Новомосковск – город у истока Дона

В 2023 году ГУП «Мосгортранс» – основной столичный оператор наземного городского пассажирского транспорта отмечает свое 65-летие. Его маршруты связывают Москву с другими городами, способствуя развитию внутреннего туризма.

В канун юбилея компания организовала пресс-тур для СМИ, чтобы познакомить журналистов с одним из своих наиболее популярных межрегиональных маршрутов – «Москва – Новомосковск».

Путешествие с комфортом

Новомосковск расположен на востоке Тульской области в 230 километрах от Москвы. Город трижды менял свое название и несколько раз переходил из области в область. Но обо всем по порядку.

Комфортабельные автобусы туристического класса, немецкого производства (их приобрели для гостей и участников Чемпионата мира по футболу), отправляясь от станции Орехово, совершают по шесть рейсов в день по платной трассе М-4 “Дон”. Выехав рано утром, через три часа вы уже – в Новомосковске. Благодаря эргономичным креслам (кресло можно опустить, поднять, сдвинуть в сторону, если почувствуете, что вам тесно), индивидуальному освещению и системе кондиционирования воздуха дорога не кажется утомительной, и вы приезжаете в Новомосковск полные сил и энергии. А они понадобятся, ведь, чтобы прочувствовать атмосферу и дух города химиков, так еще называют Новомосковск, нужно обязательно погулять по его улицам, аллеям и паркам. И, конечно, познакомиться с историей города и достопримечательностями.

Днепрогэс, Магнитка, Бобрики

Новомосковск – второй по величине город Тульской области после Тулы. Изначально он назывался Бобрики и возник на месте одноименного села, когда рядом с ним начали строить Бобриковский химкомбинат. Его возведение стало одной из сверхударных строек первой пятилетки. По капиталовложениям она уступала лишь Магнитке, а по сложности, значению для развития народного хозяйства и размаху строительства превосходила Днепрогэс. Одновременно рядом с заводом решили создать “Новую Москву” – город на 50 тысяч жителей. На стройку приезжали энтузиасты со всех концов Советского Союза и… оказывались в голой степи, заросшей бурьяном. Ночевали под открытым небом – благо стояло лето. Котлованы рыли лопатами, землю возили на тачках, таскали на носилках. Основные инструменты – лом, кирка и молот. Жилье строили в нерабочее время. Район сколоченных из фанеры и досок бараков назывался Шатровым поселком, вырытых землянок – Копай-городом. Зимой в бараках и землянках было холодно, вода превращалась в лед, волосы за ночь примерзали к железной койке. Люди работали без выходных, по ночам, не жалея сил и здоровья во имя приближения светлого будущего, которое принесет всем счастье и изобилие.

В 1933 году пустили в строй первую очередь Бобринского химкомбината (сейчас ОАО Новомосковская акционерная компания “Азот”), и тогда же город Бобрики переименовали в Сталиногорск. После разоблачения культа личности город получил новое имя – Новомосковск.

Когда деревья стали большими

Попав в Новомосковск, кажется, будто совершил путешествие во времени и перенесся в Советский Союз или очутился внутри какого-нибудь советского фильма. Заповедник сталинской архитектуры – так называют Новомосковск. Первоначальный генеральный план города Бобрики разрабатывали братья Леонид и Александр Веснины. В послевоенной застройке Сталиногорска видны черты, привнесенные в советскую архитектуру зодчими Иваном Жолтовским и Вячеславом Олтаржевским. По сравнению с безликими свечками московских небоскребов, малоэтажная застройка Новомосковска, радует взор, а среди его парков и аллей становится тепло и уютно на душе. Улицы утопают в зелени лип, ясеней, берез и рябин. С одной стороны, город окружает Урванский лес, заложенный еще Алексеем Бобринским, внебрачным сыном Екатерины II (царица ему подарила свои Тульские владения). С другой – Детский парк и Березовая роща, посаженная еще первыми строителями “Новой Москвы”. Через центральную площадь, Советскую, проходит улица Комсомольская, ее пересекает улица Московская, самая широкая в городе. На Комсомольской улице располагается Историко-художественный музей – очаг культурной жизни города.

 Музей у «Катюши»

Историко-художественный музей называют еще Музеем у «Катюши». В декабре 1941 года близ деревни Урусово 12-й отдельный минометный дивизион реактивной артиллерии начал передислоцироваться по льду на другой берег Шата. Одна из боевых машин, БМ 13-16, которые в народе называли «Катюшами», затонула. В 1988 году установку подняли со дна Шатского водохранилища, отремонтировали и установили на постаменте перед музеем в память о подвиге советских воинов в Великой Отечественной войне.

Историко-художественный музей. Новомосковск, Тульская область

В Историко-художественном музее собраны документы, свидетельствующие о строительстве «Новой Москвы», военном лихолетье, восстановлении после Победы, о развитии города и его предприятиях, научных и образовательных учреждениях. В советское время новомосковские шахты входили в состав Мосбаса – Подмосковного угольного бассейна, и были одними из самых крупных – об этом периоде в истории города рассказывает первая экспозиция. Сейчас шахты выработаны и закрыты.

Следующая витрина знакомит с купеческим бытом. Почти сто лет назад на месте Новомосковска был пустырь, но вокруг располагалось множество сел и деревень. Одно из них, село Иван-озеро, было единственным в Тульской губернии, не закрепленным за помещиком. Среди его жителей не числилось крепостных, у них не было земельных наделов, они считались купцами и мещанами. В Иван-озере регулярно проводились ярмарки. Во время Рождественских ярмарок торговали только породистыми лошадьми, за которыми приезжали покупатели из Польши и Германии.

А разбогатело село благодаря строительству Иван-озерско-Епифанского канала. Петр Первый задумал соединить каналом реки Дон и Волгу. Водные пути были гораздо удобнее дорог, которые в распутицу становились непроходимы, а Дон через Иван-озеро и реки Шат и Упу соединяется с Окой, несущей свои воды в Волгу.

Историко-художественный музей. Новомосковск, Тульская область

В другой экспозиции реконструировано убранство крестьянской избы. В доме размером примерно 25 квадратных метров проживали в среднем девять человек. Основное место занимала печь – источник тепла и света. С ней было связано множество обрядов, например, перепекание, когда больного ребенка помещали в остывающую печь, чтобы он прогрелся и оздоровился. Этот метод лечения нашел свое отражение в сказках, когда Баба-Яга сажает ребенка на лопату и отправляет его в печь.

Историко-художественный музей. Новомосковск, Тульская область

Отдельный зал рассказывает об Алексее Бобринском и его потомках. Свою фамилию внебрачный сын Екатерины II получил по названию усадьбы «Бобрики». В имении по проекту архитектора Старова был построен царский дворец, но Бобринские в нем не провели ни одного дня, выбрав для постоянного места жительства соседний Богородицк. Алексей Бобринский был основателем сахародельческой промышленности России. Его младший сын Василий Алексеевич разобрал в середине XIX века дворец в Бобриках и построил из его кирпича сахарный завод.

Историко-художественный музей. Новомосковск, Тульская область

На втором этаже выставлен мемориальный кабинет Ярослава Смелякова, подаренный музею вдовой поэта. Лауреат Государственной премии Ярослав Смеляков после плена попал в фильтрационный лагерь, который располагался в Сталиногорске. Здесь поэт написал множество стихов – «Любка», «Кладбище паровозов», «Земля» и другие произведения.

В филиале городского музея – Археологическом музее – представлены артефакты, найденные археологами при раскопках на территории Новомосковского и соседних с ним районов.

Дорога мечты

– Машинист поезда 018466, поезд к отправлению готов. Разрешаю отправляться, – объявляет диктор.

Раздается гудок, состав трогается, медленно проходит поворот, выходит на прямую и набирает скорость. Вроде бы все обычно, но не совсем. Машинист Дима Потапов в этом году перешел в восьмой класс, а его помощник Женя Куликов – в десятый. Дежурные по станции, диспетчеры, путевые рабочие, проводники и другие сотрудники железной дороги – тоже школьники. Тульская детская железная дорога – это фактически учебно-производственный комплекс.

–  У нас занимается тысяча детей от 11 до 18 лет, с 5-го по 11 класс, – рассказывает преподаватель Людмила Рубцова. – Во время учебного года они изучают теорию, а с 1 мая по 30 августа проходят практику. Все лето поделено на смены. Смена – это три часа утром или вечером по две недели, получается восемь рабочих дней. Ребенок выбирает, когда он может их отработать. Приходит на смену, получает бесплатно форму и работает. Сегодня проводником, завтра дежурным стрелочного поста, послезавтра дежурным по станции, и так каждый день на новом месте.

Строительство узкоколейной Сталиногорской детской железной дороги было начато 15 июня 1953 году по инициативе директора комбината «Мосуголь» Дмитрия Оники по проекту инженеров Павла Ускова, Олега Семенова и Тамары Решениковой. Торжественное открытие дороги состоялось 26 мая 1955 года. На замкнутом кольце протяженностью 2 километра 300 метров, огибающем Детский парк расположено три станции – «Березки», «Парковая» и «Исток Дона».

Тульская детская железная дорога, Новомосковск, Тульская область

Машинист, не отрываясь смотрит вперед, он сосредоточен и напряжен. Дима сегодня сидит, как говорят железнодорожники, за управлением второй раз.

– Самое сложное для меня – это остановка, – объясняет он. – Тяжело плавно остановить такую махину.

Дима занимается уже три года, Женя – пять лет. Оба собираются связать свою жизнь с железной дорогой. По словам Людмилы Рубцовой около 60 процентов их выпускников выбирают профессию железнодорожника.

Тульская детская железная дорога, Новомосковск, Тульская область

На железной дороге курсирует свадебный вагон, в котором молодожены совершают символичное путешествие. Первой парой, отправившейся в такую поездку, были молодожены Сергей и Елена по фамилии Молодоженовы.

У каждого края своя легенда

На станции Детской железной дороги «Исток Дона», в южной части Детского парка имени Д. Г. Оники находится одна из достопримечательностей Новомосковска – одноименный природно-архитектурный комплекс. Его строительство началось в 1989 году, а открытие было приурочено к 70-летию основания города в 2000 году. Огромный камень с надписью «Исток Дона», символически обозначающий место, откуда берет свое начало великая река, распложен неслучайно – недалеко протекает ручей Урванка, который фактически и считается истоком Дона. Источник, бьющий из-под валуна – искусственный, вода течет по выложенному камнем руслу, которое постепенно расширяется по мере удаления от камня.

Исток Дона в Детском парке в Новомосковске в Тульской области

Рядом находится скульптура «Дон и Шат». Ее авторы скульптор Михаил Смирнов и архитектор Геральд Сыромятников. Основанием для создания памятника послужила легенда. У батюшки Иван-озера было два сына, реки старший – Дон и младший – Шат. Непослушный и ветреный Шат, вопреки запретам родителя, устремился за красавицей Упой, и ее воды поглотили его. Дон слушался отца, с благословения которого путь его стал ровным, и Дон, став широким и мощным, дошел до Азовского моря.

Исток Дона в Детском парке в Новомосковске в Тульской области

В пяти минутах ходьбы от «Истока Дона» на пересечении улиц Комсомольской и Мира находится автостанция «Новомосковск», откуда удобно вернуться в Москву вечерним автобусом «Мосгортранса». В мобильном приложении «Метро Москвы» билеты можно купить заранее не только в прямом, но и обратном направлении. За время работы маршрута автобусы «Мосгортранса» перевезли в Новомосковск и обратно 70 тысяч пассажиров. А если вы захотите совершить многодневное путешествие, автобусами «Мосгортранса» можно доехать до Ялты, Симферополя, Алушты и Геленджика.

Текст и фото: Марина Круглякова



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest