Михаил Щетинин: Алтай прирастет туризмом

17.02.2011 | Интервью

Вице-губернатор Алтайского края Михаил Щетинин в беседе с корреспондентом «ОвР» раскрыл секрет, почему сюда так охотно едут туристы со всей России

-Михаил Павлович, по статистическим данным, Алтайский край принял в прошлом году более миллиона туристов. Это что – результат нового видения туризма как перспективной сферы или просто народу надоели уже Анталья с Хургадой?

– Действительно, в 2010 году туризм стал одной из точек роста экономики Алтайского края. Турпоток по сравнению с предыдущим годом вырос примерно на 20% и составил 1,1 миллиона человек. При реализации государственной политики в сфере туризма мы прежде всего сделали ставку на освоение новых сегментов рынка, разнообразие продукта и направлений, расширение рамок туристского сезона. Мы приняли программу «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011–2016 годы, в которую вошли новые комплексные проекты в ряде наших районов. Огромная перспектива – в рамках реализации федеральной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011–2016 годы», в которую вошли туристско-рекреационный кластер «Белокуриха» и автотуристский кластер «Золотые ворота» в Бийске. Так что увеличение турпотока – это прежде всего практическая заинтересованность администрации Алтайского края в реальном развитии туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов региона.

– Тем не менее цена авиабилета делает Алтай практически недоступным для огромного числа наших сограждан – ведь только за перелет Москва – Барнаул – Москва надо выложить около 20 тысяч рублей..

– Это верно. 90% туристов, въезжающих сегодня в край, – жители Сибирского федерального округа, что несопоставимо с турпотоком из европейской части России. И это проблема не только Алтайского края, но и всех удаленных от столицы регионов. Здесь требуется решение, которого можно достичь совместными усилиями федеральных и краевых органов власти при непосредственном участии столичных и региональных компаний, перевозчиков и туроператоров.

– И тем не менее летом на ваши курорты попасть непросто. А как обстоят дела на ваших курортах в другие времена года?

– Мы расширяем рамки туристского сезона благодаря освоению новых сегментов рынка и развитию несезонных форм отдыха и обслуживания. В результате чего на территории края не только модернизируются и развиваются существующие туркомплексы, места отдыха и маршруты, но и появляются новые. В прошлом году в Белокурихе введены в строй лечебно-оздоровительный центр «Водный мир» (ЗАО «Курорт Белокуриха»), лечебно-оздоровительный комплекс «Аква-Вита-Терм» (ОАО «Санаторий «Россия»), гостиничный комплекс «Поместье». Также открыты базы отдыха «Лесная сказка» в Солонешенском районе и «На хуторе близ Чарышского» в Чарышском районе, две гостиницы «Комфорт» и «Русь» в городе Яровое. В Алтайском районе начали действовать еще 5 объектов туризма и спортивно-оздоровительного отдыха: пирс-отель «Бухта», спа-отель «Малина», турстоянка «Эдельвейс», турстоянка ООО «Райт», турбаза «Новая волна», а также горнолыжный комплекс «Дав-Егор «. Во многих районах увеличилось число усадеб сельского туризма – это новая, очень интересная и перспективная ниша. На этот год мы запланировали немало мероприятий в рамках делового и событийного туризма, которые привлекут дополнительное число гостей и туристов, что позволит сгладить фактор сезонности. Это – Шукшинские дни, международный фестиваль «Праздник сыра», туристский фестиваль «Песчаная». И, конечно, у нас раздолье для любителей горнолыжного отдыха – 12 комплексов, 32 трассы разных уровней. Зимой более 50% туристов на Алтае – в нашей Белокурихе, где пока наиболее развита вся инфраструктура комфортабельного отдыха.

– К вам прилетел в гости близкий друг… Какой бы вы предложили ему маршрут, какую составили бы программу – чтобы он безоговорочно влюбился в ваш край?

– Незабываемые впечатления и прекрасный отдых ожидают туристов, путешествующих по маршруту «Малое Золотое кольцо Алтая». Всего за несколько дней они смогут познакомиться с красотой и разнообразием природы края, его историко-культурным наследием. Скажем, Бийск – старейший город Алтая и крупнейший наукоград России, построенный по указу Петра I более трехсот лет назад. Или место образования Оби – одной из величайших рек планеты. А село Сростки, где родился и вырос любимый народом писатель, кинорежиссер и актер Василий Макарович Шукшин?! Туристов обязательно привлекут и особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», и маральник «Каимский», где созданы прекрасные условия для проживания в кедровых коттеджах с хлебосольной сибирской кухней, жаркой баней с березовым веником, «купанием» в чистом снегу, и озеро Ая, называемое за свою красоту «жемчужиной Сибири», и дендрарий «Цветущая долина» в селе Алтайское с экзотическими растениями и целебными травами, и конечно же город-курорт Белокуриха – единственный за Уралом центр восстановительной медицины, признанный новатор в курортологии… Путешествовать по краю можно пешком и на лыжах, на вертолете или под сенью параплана, верхом на лошади или сплавляться по бурным рекам, спускаться на горных лыжах по крутым склонам, преодолевать на автомобилях и велосипедах горные перевалы. Со специальным снаряжением спускаться в таинственный подземный мир многочисленных пещер, подниматься к заоблачным вершинам гор или пойти с ружьем в тайгу за трофеем. И наконец, наш регион – идеальное место для оздоровления и лечения. Этому способствуют минеральные источники, целебный воздух, лекарственные травы, лечебные грязи степных озер. Именно у нас на основе пантов горных оленей разработаны методики и изготовлены препараты, продлевающие жизнь человека. Словом, трудно представить себе такой вид туризма и отдыха, который был бы невозможен на Алтае. Поэтому у гостей, посещающих наш край, не возникает проблем с выбором маршрута.

– Полноценное развитие туринфраструктуры невозможно без реальных и ощутимых преференций для инвесторов…

– Вы, безусловно, правы. И примером того, что мы хорошо это понимаем, является особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». Это единственная действующая зона данного типа в России, уже принимающая посетителей круглый год. Особенность этого проекта – государственно-частное партнерство, при котором государство берет на себя строительство инженерной инфраструктуры, а частный бизнес – строительство туристских объектов. При этом резидентам ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» мы предоставляем такие преференции, как льготная ставка по налогу на прибыль и освобождение на 5 лет от уплаты налога на землю и на имущество. Кроме того, ощутимым моментом с точки зрения экономии затрат инвестора является оплата аренды земельного участка только в размере двух процентов от его кадастровой стоимости. Возможность последующего выкупа земельного участка в частную собственность также обеспечивает инвестиционную привлекательность ОЭЗ. Столь благоприятный режим осуществления деятельности приводит в особую зону все больше компаний. На сегодня строительство туристических комплексов на территории ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» осуществляют 14 зарегистрированных компаний-резидентов.

– На предстоящей крупнейшей выставке в России «Интурмаркет» – стенд Алтайского края бьет едва ли не все рекорды – 500 квадратных метров! Некоторые ведущие туристические регионы с их сумасшедшими бюджетами едва ли смогут с вами сравниться. Это пиар такой или востребованная и объективная необходимость?

– В настоящее время Алтайский край становится одним из крупнейших туристических центров России, он уверенно выходит на международный уровень. Популярность края связана с участием в крупнейших специализированных выставках мирового, федерального и регионального уровней, активным посещением экспозиций края потенциальными туристами, инвесторами, российскими и зарубежными туроператорами. Именно участие нашего региона в международных туристских выставках является важнейшим элементом в системе имиджевой рекламы региона, способствующим созданию привлекательного образа края как крупнейшей туристической территории России. В 2011 году планируется участие края в крупнейших туристических выставках и в России, и за рубежом. Мы заявили о возрождении краевой туристской выставки «АлтайТур. Алтай-Курорт» в Барнауле, а на «Интурмаркете» мы будем проводить День Алтайского края – это и имидж, и представление инвестиционной привлекательности.

– В сознании наших людей прочно осело: самые привлекательные туристские маршруты – Камчатка и Алтай, Карелия и Байкал, «Золотое кольцо», Селигер… Но, по сути, кроме самих названий, далеко не каждый сможет рассказать чтото большее … Информационный вакуум отчасти порожден повальным, уже «на автомате», турпотоком на турецкие и египетские берега. Ваш рецепт?

– Основной тактической задачей развития туризма является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения турпродукта на внутреннем и международном рынках, включающей в том числе проведение регулярных рекламно-информационных кампаний в СМИ. Если говорить об инструментах продвижения, то сегодня администрация края сотрудничает со многими федеральными и региональными изданиями, в которых размещается информация об Алтайском крае, о его туристических и бальнеологических возможностях. Также уже проведена съемка шести фильмов о достопримечательностях края телеканалом RTG (Russian Travel Guide). Ежегодно в течение последних лет мы выпускаем презентационные издания, цель которых – представление многообразия природного, рекреационного богатства туристских центров Алтайского края, экскурс по особо значимым объектам природного, социально-культурного и хозяйственного характера, информация о развитии туристского и санаторно-курортного бизнеса, оказываемых услугах.

– К примеру, израильские власти выделили в этом году бюджет на пропаганду и маркетинговые инструменты для продвижения своей страны ни много ни мало 208 миллионов долларов. А средств, выделяемых на раскрутку наших туристских регионов, что-то не густо. Может, потому мы по привычке заказываем очередную путевку в Анталию?

– Россия – страна с большой и разнообразной культурой, традициями. В мире не существует прецедентов, когда продвижением турпродукта занималось бы только одно государство. Здесь важна координация усилий всех регионов, общественных и коммерческих структур. Только в этом случае наша страна может стать полноправным участником международного туристского рынка. Участие в выставках показывает, что Алтайский край стал узнаваемым. Но вместе с этим у нас есть проблемы – это «узость» предлагаемого туристского продукта, предложение ориентировано в основном на посещение Алтайского края в летний и зимний периоды. Предстоит выполнить большой объем работы для того, чтобы жители и гости нашей страны, приезжая в Алтайский край, могли получить ставший уже привычным для них зарубежный уровень туристских услуг и обслуживания.

– В прошлом году мне довелось пять раз посетить Алтайский край. И я просто в него влюбился! Грустно, что эти красоты, этот уют на душе, эти замечательные и гостеприимные люди как-то живут сами по себе, вроде и в большой семье, но как-то неполно востребованы…

– Существует поверье, что человек, однажды побывавший на Алтае, возвращается сюда вновь и вновь. Ваш пример наглядно подтверждает правоту этих слов. Эта земля притягивает и не отпускает. Вспомните картины Рериха, который именно в этих местах искал Шамбалу. Наша задача, с одной стороны, сохранить эту красоту во всей ее первозданности, а с другой – удовлетворить все возрастающие потребности туристов. Соблюсти баланс и найти необходимую точку равновесия возможно только благодаря грамотному выстраиванию взаимоотношений между бизнесом и властью. Сегодня туристический комплекс края призван стать сферой дополнительного привлечения капитала в экономику региона, увеличения числа рабочих мест, формирования положительного имиджа территории.

– Вы намерены создать Туристическое информационное представительство Алтайского края в Москве. Что это будет – инструмент в раскрутке региона, механизм взаимодействия с туроператорами и агентствами?

– Создание Туристического информационного представительства Алтайского края в Москве представляет интерес с точки зрения реализации единой информационной политики края в сфере туризма. Постоянное и эффективно действующее в Москве представительство – одно из недостающих звеньев в сложившейся на настоящий момент системе продвижения края и его туристского продукта. Кроме того, в структуре туристического потока нашего региона отчетливо просматриваются два направления: из регионов Западной Сибири и центральной Европейской части России через Москву. Оба турпотока в Алтайский край с каждым годом увеличиваются. Администрация края ежегодно активизирует продвижение региона и его турпродукта на московском направлении. Эффективность этой работы может быть значительно увеличена в результате создания туристического информационного представительства в Москве. Беседовал Алексей РОМАНОВ

Михаил ЩЕТИНИН

Окончил Алтайский политехнический институт и Алтайский государственный университет по специальности юриспруденция. Вице-губернатор Алтайского края, профессор, доктор технических наук.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest