В России – бум речных круизов: путевки на «пиковые» даты сезона-2017 почти распроданы, а теплоходные компании соревнуются в искусстве удивлять туристов. Тем не менее круизный туризм все еще окружен мифами, которые отпугивают новых «мореплавателей». Обозреватель «Отдыха в России» побеседовал с руководителями крупнейших круизных компаний и готов опровергнуть эти мифы.
Всякий раз, когда нужно отвлечься, успокоиться, скинуть с себя ворох насущных проблем, я закрываю глаза и вспоминаю одну и ту же картинку.
Раннее июльское утро, 5.30. День обещает быть жарким, а пока еще темная, прохладная речная гладь укрыта толстой периной тумана; он скрадывает не только виды, но и звуки, делая утреннюю тишину столь совершенной, что боишься случайно ее нарушить. Уже расставлены на дамбе снасти – подлещик в это время на канале имени Москвы, близ деревни Хлябово, идет исключительно! – и смотришь, не отрываясь, на латунный колокольчик, куда вот-вот из тумана должен прийти по леске заветный импульс…
Но вдруг где-то слева впереди слышится плеск – постоянный, ритмичный, явно не рыба играет. И через минуту-другую, как призрак, из завесы тумана появляется гигантский нос теплохода, и золотые буквы «Д-м-и-т-р-и-й Ф-у-р-м-а-н-о-в» проплывают пред глазами, словно титры в замедленном кино. Он движется совсем рядом, этот белый монстр, девятиэтажный дом – окно за окном, балкон за балконом. А на одной из палуб стоит пассажир, ранняя пташка, и неожиданно машет тебе рукой, и ты неуверенно машешь в ответ. Но тут колокольчик взрывает тишину – есть первая поклевка! – а теплоход неслышно уходит вдаль, словно стаскивая с реки белую простыню тумана… Пора просыпаться, в общем.
…Желание поменяться местами с тем утренним пассажиром преследовало меня много лет, но путешествия по рекам России были покрыты некой завесой недоступности и, не побоюсь этого слова, предрассудков. Многим и сейчас эта затея кажется рискованной. А, собственно, почему? Об этом мы поговорили с руководителями трех крупнейших круизных компаний России – Александром Сахаровым («Инфофлот», генеральный директор), Светланой Гончаровой («Мостурфлот», зам. гендиректора по туризму) и Александром Трофимовым («ВодоходЪ», управляющий директор).
Миф первый: дорого и для «интуристов»
В общем, так оно, наверное, и было – до кризиса. На фоне европейских туров, пляжных египтов и прочих турций круизы по рекам России смотрелись действительно недешевым удовольствием. Но девальвированный в 2014 году рубль сделал круизные ценники неожиданно интересными, и спрос буквально взорвался!
В отличие от директоров многих «сухопутных» туркомпаний, все еще жалующихся на затяжной кризис, «круизники» светятся оптимизмом. По данным директоров, рост продаж круизов по итогам сезона-2016 составил 15–20%. В абсолютных цифрах показатели выглядят также внушительными: к примеру, «ВодоходЪ», как сообщил Александр Трофимов, перевез в прошлом году 497 тысяч пассажиров!
– В прошлом году мы смогли предложить на внутреннем рынке такие люксовые суда, как «Княжна Виктория» и «Александр Грин», – рассказывает Светлана Гончарова, – поскольку внутренний спрос оказался даже выше спроса со стороны иностранцев. Причем в первую очередь раскупались самые дорогие каюты – на верхних палубах, с балконами, площадью от 14 до 26 кв. метров (без учета балкона). К сожалению, в сезоне-2017 мест на этих теплоходах для россиян практически не осталось, все рейсы, за исключением нескольких в мае и сентябре, уже выкуплены иностранными туроператорами – интуристы, похоже, массово возвращаются в Россию. Однако россиянам еще доступны круизы на других судах, со столь же высоким уровнем сервиса и уникальными программами.
Хорошая для российских туристов новость есть и у компании «ВодоходЪ».
– Каждый год мы расширяем количество флота на внутреннем рынке, – говорит Александр Трофимов.
Стабильно высокий спрос позволил операторам предложить туристам даже такую экзотическую новинку, как «круизный лоукостер».
– В прошлом году на базе теплохода «Княжна Анастасия» мы впервые вывели на рынок понятие «речной лоукостер», – продолжает Светлана Гончарова. – Это ни в коем случае не означает заниженный уровень сервиса. Просто покупатель такого круиза может сконструировать тур по своему усмотрению и не платить за некоторые опции. Можно выбрать не только категорию каюты, но и продолжительность круиза, разные пункты посадки на борт и завершения; вместо полного пансиона взять полупансион или только завтраки; ознакомиться с городами стоянок в рамках организованных экскурсий или самостоятельно. И в итоге стоимость трехдневного круиза начинается от 7350 рублей – согласитесь, совсем невысокая цена?
Аналогичный проект на базе теплохода «Солнечный город» реализует компания «Инфофлот».
Так что можно смело сказать: сегодня в России доступны круизы практически на любой вкус и кошелек. Единственная сложность – обогнать ушлых иностранцев, которые скупают целые теплоходы еще с начала прошлой осени.
– Мы сейчас можем констатировать рост ранних продаж по сравнению с прошлым годом примерно на 40%, – говорит Александр Сахаров. – И хотя это еще не повод делать аналогичный прогноз по всему году, сезон нас ждет бойкий. О росте интереса к круизному туризму можно судить хотя бы по продолжительности сезона: если 10–12 лет назад навигация «Инфофлота» по рекам России длилась 3–4 месяца, то сейчас мы стартуем 28 апреля, а последний круиз отправляем на ноябрьские праздники.
Миф второй: старые теплоходы
Спрос диктует предложение, и, пожалуй, никогда ранее, во всяком случае, после 1990 года, речной пассажирский флот России не обновлялся с такой интенсивностью, как сейчас. Все круизные операторы входят в сезон-2017 с реконструированными теплоходами и в ближайшее время ждут спуска на воду абсолютно новых судов.
– К действующему флоту компании «ВодоходЪ» возвращаются теплоходы «Сергей Кучкин» и «Юрий Андропов», – делится радостью Александр Трофимов. – Долгожданный выход «Кучкина» состоится в 2018 году, но продажи путевок уже стартовали, и пока для туристов действуют специальные предложения. Несмотря на масштабную реконструкцию, внешний облик теплохода «Сергей Кучкин» сохранился, а палубная и внутренняя мебель, бары, рестораны и каюты в скором времени будут готовы принять туристов совершенно обновленными. В данный момент проводится ремонт и замена механизмов в машинном отделении. Компания реализует также разработанный проект по полному комплексному переоборудованию теплохода «Юрий Андропов». Работы на судне ведутся с заданием на соответствие классу «4 звезды».
В обновленном виде предстанет перед туристами и флагман «Инфофлота» «Дмитрий Фурманов» – одна из пяти «звезд» в «Созвездии Инфофлота», как называют эту группу теплоходов в самой компании. На «Фурманове», как рассказал Александр Сахаров, появятся каюты люкс с балконами.
В компании «Мостурфлот» поведали о строящемся на верфи в Астрахани совершенно новом теплоходе, проект которого отвечает самым высоким мировым стандартам.
– Там будут бассейны, театры и все-все, чем могут похвастаться океанские круизные суда, – говорит Светлана Гончарова. – Теплоход будет выведен на рынок в 2020 году и станет новым флагманом «Мостурфлота».
И хотя самые громкие премьеры, как мы видим, еще впереди, откровенной рухляди на реках России уже практически не осталось. Круизные туристы уже привыкли к хорошему и год от года требуют еще лучшего.
– На наших судах каждый год ведутся работы по повышению класса теплоходов, обслуживания, качества кают, – говорит Александр Трофимов. – Например, осуществляется план по оборудованию телевизорами, холодильниками. Сейчас круизы повышенной комфортности в большей степени востребованы, чем экономичные.
Миф третий: так себе сервис
Вот здесь все просто: крупные компании на рынке круизного туризма сейчас работают по принципам гостиничных сетей. Это значит, что внедрены единые, очень высокие стандарты качества, и Hilton остается Hilton’ом – будь он в Лондоне или в Воронеже.
Поэтому наш вопрос Александру Сахарову – какой из теплоходов он может назвать флагманом «Инфофлота»? – гендиректора компании даже немного возмутил:
– Что значит «флагман»? Если речь об уровне сервиса, никаких флагманов быть не может. На всех судах действуют очень жесткие стандарты, отвечающие классам обслуживания «4 и 5 звезд».
Светлана Гончарова, со своей стороны, замечает, что любой прокол в качестве сервиса может привести к серьезному оттоку клиентов. Поскольку основным рекламным каналом для «круизников» является «сарафанное радио».
– У нас ведь не случайно дорогие туры на «Княжне Виктории» и «Александре Грине» в прошлом сезоне пользовались сверхвысоким спросом – притом что средняя цена круиза на таком теплоходе была раза в два выше, чем на судах стандартного класса. Россиянам, повторюсь, раньше эти теплоходы были недоступны, а тут они появились на внутреннем рынке, первые туристы сходили в круиз, и – пошло работать «сарафанное радио».
Кстати, туристы-круизники, как никто другой, охотно пишут развернутые отзывы с фотографиями в интернете и социальных сетях. Круизные компании следят за публикациями очень внимательно: в каждой из компаний работают службы, анализирующие отзывы клиентов.
Миф четвертый: шумно и тесно
Человеку непосвященному круизный теплоход может показаться эдаким муравейником, населенным незнакомыми людьми, с которыми предстоит прожить вместе целых 7, 10, 14, а то и больше дней. И еще неизвестно, что это за люди… А вдруг – крикливые дети? А вдруг – шумная и вечно пьяная компания?
Чтобы развеять эти предрассудки, достаточно рассказать об одном удивительном новшестве.
На теплоходе «Дмитрий Фурманов» (так уж получилось, что сегодня мы вспоминаем его добрым словом уже не впервые) проводятся – внимание! – бесшумные дискотеки. В наушниках. Слава Нептуну, беспроводных. В зале играет негромкая лаунж-музыка, а в наушниках – что душе угодно. Хочешь – шансон, а хочешь – сумасшедшие CheapThrills сверхмодной Sia. И пляши себе на здоровье.
Там же работает бесшумный 3D-кинотеатр, опять же с беспроводными наушниками. И есть, не поверите, совершенно бесшумная библиотека с произведениями русских и зарубежных классиков.
А все почему? Потому что на реке тишина – это святое. Это именно то, за чем утомленные городом люди идут в речной круиз. И то, за чем одинокий пассажир в 5.30 утра выходит на сонную палубу…
Риск нарваться на выездной корпоратив сейчас тоже крайне низок. Во-первых, потому что компании, как правило, арендуют суда целиком и ненадолго. А во-вторых, потому что кризис.
– Если несколько лет назад корпоративные круизы могли занимать до 50% расписания отдельных теплоходов, то сейчас – всего 4%. Остальное – запросы туристов, большая часть из которых наши постоянные клиенты, – говорит Александр Трофимов.
Миф пятый: скучно и однообразно
Опровергнуть этот миф особых трудов не составит. Достаточно заглянуть на сайт любой круизной компании и внимательно изучить программу, экскурсионную и развлекательную, любого представленного круиза.
Можем смело сказать: по части изобретательности в этом плане «круизники» дадут фору любому «сухопутному» туроператору. А все потому, что публика на теплоходах очень разная. Это и семьи с детьми разного возраста, и пожилые пары, и молодые, и речные волки-одиночки, и что примечательно – угодить нужно всем.
Поэтому для «круизников» обычное дело – придумывать тематические круизы, вечеринки и целые тематические сезоны, причем для каждого теплохода – свой!
Вот что, к примеру, подготовил туристам на грядущий сезон «Мостурфлот».
– Мы разработали линейку программ под общим названием «Река времени», которые будут представлены на всех наших теплоходах, но на каждом теплоходе – с уходом в определенную тематику, – рассказывает Светлана Гончарова. – Например, на теплоходе «Иван Крылов» основная тема – «Серебряный век». Будут выступать артисты знаменитого клуба-кабаре «Бродячая собака», известного в Петербурге еще с 20-х годов прошлого века. Знакомство с поэзией, музыкой, живописью этой эпохи будет проходить на фоне специальных инсталляций.
На теплоходе «Сергей Образцов», где мы работаем в партнерстве с труппой одноименного столичного кукольного театра, весь сезон будут работать театральные подмостки. Не только кукольный, но и театр в любом его проявлении. Также туристам на борту будет представлена огромная коллекция кукол из театров всего мира, собранная лично С.В. Образцовым. На теплоходе «Михаил Булгаков» играем в молодежный фестиваль, воссоздавая атмосферу 50–80-х годов и плавно переходя к нынешнему фестивалю в Сочи.
В этом году уже на всех теплоходах продолжим наш проект «Звездное небо круизов» – в прошлом сезоне он был только на «Княжне Анастасии». Знакомим туристов с космонавтами, учеными, а вечером, собираясь на верхней палубе, ищем на небе уже знакомые созвездия.
Не менее насыщенные программы предлагают сегодня и другие круизные операторы.
Ну а миф «однообразия» лучше других опровергает Александр Сахаров:
– В прошлом сезоне порядка 20% наших пассажиров составили туристы, впервые отправившиеся в речной круиз. Соответственно 80% – это «возвратные» клиенты, те, кто однажды уже ходил по реке и стал приверженцем этого вида отдыха. Значит, восемь из десяти новых клиентов сезона-2016 тоже вернутся на наши теплоходы.
А вы говорите – однообразие
Юрия Патрин