году добровольно приняли ислам. Ради этой благостной миссии от Багдадского халифа прибыло посольство с мусульманскими проповедниками и строителями. Стоит отметить, что, как свидетельствует историк Ибн-Фадлан, еще до приезда “делегации”, в Биляре (второй столице Булгарии) и Суваре (крупном городе того времени) уже возвышались прекрасные белокаменные соборные мечети. То есть, еще до официального принятия ислама Джиенном (Собором) в Волжской Булгарии ислам уже был широко распространен.
Тысячу лет назад Болгар украшали 147 минаретов, Ханский дворец, гостевые бани, библиотеки, пятиэтажные дома с канализацией. Сегодня в это остается только верить. Впрочем, есть надежда на возрождение. Ведь даже историческое название город, с 1781 года называвшийся Спасском, вернул не так давно – в 1991 году.
На священной земле Болгара покоятся три асхаба (сподвижника) Пророка Мухаммада, 36 ханов Булгарского государства и многие мученики за веру. Местные старики говорят, что троекратное посещение града Великий Болгар равнозначно хаджу в святую Мекку.

С крестом

Казанская икона Божьей Матери. В 1579 году девятилетней казанской девочке Матрене трижды во сне являлась Богородица и указывала ей место, где отыскать икону. Гораздо сложнее было вновь обрести Всероссийскую святыню в XXI веке – чудотворная икона висела в личных покоях папы римского. Позже эксперты пришли к выводу, что любимая икона лидера католиков является списком, то есть копией с подлинника. Но возвратившаяся молитвами сотен тысяч верующих и усилиями Православной церкви на Родину Казанская Богоматерь оттого не менее любима и почитаема. Она стала главным подарком христианской общине к тысячелетию Казани, отмечавшемуся в 2005 году.
Почти два года знаменитая икона притягивает тысячи паломников в Крестовоздвиженский храм Богородицкого монастыря.
Раифский Богородицкий мужской монастырь. Давным-давно основатель Раифского (в честь преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных) монастыря инок Филарет искал уединения в окружавших Казань лесах. На берегу Раифского озера отшельник устроил себе убогую хижину. Поначалу келья стояла одиноко, но вскоре место, где в посте и молитве подвизался инок Филарет, стало известно казанским почитателям отшельника, и они поселились рядом.
В любое время года в Раифском заповеднике – уникальной климатической зоне – кроме паломников много обычных туристов. И им хочется набрать домой святой воды из знаменитого местного источника или отведать плюшек с черникой из монастырской пекарни.
Но главной “достопримечательностью” обители является чудотворная Грузинская Икона Божьей Матери.

Свято-Успенский Свияжский мужской монастырь. Остров-град Свияжск, ныне имеющий всего лишь статус села, в 1551 году был основан на одноименном острове в устье реки Свияга как город-крепость и опорная база русских войск. Свое военно-стратегическое значение он со временем потерял, но долго оставался форпостом христианства, самым богатым и влиятельным монастырем Казанской епархии. В XX веке судьба города была трагичной: Свияжск превратился в лагерную зону.
Главная монастырская святыня – мощи первого настоятеля монастыря архиепископа Германа, потомка смоленских князей, духовного друга и преемника первого архиепископа Казанского Гурия.
В недавно восстановленном женском Иоанно-Предтеченском подворье монастыря примечательна деревянная Троицкая церковь – древнейший сохранившийся православный храм Татарстана.

Казань. Кремль – колыбель почти любого древнего города. В Казани он вместил в себя и православные соборы и мечети. Монастыри окрест кремля и по всему Татарстану все со своими легендами и тайнами. Например, за Зилантовой горой, на которой стоит одноименный женский монастырь, по легенде, прячется дракон с герба города.
Некоторые церкви города принято называть по преобладающей среди прихода национальности: чувашскими, марийскими. Но, когда, например, в “чувашской” Церкви Параскевы Пятницы мироточили иконы, батюшку с акцентом все понимали хорошо.
Удивительной красоты мечети Казани, сосредоточенные в оазисе неспешной жизни – Старо-Татарской слободе, называются по имени выдающихся имамов или благотворителей, на чьи деньги они были построены: Апанаевская, Юнусовская, Галеевская. И за каждым таким именем потрясающая история, которую вам с удовольствием расскажут мудрые дедушки или бабушки-абыстай.

Янина Ахметова



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest