На обломках великой цивилизации

Поселок Инчоун – это всего несколько десятков домов, прижавшихся к прибою между сопками и берегом Ледовитого океана. Очень тихий и очень чистый. Еще несколько лет назад единственным средством массовой информации здесь было только радио. Сейчас вот поставили ретранслирующую станцию, и в дома инчоунцев пришло телевидение. Но Инчоун от этого не выиграл. Здесь живут другие люди – и по ментальности, и по укладу жизни.

Основное население поселка – чукчи и эскимосы. Притом эскимосов – большинство. Кстати, есть и русские – председатель местного поселкового совета, избранный жителями прямым тайным голосованием на альтернативной основе, фельдшер со своей женой, тоже медиком и шофер-тракторист.

Но главные персонажи местной истории – эскимосы и чукчи, живущие здесь веками. Предки из поколения в поколение передавали им свои обычаи, предания и нехитрые, на первый взгляд, навыки.
Чукчи и эскимосы. Чукчи и эскимосы – два близких этноса. Однако близость их (географическая и национальная) весьма относительна. Во-первых, язык – у каждого свой. Большинство населения Чукотки – русские и украинцы, чукчи имеют свои особые традиции – они кочевники, строй жизни и уклад которых полностью зависят от основного занятия – выпаса оленей. Эскимосы ведут оседлый образ жизни, занимаются в основном промыслом морского зверя, живут в поселках, в непосредственной близости от мест промысла – то есть на берегах Северного Ледовитого океана. Эскимосы считают себя более образованными и культурными с точки зрения развитой европейской цивилизации. В принципе, это так и есть и объясняется это достаточно просто – эскимосы, живущие на берегу океана, на протяжении последних 200–300 лет постоянно общались с русскими, норвежскими и американскими моряками, которые привносили в их быт, уклад и культуру эти самые зачатки европейской культуры.

Вообще близость и разность цивилизаций для Чукотки в целом и Инчоуна в частности имеют большое значение. Чукчи и эскимосы, живущие в Инчоуне, только внешне приняли европейскую цивилизацию с ее потребительским или, грубее, товарным акцентом. В домах инчоунцев бросается в глаза почти полное отсутствие вещей. Кровати, столы, стулья – чуть ли не единственное, что приняли они от европейской цивилизации. Чукчи вообще чувствуют себя крайне неуютно в четырех стенах, поскольку привыкли к огромным просторам тундры. Мебель им в этом деле вообще не нужна, не кочевать же по тундре с буфетом и телевизором.

Первейшим другом чукчей и эскимосов являются собаки. Это чукотские лайки – поразительные животные. Лайка может неделями тянуть упряжку в зимнюю стужу, не принимая никакой пищи, не боится мороза. Необыкновенно дружелюбны и привязаны к человеку. Зачастую хозяева, не имеющие возможности прокормить собак, выпускают их на волю и те, покормившись на свалках, а так же в тундре мелкими животными и еще Бог знает чем, через две-три недели возвращаются к хозяевам. Убить собаку среди чукчей и эскимосов считается одним из самых страшных и бесчеловечных преступлений.

Тайна Великого Рытхэу. Самым великим и знаменитым чукчей является чукотский писатель Юрий Рытхэу. Именно он дал поразительные по своей силе и красоте описания жизни чукчей. Однако в Инчоуне несколько лет назад один эскимос поведал мне тайну происхождения действительно великого чукотского писателя.

Оказывается, как уверял меня старейшина местного эскимосского рода, отцом будущего писателя был норвежский моряк, имени которого история не сохранила, а мать – эскимоска из Уэлена. Правда, отчим – реальный настоящий и потомственный чукча. Таким образом известный писатель и соединил в себе истоки трех по сути культур – европейской, эскимосской и чукотской. Вообще смешанные браки среди эскимосов и чукчей очень приветствовались.

Прижавшийся к берегу океана Инчоун живет своей неспешной и очень внутренне насыщенной жизнью. Всякий раз, когда недалеко от берега останавливается в короткую летнюю навигацию теплоход с продуктами, все чукчи и эскимосы садятся в утлые лодки и подплывают к нему, все дружно разгружают его, а потом так же дружно часами стоят в очередях в местном магазине. Местный магазин работает по никогда непонятному и негде не утвержденному графику. Когда есть в магазине продукты и вещи, может работать чуть не весь световой день, а продуктов становится мало, приходится идти за продавщицей домой. Чтобы она открыла магазин и продала пачку соли. Зачастую и деньги чукчи и эскимосы не платят, а их долги записываются продавщицей в толстую промасленную книгу. Потом, когда получат зарплату, пенсию или пособие, покупатели расплатятся за все сразу.

Чукчи и эскимосы очень любят детей и относятся к ним нежно, бережно и в тоже время с малолетства приучают к труду, к охоте, промыслу и выпасу оленей. Абсолютно все чукотские и эскимосские дети – гениальные художники, передающие в рисунках необыкновенно красивый, сказочный и наивный мир. Но в старшем возрасте у многих из них этот дар тает или пропадает совсем. Немногие сохранившие его работают потом в соседнем с Инчоуном Уэлене. В местной косторезной мастерской, где изготавливаются всемирно известные расписные моржовые клыки.

Самый большой праздник в Инчоуне – День кита, когда первого в сезоне кита забивают китобои и подтаскивают его тушу к берегу. Люди поют, танцуют и радуются искренне, как дети. Затем начинается чисто языческий обряд разделки туши, куски которой растаскивают местные жители по своим домам.

Самым заветным лакомством на таком празднике становится “мантак”.
Сила мантака и его последствия. Мантак (или мантаг) – это кусочек китовой кожи с прослойкой сверху белого китового жира. Выглядит очень аппетино, употребляется в пищу в сыром виде. Своеобразный бутерброд из черный толстой кожи и белого жира сверху. Едят только жир, посыпав его солью (эскимосы могут есть и без соли). Видимо, жир этот действительно имеет какие-то дополнительные вещества, по вкусу совершенно не похож на сало. По преданию, мантак увеличивает мужскую силу. Как правило, через девять месяцев после Дня кита в Инчоуне появляются новорожденные.

Вообще пища эскимосов – необычна и не любому европейцу по нутру. Самым странным является копальхен – заплесневевшее при определенном режиме дурно пахнущее моржовое мясо. Есть его, кажется, могут только чукчи и эскимосы. Между тем ученые выяснили, что копальхен содержит большое количество натурального пенициллина, который обеззараживает организм человека и помагает ему преодолеть множество внутренних болезней.

Великая цивилизация, о которой мы ничего не знаем. Название чукотскому поселку Инчоун (“оторванный нос”) дала характерная скала, высящаяся недалеко от самого поселка. Вообще абсолютно все, что окружает чукчей и эскимосов, имеет свои названия. Мир вокруг них, по-видимому, живет своей одушевленной жизнью. Сами чукчи и эскимосы мало рассказывают об этом мире, они просто понимают его без слов и многому из своих ощущений не могут найти словесное выражение. И чукчи и эскимосы очень бережные охотники. Берут только то, что нужно в пищу. Оленей забивают старых и больных, которые мешают быстро передвигаться стаду. И оленье стадо отдает эту свою дань человеку довольно спокойно. Зато человек охраняет стадо от волков, ищет воду, следит, чтобы стадо передвигалось к наиболее лучшим участкам с ягелем (мхом, который употребляют олени в виде корма). Так же поступают и эскимосы – никогда не забьют моржа больше, чем нужно в пищу.

И что интересно, абсолютно все, что добывают чукчи и эскимосы, на 100 процентов используется в еде и быту. Ничего никогда не выбрасывается. На самом деле чукчи и эскимосы создали уникальную гармоничную цивилизацию, в которой человек не хозяин, не добытчик, а часть природы, дающий ей защиту и получающий от природы то, что ему нужно для воспроизводства и мирной сытой жизни.

Однако последние десятилетия меняют мир – гармония разрушается, европейцы, управляющие Чукоткой до недавнего времени, требовали выполнения и перевыполнения плана по мясу, и оленьи стада стали таять, они же заставляли эскимосов держать в неволе зверей (соболя, например) и кормить их китовым мясом. Принесли водку и болезни, которые не уходят из замкнутого и хрупкого мира Севера десятилетиями, несмотря на все усилия врачей.

Инчоун – это маленький островок этой еще не до конца погибшей Великой Цивилизации.

Захар Виноградов



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest