Председатель Государственного комитета Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию Наталья Трунова уверена, что уже через 5 лет совокупный объем доходов от обслуживания гостей региона вырастет в 10 раз, а город станет гораздо более комфортным и для псковичей, и для туристов. Однако для этого понадобится в корне изменить подход к развитию отрасли.
— Наталья Александровна, давайте для начала выясним, что собой представляет псковский туризм в настоящее время.
– В 2009-м область посетило около 240 тысяч туристов. В 2010 году, по предварительным оценкам, мы вышли на докризисный уровень в 280–290 тысяч человек. При этом статистика учитывает только тех, кто «отметился» в коллективных средствах размещения: на самом деле туристов на 25–30 % больше, так как многие сейчас приезжают только на один день – их статистика не учитывает. Около 60 % гостей региона прибывают с культурно-познавательными целями, а почти 80 % всех туристов движется по десятилетиями накатанным маршрутам. Как показывают наши исследования, обычно время пребывания гостей ограничивается двумя днями. А ведь одних только достопримечательностей в области – около 5 тысяч… Поэтому главная задача – изменить сам формат туризма. Диверсифицировать областной турпродукт, перейдя от практики показа отдельных объектов к комплексной системе организации отдыха, в которую включена вся сопутствующая инфраструктура обслуживания. И уверенные шаги в этом направлении сделаны.
– Вы имеете в виду проект с участием Всемирного банка?
– Диверсификация турпродукта важна для всех объектов показа в области, но начинать надо со Пскова. Поэтому проекты создания Музейного квартала и музея в Покровской башне, которые предполагается реализовать на средства Всемирного банка, станут лишь частью огромной работы. Основная цель – создать во Пскове туристический кластер, который является одной из составляющих Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2016 гг.)».
– Что такое «туристический кластер»?
– Сейчас приезжающему в Псков туристу, как правило, предлагают беглый осмотр достопримечательностей. Посмотрел – в автобус – поехали дальше. А кластер – это когда создан единый комплекс. Когда объекты показа, отели, кафе, магазины и общественные пространства (парки, набережные, скверы) «увязаны» друг с другом удобными пешеходными маршрутами. Когда все они «живут» не сами по себе, а в соответствии с четким планом развития туристической инфраструктуры. Объектом показа в данном случае является не отдельный памятник архитектуры, а вся центральная часть города. Гость должен получить возможность не только удивиться богатству внутреннего убранства Свято-Троицкого собора или фрескам Мирожского монастыря, но и, прогулявшись пешком, понять «душу» Пскова: полюбоваться панорамой набережной реки Великой, поужинать в кафе, где ему предложат уникальное местное блюдо, купить сувенир на память, поучаствовать в интересном интерактивном шоу. Все это в комплексе и позволит перевести культурно-познавательный туризм в формат городского и, соответственно, увеличить срок пребывания туриста до 3–4 дней. Ведь если взрослому или ребенку интересно в этом месте и есть чем заняться, они наверняка останутся.
– Такой амбициозный проект наверняка потребует значительных инвестиций…
– Культурно-познавательный туризм сам по себе экономически неэффективен, но если он переходит в другой формат – выгоден всем. И инвесторы это понимают. Поэтому, кроме средств из регионального и федерального бюджетов, только в развитие туристической инфраструктуры Пскова частные инвесторы готовы вложить более 4 миллиардов рублей. Причем эти деньги по объему в 3,5 раза превышают все бюджетные и позволят почти в 2 раза увеличить номерной фонд гостиниц и изменить сам облик города. Я уверена: по уровню комфорта пребывания через несколько лет Псков ни в чем не будет уступать европейским столицам.
– Такой же подход будет применяться и к другим территориям, интересующим туристов в Псковской области?
– Да. Например, в 2012 году будет отмечаться 1150-летие Изборска – на сей счет есть соответствующий указ президента. При этом его развитие как туристического объекта будет идти в комплексе. Турист сможет не только увидеть крепость, но и с комфортом разместиться в гостинице. Погулять по улице, на которой расположены интересные ему магазины и кафе. А вечером отправиться на концерт или шоу… Нынешняя туристическая специализация Изборска сохранится, но обязательно дополнится рядом новинок, которые как раз и помогут сделать пребывание туриста и более длительным, и по максимуму интересным. Такой же принцип станем применять и ко всем другим видам туризма и территориям. Порхов, Остров, Гдов, Новоржев, Себежский район… Все они имеют отличные перспективы, но развивать туризм в них мы будем, предлагая гостям не только объекты показа, но и создавая комплексную комфортную среду для их пребывания.
– Что вызывает наибольшую сложность в реализации планов?
– Проблем много, но главная – одна. Проблема перехода в новый формат туризма, предполагающая отказ от чего-то старого. Требуются огромные организационные усилия для того, чтобы новинка прижилась. Как воздух нужна инфраструктура, с помощью которой она будет успешно существовать. Все это достигается с помощью рутинной каждодневной работы, результаты которой проявятся не вдруг. А хочется всего и сразу… И нужно большое терпение, чтобы все же достичь поставленной цели.
– Представим себе, что уже наступил 2016 год. Как выглядит туристская отрасль в Псковской области?
– Количество туристов – не менее 500 тыс. человек. Совокупный объем доходов с учетом мультипликативного эффекта – не менее 10 миллиардов рублей. Во Пскове реализованы все намеченные проекты, и вечерком сотни горожан и гостей, одетые подобающим образом, фланируют по длинной благоустроенной набережной. С нее открывается изумительной красоты вид. Гуляющие, слегка подустав, устраиваются в открытых кафе. Заходят в мастерские Музейного квартала. Отдыхают, наслаждаясь возможностью никуда не спешить и провести время с удовольствием и пользой. Приезжайте, увидите сами…
Председатель комитета по туризму, инвестициям и пространственному развитию администрации Псковской области Родилась 25 декабря 1979 года в городе Мирном (Республика Саха). В 2002 году окончила философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета. С 2002 по 2009 год – эксперт, руководитель проектного направления Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». В 2010 году возглавила комитет по туризму, инвестициям и пространственному развитию администрации Псковской области.