Самолет – роскошь, а не средство передвижения. С этим тезисом сегодня трудно не согласиться – сами авиаперевозчики признают, что за последние пятнадцать лет пассажирский поток катастрофически “пересох”. Действительно, если сопоставить цены на авиабилеты с уровнем доходов подавляющего большинства соотечественников, то тарифы окажутся воистину “заоблачными”. Однако не спешите обреченно вздыхать, представляя перспективу утомительного, длиной в несколько суток, пути на поезде – переместиться из пункта А в пункт Б в салоне авиалайнера за вполне демократичную цену можно. Главное – не заблудиться в “джунглях” тарифов. Внимательно изучив ситуацию на рынке авиаперевозок, “Отдых в России” вывел несколько основных принципов, руководствуясь которыми, можно сравнительно недорого обзавестись билетами.
Игры в нашу пользу
Итак, вы занялись стратегической разработкой плана “охоты” за счастливым билетом. Во-первых, обратите внимание на авиакомпании, сравнительно недавно начавшие летать по выбранному вами маршруту. Дело в том, что отмена системы квотирования на авиаперелеты, произошедшая в России более полугода назад, повлекла за собой самый настоящий передел неба. В регионы, традиционно считавшиеся вотчиной той или иной авиакомпании, стали слетаться “чужаки”. Естественно, в ход пошла “тяжелая артиллерия” в виде околодемпинговых цен. Разница в базовых (то есть основных, не спецпредложений) тарифах у компаний порой превышает 50%. Например, “Аэрофлот”, в начале летней навигации потеснивший на маршруте Москва–Тюмень–Москва авиакомпанию “Ютэйр”, фактически являвшуюся монополистом на этом направлении, предложил в два раза меньшие цены – 2600 руб. в один конец и 3750 руб. “экскурсионный” тариф, предполагающий покупку билетов в оба конца. (Для сравнения: аналогичные тарифы “Ютэйр” – 4390 и 6490 руб.) Отметим, что региональная авиакомпания в преддверии вторжения начала предпринимать смягчающие меры, а именно, ввела скидки при покупке билета за 30 и 15 дней до вылета (соответственно 2150 и 2990 руб.).
Подобный маркетинговый ход давно практикуют зарубежные авиаперевозчики, в России же эта система только начинает внедряться. И чем “теснее” в небе, тем чаще прибегают к ней авиаперевозчики. Например, авиакомпания “Татарстан”, традиционно выполнявшая рейсы по маршруту Москва–Казань–Москва отреагировала на ужесточившуюся конкуренцию тарифом в 1000 рублей при условии покупки билета за 21 день до вылета. (Базовый тариф “Татарстана” 2900 рублей.) А спровоцировавшая появление этого предложения АК “Сибирь”, пришла в новый для себя регион с целым ворохом предложений, одно привлекательнее другого: тариф 1000 рублей при покупке за 14 дней до вылета, тариф “выходного дня” 750 рублей.
Противостояние “новичка” – “Сибири” и уже основательно “обжившего” московско-нижегородское направление “Аэрофлота” пассажиры встретили ликованием: “битва гигантов” открыла воистину редкую возможность лететь, заплатив, как за “поехать”. Перелет в столицу за 400 рублей первой предложила “Сибирь”. Спустя полгода аналогичный тариф ввел “Аэрофлот”. Впрочем, эксперимент высокостатусного авиаперевозчика долго не продлился, тогда как спецтариф “Сибири” действует и сейчас. А теперь “почувствуйте разницу” – базовый тариф в один конец, предлагаемый ФГУП “Котласское авиапредприятие”, 2500 рублей. Если нет разницы, то зачем платить больше?
Нормальные герои всегда идут в обход
Вероятно, вы уже отметили, что все вышеперечисленные льготные тарифы распространяются на московское направление. Объясняется это тем, что оно признано самым рентабельным, а значит, именно из-за него разворачивается самая жесткая борьба между авиаперевозчиками. Благодаря этому пассажиры “снимают сливки” в виде относительно низких базовых тарифов и огромного количества спецпредложений. Этот фактор стоит учесть при планировании маршрута, поскольку обходной путь может оказаться значительно дешевле. Например, самый дешевый билет на направление Санкт-Петербург–Тюмень”, взятый по базовому тарифу, стоит 5400 рублей, в то время как из Москвы можно долететь за 2600 рублей. То есть питерцы могут сэкономить, доехав на поезде до столицы и долетев в Тюмень уже оттуда.
Если вы собираетесь в отдаленный регион, например полюбоваться Байкалом или порыбачить на озерах Русского Севера, то возьмите на вооружение так называемые “трансферные”, то есть с пересадкой, тарифы. Они значительно ниже обычных и позволяют тем, у кого есть желание провести в пересадочном пункте несколько дней. Итак, сравним стоимость, недостатки и достоинства долгого пути из Москвы в Петропавловск-Камчатский, воспользовавшись примерами трансферных и обычных тарифов.
Базовый тариф “Домодедовских авиалиний” при условии одновременного приобретения билетов в оба конца составляет 20 тыс. 500 рублей. Трансферный тариф от “КрасЭйр”, разрешающий пребывание в Красноярске до семи суток – 15 тыс. рублей. ОАО “Владивосток Авиа” предлагает пересадку во Владивостоке, позволяя своим пассажирам задерживаться в трансферном городе до месяца. Минимальный тариф в одну сторону 6300 рублей. “Сибирь” предлагает маршрут с трансфером в Иркутске 21 тыс. рублей (туда и обратно) и в Новосибирске – 21 тыс. рублей.
Трансферы в городах Восточной Сибири пользуются популярностью и у жителей региона, и у туристов, получающих возможность расширить географию маршрута за меньшие деньги. (Суммарная стоимость билетов Москва–Красноярск, Красноярск–Петропавловск-Камчатский, Петропавловск-Камчатский– Москва” окажется выше приблизительно в полтора раза.)
В области трансферных тарифов наиболее смелая политика у компании “Сибирь” – резюмировали в едином информационном центре воздушного транспорта “Полет-Сирена”. Стоит отметить интересную систему тарифов, при которой отрезок пути из трансфера-Москвы до Сочи стоит всего 10 рублей – при условии вылета из Волгограда и Казани. Кроме того, казанский пассажир сможет улететь до Москвы за 10 рублей в случае, если он продолжит полет с “Сибирью” в любом направлении, а спецтариф на рейс Нижний Новгород–Москва предусматривает “бонус” в виде одновременной покупки билета за 5 рублей на любой рейс компании.
Время летать
Праздник в виде понижения цен и увеличения квот на самые “лакомые” спецтарифы традиционно приходится на сезонное затишье – осень, весну. Первым в этом году анонсировал грядущие “подарки” “Аэрофлот”. С 20 сентября по 14 декабря компания будет продавать билеты по тарифам в полтора-два раза ниже действующих. Так, из Москвы до Екатеринбурга, Иркутска, Нижневартовска, Новосибирска, Норильска, Омска билеты будут стоить $149. До Петропавловска и Хабаровска – $199. До Анапы, Калининграда, Краснодара, Мурманска, Самары, Уфы, Петербурга, Астрахани и Сочи – $99. А с 1 сентября по 9 декабря цена билетов “туда и обратно” из Москвы в Киев и Баку составляет $99. До Бишкека, Риги, Ташкента и Еревана – $199.
Но и это не предел – традиционно, в конце октября, “Аэрофлот” устраивает повальные распродажи. Например, в прошлом году цена билета туда и обратно (без аэропортовых сборов) из Москвы в Екатеринбург или Новосибирск составляла всего $66, а в Сочи, Баку, Киев, Петербург – $33.
Отметим, что надеяться на дешевый авиаперелет в “высокий сезон”, каким являются наступающие новогодние праздники, все же не стоит: авиаперевозчикам невыгодно снижать тарифы в это время, поскольку спрос и так высок. Однако авиакомпании, целеноправленно работающие над своим имиджем, делают “приманки” для пассажиров в виде специальных бонусов. Для тех, кто увлекается зимними видами спорта, подобные предложения могут оказаться наиболее весомым аргументом в пользу того или иного авиаперевозчика.
Например АК “Сибирь” с ноября по май практикует спецпрограмму для лыжников и бордеров “BIG AIR”. Помимо бесплатного провоза снаряжения привлекает также возможность достаточно быстро получить право на бесплатный перелет. Для получения премиального билета необходимо совершить из Москвы пять перелетов “туда и обратно” в течение двух лет по любым из направлений программы: Ереван, Владикавказ, Иркутск, Магнитогорск, Минеральные Воды, Мурманск, Мюнхен, Новокузнецк, Петропавловск-Камчатский, Сочи, Ташкент, Тбилиси, Южно-Сахалинск. В норму бесплатного багажа включает лыжи и сноуборды “ЮТэйр”. Впрочем, авиакомпаний, внедряющих интересные маркетинговые схемы в новогодний сезон, пока мало, но аналитики говорят, что ужесточение конкуренции заставит их активизироваться. Ведь если не заманить пассажира вверх, то пустые кресла и дальше будут тянуть финансовые отчетности компаний вниз.
Ирина Сафьянова
Спецтарифы
Спецтарифы условно можно разделить на две категории: первая – тарифы, жестко привязанные к определенной аудитории (молодежь, пенсионеры), и вторая, “демократичная”, ориентированная на широкий круг потенциальных пассажиров, которые готовы сэкономить на билетах, но при этом согласны на ряд ограничений.
Существует несколько общих правил приобретения билетов по спецтарифам. Если с “молодежными” и “пенсионными” ситуация выглядит элементарной – большинство авиакомпаний предоставляют до 30% скидки людям пожилого возраста (от 55 лет и старше) и молодежи (от 12 до 25 лет), то мир “демократичных” скидок весьма разнообразен. Тем не менее и в нем существует несколько основных ориентиров:
1Предварительная покупка. Покупая авиабилет заблаговременно, можно сэкономить до 50% его стоимости. Причем чем раньше произойдет покупка, тем дешевле вам обойдется билет.
2Бронирование и выкуп билета в течение 24, 48 или 72 часов и/или за 7, 10, 14, 21 день до вылета позволяют уменьшить стоимость перелета.
Бронирование и выкуп билета в течение 24, 48 или 72 часов и/или за 7, 10, 14, 21 день до вылета позволяют уменьшить стоимость перелета. Например, билет Минеральные Воды– Москва–Минеральные Воды от авиакомпании КМВ обойдется вам всего в 4400 рублей, а Москва–Сочи–Москва – 4100 рублей, но только в том случае, если вы закажете билеты заранее и именно за 21 день до вылета. Обычная “неспециальная” цена билетов: 7100 и 7900 рублей соответственно.
3Билет в обе стороны. Планируя путешествие, необходимо определиться с датой возвращения. Билет в обе стороны обойдется дешевле на 30–50%, чем сумма стоимости билетов в одну, а потом в другую сторону. Следует также заметить, что билет с открытой датой возвращения также обойдется дороже.
4Маршрут “выходного дня”: скидка на рейсы, выполняемые в субботу и воскресенье, может достигать 50%.
5Правило воскресенья. Если пассажир возвращается не ранее, чем в ближайшее воскресенье, ему обычно предоставляется билет со скидкой.
6Время рейса – цена билета на рейс с неудобным слотом или при вылетах примерно в это же время в тот же пункт назначения самолетов конкурирующих компаний обычно ниже.
7Рекламные кампании. Не имея привязки к дате и просматривая время от времени цены на билеты по интересующему маршруту, можно купить билет со значительной скидкой во время проведения авиакомпаниями рекламных акций, приуроченных, как правило, к Рождеству, Новому году, Дню святого Валентина, 8 марта, Дню защитника Отечества.
Как правило, авиабилеты дешевеют в так называемые низкие сезоны – октябрь, ноябрь и март. В такие сезоны некоторые авиакомпании устраивают интернет-аукционы, на которых есть возможность приобрести билет за 10% от первоначальной цены.