Дом-музей известного художника Исаака Левитана расположен в небольшом и колоритном Плесе. Как живет город зимой и чем обворожил он живописцев в далеком 1888 году – в нашем рассказе.
Плес – один из самых маленьких городов России по численности населения. Согласно последней официальной статистике в нем проживает 1826 человек. При этом он каждый год принимает сотни тысяч туристов – это пассажиры круизных теплоходов, группы, едущие по Золотому кольцу, и самостоятельные путешественники. Такими непоседами являемся и мы, вот и приехали в старинный городок на Волге, чтобы увидеть его зимой.
В этом году январь в Центральной России выдался по-настоящему теплым. Улочки и набережная Плеса были покрыты льдом и подтаивающим снегом. Свинцовое небо, ломаный, неровный лед на Волге, и одинокий рыбак под табличкой «Выход на лед запрещен»… На набережной нас встречает оперный певец Шаляпин, сидящий на лодке. Скульптуру, установленную в 2020 году, создал народный художник России Александр Рукавишников. Людей немного, уличная ярмарка, часть кафе и гостиниц закрыты до начала полноценного туристического сезона.
В Мемориальном Доме-музее И. И. Левитана, ежегодно принимающем 50 тысяч посетителей, мы оказались впервые. С нас взяли по 250 рублей за вход, выдали бахилы и отправили осматривать экспозицию.
Исаак Левитан оказался в Плесе в далеком 1888 году, по сути, случайно. Он с друзьями-художниками, Софьей Кувшинниковой и Алексеем Степановым, путешествовал по Волге и выбирал место для работы на пленэре. Кувшинникова потом писала: «Плес сразу нас обворожил. Привлекла нас больше всего та маленькая деревянная церквушка, которую потом не раз принимались писать и другие художники, да и вообще городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим».
Эта деревянная церковь будет изображена Левитаном на картине «Над вечным покоем», которая сейчас выставлена в Третьяковской галерее. Интересно, что пейзаж в этом произведении написан в другом месте – под Вышним Волочком, на озере Удомля. Церковь сгорела в 1903 году, а сейчас на ее месте стоит другая, Воскресения Христова, привезенная сюда в 1982 году из села Билюково Ивановской области. Она тоже старинная – 1699 года. А сама гора теперь носит имя Левитана.
ЛЕВИТАН ОКАЗАЛСЯ В ПЛЕСЕ, ПО СУТИ, СЛУЧАЙНО, ПУТЕШЕСТВУЯ С ДРУЗЬЯМИ-ХУДОЖНИКАМИ ПО ВОЛГЕ И ВЫБИРАЯ МЕСТО ДЛЯ РАБОТЫ НА ПЛЕНЭРЕ.
Жили художники в доме купца Андрея Солодовникова, в мезонине. Здесь они обосновались в двух комнатах, спали на набитых сеном мешках. На следующий год друзья приехали сюда снова. К этому времени владелец дома обставил комнаты мебелью.
Среди представленных в музее вещей можно увидеть этюдник Степанова и охотничью сумку Левитана. В комнате Софьи Петровны стоит фортепиано – она играла на нем по вечерам Бетховена, Шопена, Чайковского… А сам Левитан пел романсы под гитару – говорят, у него был красивый баритон.
Софья Петровна была известной в столице женщиной. Ее мужем стал полицейский врач Дмитрий Кувшинников, а в гости к ним заглядывала «вся Москва»: актеры, певцы, художники… Захаживал к ним и Антон Павлович Чехов, друживший с Левитаном. Хозяйка дома занималась живописью, хорошо у нее получались цветы, одна из ее картин даже находится в Третьяковской галерее. Кувшинникова училась у Левитана, поэтому с радостью поехала с ним и Степановым на этюды. В Саввинской слободе под Звенигородом, по мнению писателя Королевой Ю. А., начался их восьмилетний роман с Левитаном.
Неграмотный народ в рязанской провинции, куда летом приехала компания, с опаской относился к художникам. «Они ходили за нами толпой и разглядывали, как каких-то ацтеков, ощупывали нашу одежду и вещи… Когда же мы принялись за этюды, село не в шутку переполошилось… Собрали сход, почему-то даже стали называть нас: “лихие господа”», – вспоминала Софья Кувшинникова. Пришлось им оттуда уехать. В Плесе местные жители тоже поначалу отнеслись к ним с подозрением, но потом привыкли.
Левитан был заядлым охотником. Однажды в Плесе он, видимо в шутку, застрелил чайку и потом ругал себя за это. Он бросил ее к ногам Кувшинниковой, раскаиваясь в своем «скверном поступке». По мнению Кувшинниковой, эту историю Антон Чехов использовал при написании своей бессмертной «Чайки».

Экскурсия по музею. Здесь воссоздан уголок мастерской Левитана в Москве, в доме купца С. Т. Морозова.
ЛЕВИТАН БЫЛ ЗАЯДЛЫМ ОХОТНИКОМ. ОДНАЖДЫ
В ПЛЕСЕ ОН, ВИДИМО В ШУТКУ, ЗАСТРЕЛИЛ ЧАЙКУ
И БРОСИЛ ЕЕ К НОГАМ СОФЬИ КУВШИННИКОВОЙ.
На основе плесских впечатлений Левитан создал более 40 выдающихся произведений: «Тихая обитель», «Осень. Мельница», «Вечер. Золотой Плес» и другие. Всего за три летних сезона он сделал
200 этюдов и набросков. Он быстро стал известным художником, про него говорили: «Плес прославил Левитана. Левитан прославил Плес». К сожалению, он рано умер, немного не дожив до 40 лет, из-за тяжелого заболевания сердца.
ТЕКСТ: АНТОН СЕМЕНОВ
ФОТО: АНТОН СЕМЕНОВ / ПОЛИНА КУДРЯШЕВА / МЕМОРИАЛЬНЫЙ ДОМ-МУЗЕЙ И. И. ЛЕВИТАНА / АННА СКВОРЦОВА