Масленица (потому что снег как масло на блине тает) – самый разгульный из всех русских праздников, сохранившийся практически неизменным с языческих времен.
В последнюю неделю перед Великим постом народ дурачится и угощается от души. Чем громче веселье, тем быстрее придет весна, а с ней сытость, богатство и счастье.
Понедельник начинается в субботу
Каждый день «масленичной» недели жестко расписан и имеет свое специальное название.
К первому – встрече – начинали готовиться еще с субботы. В каждом регионе эта стандартная, в общем-то, церемония имела свой, местный оттенок. Так, в Калужской области хозяйки загодя пекли блины. На Владимирщине ребятишки собирали по всей деревне лапти и каждому встречному задавали вопрос: «Несешь ли Масленицу?» За отрицательный ответ нещадно били лаптями. В Подмосковье все семьи делали из соломы собственную масленицу-снегурочку – соломенную бабу с длинной косой и в сарафане. Куклу потом сжигали в печи. Кое-где дети выбегали в «чисто поле» и звали зимнюю колдунью в гости. Вскоре она появлялась. Огромное, больше человеческого роста, чудище сажали на сани и под гиканье ребятни и звон бубенцов вывозили в народ из ближайшего леска.
Вторник – «заигрыш»
Самый «скучный» день масленичной недели. Народ потихоньку начинает «скучиваться» — на улицу выставляются столы с горячими блинами и пирогами, возводятся снежные крепости, заливаются ледяные дорожки для катания и игры в кегли, устанавливаются качели и карусели. Детям настоящее раздолье. Ребятня «пробует на зуб» ледовые бастионы, катается с гор на санях, ходит в гости и колядует.
Среда – «лакомка»
Начинается настоящий разгул. Практически все жители (кто ряженым, кто просто в праздничной одежде) высыпают из домов на улицу. Дурачатся, насколько хватит фантазии. Особым «почетом» у шутников пользуются молодожены. Чего только им не приходится делать: и «стоять столбами» на улице, и принародно объясняться в любви, и целоваться по первому требованию публики. Особым «цинизмом» отличались владимирцы. Во Владимирской области было принято ранним утром врываться в дом к новобрачным и вытаскивать молодого главу семьи из теплой постели. Уже во дворе экзекуторы закапывали несчастного в снег. Вторая половина должна была выкупить незадачливого муженька из ледяного плена. После чего — целовать столько раз, сколько захотят «зарывальщики».
Доставалось и холостым. В Костроме нежена тым парням привязывали к ноге деревянную колоду. От этого «наказания» (за одинокую жизнь) и откровенных, а зачастую и грубых насмешек, приходилось откупаться блинами, вином и конфетами.
Кульминация праздника приходилась на вечер, когда зятья к теще на блины заезжали. Пир закатывали на весь мир, приглашали гостей, дорогому зятьку ни в чем не было отказа. Основным блюдом, конечно, были блины. Но какие! С икрой, разнообразной рыбой, вареньем, творогом, овощами. Только мяса не подавали: в сырную неделю оно под запретом. Блины и пекли с наполнителем (таким как изюм, например) и начиняли, и делали блинные пироги, смазывая поверхности сладким сиропом или кремом.
Четверг «разгульный»
Изрядно подгулявший народец гоняется на тройках, штурмует снежные крепости, режется в кегли, вышучивает друг друга, летает на качелях (многие девки летали в буквальном смысле, спрыгивая с качелей на землю). Жители близлежащих деревень устраивают кулачные бои «стенка на стенку» или перетягивают канат.
Тещины вечерки
В пятницу мать супруги наносила ответный визит. Обычно зять «зазывает» тещу на блины лично. Но есть исключения из этого правила – некоторые «эстеты» нанимают специальных «зазывал». Считается, что тем самым теще оказываются особые почет и уважение. Правда, на этом знаки внимания заканчиваются. В дом зятя уважаемая теща должна пожаловать со всем своим — вплоть до сковородок и кадушек!
Золовкины посиделки
В cубботу те, кто еще был в состоянии передвигаться, наведывались в гости к родственникам и друзьям. День проходил обычно спокойно – ели, пели песни, перекидывались в картишки. Набирались сил к проводам Масленицы.
Проводы
Воскресное прощание с Масленицей в каждом регионе устраивали по-своему. В Ярославской губернии в сани, на которых чучело провозили по всей деревне, впрягали десять лошадей гуськом. На каждой сидел перепачканный сажей ряженый в разодранном платье. По дороге седоков обливали пивом и водкой, кормили блинами и пирогами.
В Сибири экипаж состоял из трех саней. В санях, что в центре, устанавливали жердь, к верхнему концу которой привязывали колесо. На нем восседала Масленица.
В Калуге обходились без повозок. Сначала Масленицу «под руки» проводили по всей деревне, а потом сажали на носилки. Шествие сопровождала баба, наряженная попом с импровизированным кадилом и помазком. В то время, когда она читала «отходные молитвы», окружающим полагалось плакать и голосить.