Любить Россию — как?

21.03.2019 | Статьи

На три дня погрузиться в состояние «Вот это да!» и выйти из него напрямую к вдохновению и энергии — это тот путь, который мне удалось пройти на XIV Международной туристической выставке «Интурмаркет» и форуме «Россия событийная», которые завершились в Москве на прошлой неделе. И попытаться ответить на вопрос, вынесенный в заголовок.

— Наглядно и эмоционально

Как и любая выставка, «Интурмаркет» — это, прежде всего, коммуникационная площадка. Здесь встречаются все звенья туризма: авторы маршрутов, хозяева территорий, туроператоры и сами туристы. Выставка пестрит предложениями: каждый регион стремится показать свои богатства.

Вот жители Алтая с блеском в глазах, как зачарованные, рассказывают про красоты своего края. Вот калмыки угощают соленым чаем. Вот крымчане дарят кусочек солнца на курортных фотографиях. Выставка получилась красивой и информативной. Эмоции в стиле «Ах!» постепенно стали складываться в голове в конкретные маршруты для будущих путешествий.

Особый интерес представляла для меня деловая программа форума. Она опубликована на сайте выставки, и, безусловно, каждый профессионал туризма смог найти в ней что-то полезное для себя. Я же расскажу о событиях, наиболее важных широкому кругу читателей. И особенно, создателям туристических событий.

— Эффектно и содержательно

Одним из таких событий, на мой взгляд, стал круглый стол «Региональные турпродукты на раз-два-три. Рецепты удачных проектов: туристические события, маршруты, сувениры». Это была трехчасовая презентация удачных решений в сфере внутреннего туризма. Один за другим выходили люди из разных регионов России и показывали, какие площадки, маршруты и фестивали они смогли создать в своей области, ради чего стоит ехать к ним.

Оказалось, что в Екатеринбурге, например, проходит 450 (вдумайтесь в эту цифру!) событий в год. В Удмуртии придумали тракторный биатлон, поиграть в который съезжаются даже из-за пределов этого региона. Под Кировом процветает единственный на всю Россию «Заповедник сказок». А «Сырмарка» во Владимирской области разрослась до таких масштабов, что туда едут дегустировать сыры со всей страны.

Выступления были эффектными. Целый пул удачных проектов за три часа — это вдохновило. Днем позже та же публика встретилась на форуме «Россия событийная». И здесь опытные коллеги поделились секретами своего успеха, причем в конкретных цифрах, схемах, алгоритмах, лайфхаках.

Например, из выступления коммерческого директора фестиваля «Дикая мята» Адриана Хмельницкого мы узнали, что фестиваль, бюджет которого сегодня составляет 85 миллионов рублей, начинался когда-то с 500 тысяч. Развивался от бесплатного входа и до пакетных предложений для всей семьи: от городского эвента и до всероссийского многодневного фестиваля на природе. Как это произошло? Об этом и говорил Адриан.

«Начните с определения финансовой цели вашего события. Разбейте всех потенциальных спонсоров на категории (автопартнеры, детская тематика и прочее). Для каждой категории составьте перечень возможных партнеров: от наиболее вероятных до теоретически подходящих. Подготовьте несколько коммерческих предложений: на разные суммы, с разной степенью интеграции. Это будет основа для дальнейшей работы. Потом нарисуйте красивую презентацию своего проекта: больше фото, много цифр — только конкретика, покажите масштаб и уникальность события. И обязательно подготовьте эмоциональный проморолик. Эту презентацию и ролик (не коммерческое предложение!) отправляйте индивидуально в каждую компанию, с которой хотите работать. Назначайте встречи. Для каждой из них адаптируйте презентацию: предлагайте, как именно интегрировать спонсора в ваш проект. Ищите точки пересечения: чем ваш фестиваль может быть полезен партнеру? На площади этого пересечения и работайте. Предложите несколько вариантов сотрудничества. Когда договоритесь, очень четко исполните все свои обещания и презентуйте спонсору красивый отчет по итогам фестиваля. Да, все это трудоемкая работа для целого штата специалистов. Но именно этот алгоритм действий ведет фестиваль «Дикая мята» к росту всех желаемых показателей вот уже 13 лет», — рассказал Адриан.

Безусловно, создать качественный продукт — главное в сфере событийного туризма. Однако не менее важно донести информацию о нем до целевой аудитории, сделав это так, чтобы люди приехали. Эксперт по маркетингу и работе с комьюнити Ася Репрева рассказала об одном весьма эффективном инструменте пиара, который к тому же не требует рекламного бюджета. Это комьюнити. Суть инструмента заключается в том, что вокруг события создается некое сообщество единомышленников, фанатская трибуна, если угодно. И эти люди добровольно и широко несут в массы самую доброжелательную информацию о фестивале. Кто они? И как объединить их вокруг своего ивента?

«Важно иметь с аудиторией отношения чуть более глубокие, чем у продавца с покупателем. Нужно предлагать человеку не досуг и разовые эмоции, а решать более духовные задачи. Возможно, кто-то из людей, близких к вашему событию, хочет попробовать себя в качестве журналиста, кто-то возможно готов участвовать в организации отдельного ивента, кому-то любопытно попробовать себя в продюсировании. Таким людям, помимо продажи билета на фестиваль, можно предложить площадку для реализации их желаний. Можно провести конкурс фестивальных анонсов, брейнсторминг на тему ивентов и приглашенных звезд. И пригласить этих людей к активному участию, дать им возможность реализоваться. Тогда привязанность к проекту будет гораздо глубже, потому что здесь реализуется не материальная базовая их потребность, а духовная», — объяснила Ася.

И добавила: «Комьюнити страхует проект во всех смыслах. Именно от сообщества единомышленников вы получите обратную связь о программе и организации события, именно они будут первыми сообщать ваши новости на своих страничках, именно они окажутся вовлечены в вашу работу и станут искренне помогать вам создавать фест. Если сегодня вы не создадите комьюнити вокруг своего проекта, то завтра вас опередят конкуренты. Ведь не так сложно аудиторию привлечь, как удержать ее».

Разумеется, привлечь и удержать аудиторию сегодня активно помогают digital-инструменты, о которых подробно рассказал управляющий партнер коммуникационной группы «Гуров и партнеры» Филипп Гуров.

«Используйте интерактивную инфографику, создавайте виртуальные туры, заинтересуйте участников дополненной реальностью и геймификацией. На месте проведения эвента можно размещать цифровые поверхности и голограммы, обеспечивать телеприсутствие популярных персон. Эти инструменты могут быть органично вписаны в вашу PR-стратегию. Тогда они не только обеспечат широкое информирование людей о событии, не просто создадут эффект присутствия, но смогут вовлечь публику в создание эвента, гарантируют долгосрочный интерес к нему», — объяснил Филипп.

И показал убедительную презентацию с примерами того, как сегодня используются digital-инструменты в сферах внутреннего и событийного туризма. Конечно, digital — тема сложная для понимания теми, кто не имеет технического образования. Зато сама мысль о необходимости такого инструментария весьма доступна. И, к счастью, есть профессионалы в этой сфере, которых можно приглашать к сотрудничеству. Филипп Гуров — один из них.

Более простую, казалось бы, тему подняла ведущий специалист по брендингу в России Ана Мавричева. «Мне все равно, что продавать, — амбициозно заявила Ана на старте знакомства с аудиторией форума».

И уточнила: «Вы тоже сможете продвигать что угодно. Через личный бренд! Просто делайте это грамотно».

А «грамотно», в понимании Аны, значит, системно и без излишеств. Ведите соцсети самостоятельно, публикуйте на своих страницах «сериал» о вашей деловой жизни. Покажите, как вы создаете свои невероятные ивенты. Пригласите подписчиков поучаствовать в этом процессе. Увлеките, влюбите, пригласите на свое событие. И начните, разумеется, с того, чтобы подписаться на тех, кто уже умеет продвигать личный бренд эффективно. Например, на саму Ану.

Еще об одном полезном инструменте продвижения туристического события, видеоконтенте, рассказал режиссер Максим Муссель. «Чтобы снять красивый ролик о вашем событии и оперативно выложить его в сеть, не нужно нанимать команду операторов и монтажеров. В большинстве случаев вы сможете сделать это сами, на свой мобильный. Сегодня на смартфоны снимают не только проморолики, клипы, журналистские сюжеты, но даже полнометражные фильмы, которые выходят в массовый кинопрокат. Технологии давно позволяют это делать. Так что преодолейте в себе лень и страх того, что вы не умеете снимать, и просто пробуйте», — призвал Максим.

И тут же подсказал несколько лайфхаков для хорошей съемки:

1) Возьмите телефон горизонтально.

2) Держите его двумя руками, чуть наклонитесь вперед и, если требуется идти, то идите на полусогнутых ногах (согласен, со стороны — та еще картина, но это даст вам относительно стабильное изображение без тряски.

3) Снимайте каждый план с запасом: от 5 секунд и дольше. Включите камеру чуть до начала действия, выключите не сразу после. Лишнее легко обрезать.

4) Любой план снимайте в несколько дублей и с разных ракурсов.

5) Уходите в авиарежим перед началом съемки, чтобы она не прервалась звонком в самый неподходящий момент.

6) И, конечно, смотрите больше роликов и фильмов, постарайтесь разобраться в языке кино. Ищите образы, которые будут передавать эмоции и состояния.

«Таким нехитрым способом снимайте анонсы своих фестивалей, репортажи с них прямо во время проведения и, конечно, отчеты. Монтируйте в телефоне или на планшете с помощью интуитивно понятных программ, таких как iMovie или Luma Fusion. И, поверьте, это принесет вам гораздо больше пользы, чем сто текстовых постов о фестивале», — заключил он.

Особое время на форуме отвели под дискуссию о взаимодействии создателей туристических продуктов с туроператорами – то есть с теми, кто способен десятками, сотнями и тысячами привозить туристов на фестивали. Итогом дискуссии стал перечень вопросов, на которые должен дать ответ автор маршрута или события для того, чтобы туроператор стал с ним работать.

Вот он:

1) Где и когда будет эвент, на который приглашаете туристов?

2) Что в программе события? Предусмотрен ли спецтур по фестивалю для групп, привезенных туроператором-партнером? Если да, то что конкретно в него входит?

3) Какова инфраструктура события: парковка, туалеты, размещение на ночь, организация питания? Все это туроператор должен понимать не позднее, чем за полгода до фестиваля (а некоторые компании запрашивают информацию еще раньше).

И если всюэту фактуру дать вовремя, да еще и сопроводить красивыми фото и эмоциональным видео, вероятнее всего, сотрудничество состоится: туроператор сформирует предложение для туриста и обеспечит вам поток гостей. Но здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали: важно не обмануть ожидание партнеров и туристов и сделать по-настоящему качественное событие.

— Откровенно

Участники выставки «Интурмаркет» и форума «Россия событийная» — это, совершенно очевидно, патриоты своих регионов и страны в целом. Разумеется, они были настроены сказать и показать лучшее, что у них есть. И все же хотелось узнать, какие существуют проблемы при реализации проектов, что мешает развиваться туристическим маршрутам, в чем сложность создания турсобытий. Впрочем, об этом они тоже говорили откровенно.

Основной сложностью у создателей туристического продукта была и остается проблема интеграции спонсоров. Зачастую хорошие проекты пропадают из-за неумения найти под них финансирование. Вторая проблема — продвижение событий.

Случается, что ресурсов хватает на то, чтобы создать фестиваль, но не хватает профессионалов, чтобы донести информацию о нем до простого человека, жителя России, который на время оставит свой быт и поедет за впечатлениями.

Некоторые собеседники в качестве третьей сложности отметили, что не могут добиться поддержки местных властей.

Форум «Россия Событийная» не был проблемным: не стояло цели обмусоливать те трудности, которые существуют в сфере внутреннего и событийного туризма. Организаторы, ФРОС Region PR, пошли дальше, сделав форум образовательным. Не переливая из пустого в порожнее, они сразу предложили варианты решения всем известных проблем. Описанный выше дискурс — говорит сам за себя: решение есть у любой проблемы. Надо просто внимательно наблюдать за чужим опытом и разумно «примерять» его на себя.

Финальным выступлением на форуме стала презентация председателя Правления ФРОС Region PR Геннадия Шаталова «Алгоритм создания и продвижения туристического события». Пересказать ее в двух словах решительно невозможно. Но, пожалуй, можно создать о ней представление через ключевую цитату.

«Ваше событие должно объединять интересы туристов, местного бизнес-сообщества, инвесторов, администрации территории, ее политических лидеров, лидеров мнений и, конечно, местного населения. Любое событие будет ничтожным, если оно не развивает территорию. Создавая что-либо, мы должны понимать, как оно вписывается в менталитет нашего народа, что несет для него, какие ценности предлагает», — объяснил Геннадий Шаталов.

Конечно, презентация содержала массу прикладных советов о том, как создать событие и его бренд, как найти свою аудиторию и стать для нее полезным. Пожалуй, эту лекцию стоило ставить в расписание отдельного дня, увеличивать до 2 часов теории и сопровождать объемным практикумом. В таком формате эта презентация, надеюсь, тоже случится когда-нибудь. И, может, довольно скоро.

А пока приятно отметить, что лидер отрасли заставляет нас посмотреть на то, чем мы занимаемся, не как на ремесло, а как на дело жизни, у которого есть идея и миссия.

Источник



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest