Перечень архитектурных достопримечательностей Севастополя огромен, но среди них выделяется дом, расположенный в самом центре города — единственное сохранившееся дореволюционное здание. Оно — многоликий образ города с многовековой историей.
Город-порт и город-крепость, город-парк и город-памятник. Он сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Фашисты его не щадили. Слишком велики были ставки, ведь взятие этого клочка суши — огромный шаг к контролю над Крымом. Несмотря на огромные утраты, Севастополь был полностью восстановлен: подняты из руин здания времен царской России и довоенной поры, заняли свое законное место на улицах более поздние постройки послевоенных времен. И теперь после стольких наслоений исторических событий сложно определить, какие архитектурные достопримечательности обладают большей ценностью. Все важно и все ценно. А город тем временем живет полноценной жизнью музея под открытым небом.
Доходный дом
Перечень архитектурных достопримечательностей Севастополя огромен, но среди них выделяется здание, расположенное в центре города по адресу: проспект Нахимова, 9. На этой улице дом №9 — единственное сохранившееся дореволюционное здание. Оно выполнено из местного светлого камня, добывавшегося в окрестностях Севастополя, в форме стандартного прямоугольного объема с тесным «петербургским двориком-колодцем» посередине. Последние 60 лет в нем находится Севастопольский художественный музей, но когда-то, разумеется, здесь были совсем иные обитатели.
Дата на фасаде говорит о времени постройки — 1899 год. Тогда нумерация домов была другая, и на здании висела табличка с №33. Заказчик строительства — почетный гражданин Севастополя состоятельный купец Семен Христофорович Галахов. Впрочем, Галахов был не только торговцем и агентом нескольких страховых обществ, но и занимал целый ряд высоких государственных должностей. Предпринимательская деятельность не мешала членству в учетном и ссудном комитете городского государственного банка и должности гласного севастопольской думы. А для души Галахов занимался благотворительностью, являясь членом попечительского совета женской гимназии и попечителем приюта для престарелых.
Прошло совсем немного времени, и начался век двадцатый — столетие, когда события, наука, техника развивались столь стремительно, что голова шла кругом. Но даже по сумасшедшим меркам начала XX века постройка привлекает своей необычностью. Дом демонстративно асимметричен: с правой стороны постройку украшают эркер и фонарь, а с левой — открытые балконы. Кажется, будто здание одновременно создавали несколько архитекторов и скульпторов, что разные строительные бригады клали стены и крышу. На первый взгляд, здание — типичный пример французского ренессанса, но при этом в композицию включены элементы других стилей. На одном только главном фасаде намешано все на свете, а от того он не воспринимается как единое целое. Глазу не за что зацепиться. Вернее, есть за что, ведь все чрезвычайно красивое и интересное, но теряешься от такого разнообразия украшений. Декор изобилует деталями разных эпох и стилей. Четыре этажа украшены невероятным количеством самых разных архитектурных форм. Основное внимание уделено двум нижним этажам. Детали лепных консолей балконов намеренно укрупнены. Атланты соседствуют с колоннами всех ордеров, скульптурными деталями в виде маски и лепными обрамлениями арочных проемов. Верхний этаж здания оформлен под многочисленные мансарды.
Между тем такая специфическая красота в первые годы своего существования использовалась по вполне утилитарному предназначению. Семен Христофорович не придумал ничего лучше, как держать здесь доходный дом. Такие здания назывались «доходниками» и, надо сказать, для Севастополя тех лет были явлением нечастым, а их жизнь являлась полной противоположностью патриархальному миру старого домовладения.
Первый этаж доходных домов, и дом Галахова не был исключением, традиционно занимали многочисленные магазины. В 1900–1910 годах на первом этаже находился магазин белья, полотен и приданого московских фабрикантов братьев А. и Я. Альшванг. Это был крупнейший промтоварный магазин города. Рядом размещался обувной магазин С.М. Каракоза, а также отделения Московского международного и Соединенного банков.
Начиная со второго этажа помещения сдавались в качестве квартир и как офисы разного рода контор. На третьем квартиры снимали семьи приказчиков, портного, военного фельдшера, служащих… На четвертом мансардном этаже проживал сам С.Х. Галахов. Для жильцов важно, чтобы окна выходили на улицу. Двор тесный, в нем негде даже сложить дрова. Поэтому окна, смотрящие во двор, делают комнату полутемной весь день, даже если он солнечный. Тем не менее жилье пользовалось спросом благодаря удачному расположению и красивой архитектуре. Учитывая, что квартиры могли снимать граждане разного достатка, обстановка в них была соответствующая. Доходный дом — это неизбежно смесь людей разных уровней образования, возможностей, характеров. Но все без исключения, встретив Семёна Христофоровича, обязательно кланялись ему, приветствовали, желая здравия. Как-никак хозяин!
Смена профиля
Октябрьская революция все перемешала не только в умах людей, но и в правилах ведения хозяйства. В 1930-х годах первый этаж здания занял магазин культтоваров, а на втором разместился Севастопольский Дом учителя.
В годы Великой Отечественной войны здание было сильно повреждено и даже горело. Фасад изуродовали осколки бомб и снарядов, но в целом он сохранился. И это была большая удача. Восстановление началось в первые же послевоенные годы. Повреждения были таковы, что многие архитектурные и скульптурные детали пришлось фактически изготавливать заново. Из-за сложности и трудоемкости реставрация главного фасада длилась до 1974 года, но задача по восстановлению исторического облика здания была успешно реализована.
Все эти годы здание отнюдь не пустовало. Первое послевоенное десятилетие восстановленную часть дома занимал трест «Севастопольстрой», а в некоторых подвальных помещениях его службы находились вплоть до середины 80-х годов. В 1958 году, когда реставрационные работы были в полном разгаре, состоялось решение о передаче первых двух этажей здания Севастопольской картинной галерее, а третьего и четвертого этажей — музыкальной школе №1 им. Н.А. Римского-Корсакова, для которой со стороны двора специально пристроили отдельную лестницу. В 1965 году картинная галерея была преобразована в Художественный музей.
В сентябре 1985 года «Севастопольстрой» из дома 9 по проспекту Нахимова съехал окончательно, а все помещения подвала и первого этажа здания наконец-то были полностью переданы музею. Это позволило постепенно систематизировать и расширить фондохранилища, выделить и оборудовать реставрационную мастерскую, увеличить пространство научной библиотеки. С расширением площади активизировалось и комплектование коллекции. Кроме того, появилось больше возможностей для показа экспонатов из числа тех, что были спасены в годы войны Михаилом Петровичем Крошицким, бывшим в 1939–1958 годах директором галереи: он самоотверженными усилиями сумел вывести около тысячи уникальных полотен через Кавказ и Среднюю Азию в Томск.
Имени Крошицкого
В 1991 году музею было присвоено имя Крошицкого. Это событие явилось результатом неоднократных обращений общественности об увековечении памяти человека, спасшего ценнейшие произведения искусства. Ныне в коллекции Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого — уникальной по разнообразию, художественным достоинствам и истории комплектования — более 10 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Музей обладает одной из интереснейших в Крыму коллекций произведений живописи, графики и скульптуры XVI–XX веков. Среди экспонатов музея уникальные памятники Возрождения, прекрасные картины «малых голландцев» и фламандских мастеров, превосходные работы французского искусства XVII–XIX веков, разнообразные образцы мейсенского фарфора и западноевропейской бронзы. В постоянной экспозиции находятся работы известных русских художников: В.А. Тропинина, И.И. Левитана, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, И.К. Айвазовского, В.В. Верещагина, В.А. Серова, И.Н. Крамского, В.Д. Поленова, А.И. Куинджи, К.С. Петрова-Водкина. Значительный раздел севастопольского собрания посвящен творчеству современных севастопольских и крымских художников. Как туристский объект музей имени М.П. Крошицкого включен в официальный туристский реестр города Севастополя.
В этом году исполнилось 60 лет с тех пор, как ценнейшая севастопольская коллекция произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства поселилась в красивейшем доме на проспекте Нахимова, 9. И все эти годы музей дарил своим гостям незабываемые встречи с искусством как мастеров давно ушедших эпох, так и наших современников. Но время, прошедшее с момента последнего ремонта, берет свое. 1 июня 2018 года в связи с началом реставрационных работ постоянная экспозиция переехала в здание кинотеатра «Москва» на проспект Генерала Острякова, 70.
Но, как говорится, ремонт — временно, искусство — навсегда. Работы рано или поздно закончатся, и музей вернется в родные стены, необычный облик которых долгие годы мешал признанию художественной ценности бывшего доходного дома Галахова. Точку зрения на пестроту архитектурной композиции здания, занимаемого Художественным музеем и музыкальной школой, изменили последние исследования русской архитектуры второй половины XIX — начала ХХ века. Эклектизм рассматривают теперь как органичное звено в цепи развития отечественного зодчества. Действительно, разве можно при взгляде на здание музея имени М.П. Крошицкого остаться равнодушным к его своеобразной прелести и причудливой многоликости?
Координаты: 44 36’49,0752’’N; 33 31’20,2548’’E