Речной туризм постепенно становится, как и раньше, одним из популярных видов отдыха для жителей России. А круизные компании стараются предлагать туристам все более разнообразные варианты путешествий. Компания «ВодоходЪ», говоря о своих новинках сезона, отмечает как интерес к речным турам новых туристов, так и приверженность постоянных клиентов.
События последних лет: пандемия коронавируса и последующий локдаун, а также нынешняя ситуация, привели к росту внутреннего туризма в России. Это коснулось в том числе и речного туризма. Как отмечают в компании «ВодоходЪ», которая является одним из крупнейших игроков рынка, налицо качественный рост этого сектора.
– Мы видим, что серьезно выросла доля туристов, которые раньше не ходили в речные круизы и впервые пробуют для себя такой вид отдыха. Каждый сезон прибавляется 10-15 процентов новых туристов, — отмечает заместитель генерального директора по развитию ООО «ВодоходЪ» Илья Суховольский.
При этом 70 процентов клиентов компании – возвратные туристы. Примерно те же цифры и у других компаний-представителей сферы речного отдыха.
Однако, только 5 процентов от всех туристов путешествуют по реке. Как полагает генеральный директор ООО «ВодоходЪ» Ришат Багаутдинов, причина в слабой осведомленности людей о таком виде отдыха, а также в стереотипных старых представлениях о путешествиях на теплоходах. Однако сегодня уровень такого отдыха совсем иной. Презентация реконструированного теплохода «Санкт-Петербург», который был продемонстрирован журналистам, это подтвердила. Пассажиров теплохода, который отправился 29 апреля в путешествие, ждет комфортный отдых в уютных каютах, вкусная качественная еда в ресторанах, которые могут похвастаться современными стильными интерьерами.
В этом сезоне, как и в минувшие пару лет, акцент сделан на российского туриста: иностранных отдыхающих на наших теплоходах пока нет, но их готовы с радостью принять. Из 26 единиц флота «ВодоходЪ», с учетом загрузки, выпустит в работу в 2022 году 19 теплоходов.
– Движение есть, особенно благодаря программе «Туристический кэшбек». На май и начало июня мы видим рост спроса по сравнению с прошлым годом на 25-30 процентов, — отмечает Ришат Багаутдинов. — Практика продаж показала, что кэшбек — один из самых успешных механизмов продвижения речных круизов. Мы сейчас просим Ростуризм пролонгировать эту программу на всю навигацию для путешествий по рекам России. Это позволит перераспределить потоки отдыхающих россиян и поможет снизить нагрузку на черноморские курорты в пиковый сезон.
Средняя стоимость одного турдня компания повышает всего на 3,5 процента. «Наши затраты выросли, но мы не хотим терять клиентов, перекладывая на них наши расходы», — говорят в «Водоходе». Негативные последствия роста расходов нивелируют за счет повышения количества туристов.
Новые продукты
В этом году у компании состоится 1000 круизов, прирост составит 300 круизов, появилось более 100 новых объектов посещения. В феврале компания запустила круглогодичный круиз по Байкалу на судне на воздушной подушке. Судно «Бирюса», самое большое на Байкале подобного класса, вмещает 32 человека.
– Байкальский продукт уникален. За короткое время, быстро перемещаясь на таком судне, мы можем успеть показать много потрясающих мест на Байкале. Кроме того, мы показываем иркутскую и бурятскую часть Байкала, это разные впечатления, — рассказывает Илья Суховольский.
Еще одна новинка – туры в столицу Башкирии Уфу, у туристов будет возможность познакомиться с городом, отведать башкирский мед, послушать звуки курая. В Башкирию теплоходы компании могут заходить только раз в год, по высокой воде в мае, потом река Белая мелеет. Этот востребованный продукт был распродан уже до Нового года. Не менее популярны и туры по Енисею, свободных мест на теплоход «Максим Горький» почти не осталось.
Компания «ВодоходЪ» начала строить электрические суда, подчеркивая экологичность таких инновационных решений. Кстати, такие суда смогут ходить круглогодично.
– В этом году мы введем в эксплуатацию два прогулочных электрокатамарана, они будут работать в Красноярске и Нижнем Новгороде. А в Москве будет работать 9 речных электротрамвайчиков. Правда, запуск московской программы эксплуатации электротрамваев откладывается с 1 июля на конец июля, – сообщил Ришат Багаутдинов. – В июле мы ожидаем первые четыре экобаса и в августе еще 5. Сдвиг обусловлен тем, что мы вынуждены были переключаться на альтернативных поставщиков оборудования.
Что касается морских выходов, то в этом году по маршруту «Сочи-Сухум» будет ходить морской катамаран «Грифон». Линия Геленджик-Сочи была отработана в прошлом году и продолжит работать.
Не все, что интересно путешественникам, находится вблизи берегов рек, поэтому в «Водоходе» придумали ввести формат «Круиз плюс» — кроме круиза есть наземное путешествие, автобусами или поездами с удобной логистикой. В этом году проработана программа путешествия в Элисту, в Калмыкию, туда туристы отправятся из Волгограда и Астрахани. И второй вариант – туры в Екатеринбург и Пермь.
«ВодоходЪ лайт» — экспериментальная практика, оказавшаяся успешной. Теплоход «Кронштадт» уровня 4 звезды, который был реновирован в 2018 году, отправляется в большие путешествия из Москвы до Ростова или Астрахани.
– Мы создали механизм конструктора – туристы могут самостоятельно выбрать формат питания, различные экскурсии, комбинацию маршрутов. Можно подобрать под себя удобный по продолжительности и географии маршрут. Такой формат оказался популярен в регионах», — пояснил Илья Суховольский.
Тематический туризм как концепция
Заместитель генерального директора по общественному питанию и сервису компании «ВодоходЪ» Денис Виноградов отметил также важность внимания к тематическому питанию при организации путешествия. В компании «ВодоходЪ» разработана гастрономическая концепция «Родные берега»: меню теплоходов соответствуют маршрутам следования.
– Мы изучили культурное наследие в сфере гостеприимства разных наших регионов. И транслируем эти решения в меню. Например, в маршруте по Карелии это карельская кухня, по Волге — поволжская, по Дону — донская, по Енисею — енисейская кухня и так далее, нашим пассажирам симпатична такая история, они получают дополнительные знания, — рассказал представитель компании.
Тематические круизы вообще популярны у туристов. Например, один из тематических круизов «Водохода» – «Академия вина», в этом году будут более широко представлены новинки российских виноделов. Есть также круиз «Свое, родное, полезное» с нутрициологами, фитнес-круиз с World Class для сторонников здорового образа жизни, свадебные, архитектурные, театральные и так далее.
Такие продукты помогают расширить возможности отдыха на реке.
Выгодные для туристов предложения
Круизные компании сегодня привлекают клиентов различными льготами и скидками. В «Водоходе» есть пенсионный и молодежный тарифы, скидка по которым составляет 9-10 процентов, есть также скидки молодоженам, медицинским работникам и сотрудникам правоохранительных структур, а также бонусы постоянным клиентам – скидка до 6 процентов от стоимости тура.
В среднем трехдневное путешествие в формате «все включено» стоит от 20 до 45 тысяч рублей в зависимости от звездности теплохода.
Компания увидела, что спрос аудитории сдвигается на теплоходы высокого уровня, но все же это большие расходы. Поэтому «ВодоходЪ» ввел программу беспроцентной рассрочки, платежи за круиз можно разбить на срок до 7 месяцев, а все списания происходят автоматически с карты клиента.
А с 2020 года компания ввела в работу свое мобильное приложение: это программы дня, аудиогид по маршрутам.
– Мы предлагаем сейчас эту систему другим круизным компаниям для автоматизации обслуживания пассажиров на борту. Думаю, мы задали стандарт мобильных сервисов круизного флота, — заметил Илья Суховольский.
Санкции речному туризму не страшны
Как отмечает Ришат Багаутдинов, на работу компании санкции не повлияют. В оборудовании для электросудов европейские детали занимают незначительную часть. Основные детали производятся на мощностях НПК «Морсвязьатоматика», аккумуляторные батареи — в Китае. Все остальное производится в России.
Для развития сферы речного туризма немаловажную роль играет инфраструктура. Действительно, не все регионы могут похвастаться качественными причалами или экскурсиями.
– Например, — говорит Илья Суховольский, — не хватает точек на нижней Волге, южнее Самары и до Волгограда. Зато мы ждем открытия портового комплекса в Тверской области в Завидово и планируем осенью заход туда на теплоходе «Лев Толстой»».
Напомним, что в Тверской области на реке Шоша строится причал нового речного порта, который появится на территории особой экономической зоны «Завидово». Этот транспортно-пересадочный узел объединит водный, железнодорожный и автомобильный транспорт. Он станет отправной точкой в Верхневолжье для путешествий по Волге и Московскому морю.
Что касается экскурсий, то многие регионы уже задумываются над тем, чтобы создавать новые точки притяжения. Например, этнографическая деревня Мандроги в Ленинградской области стала новой интересной точкой для остановки теплоходов.
В прошлом году «ВодоходЪ» перевез 92 тысячи туристов, в этом году ожидают роста на 10 процентов – до 102 тысяч туристов.
Текст и фото: Марина Лепина