“Сюда приезжают те, кто понимает” – эту фразу за короткое время пребывания в Домбае нам довелось услышать едва ли не десяток раз. В ней явно читался оправдательный подтекст: мол, да, не Куршевель мы, нет у нас пока пятизвездных шале и умопомрачительных “апре-ски” с участием олигархов, политиков и звезд российской эстрады. Но эта самокритичная оценка проскальзывала в словах коренных обитателей Домбая скорее по инерции. Есть уже в Домбае и гостиницы, уровень сервиса в которых соответствует если не пяти, то уж четырем звездам точно. Есть и ночные клубы с боулингами. Есть и перспективы развития горнолыжного курорта – они держатся, прежде всего, на новеньких опорах гондольной канатной дороги, строительство которой должно завершиться к следующему горнолыжному сезону.
Вторая молодость Домбая
О Домбае в последнее время говорят мало. Немодным он стал. Вот Красная Поляна – другое дело. Тут вам и Путин с официальными и прочими визитами. И федеральные программы с цифрами такими, что альпийским курортам не снились. И “Рэдиссон”, и “Газпром”, и Сочи-2014, и реклама коттеджей на московских перетяжках… Филиал Рублевки, ни дать ни взять.
Только до Куршевеля с Шамони Красной Поляне все равно пока далеко. Да и сезон горнолыжный в окрестностях Сочи коротковат: в конце марта лыжи уже можно зачехлять. А в Домбае катаются до июня, на высотах таких, что дух захватывает. Если главные трассы Красной Поляны расположены на двух с небольшим тысячах метров, то в Домбае высоту 2266 называют “нижней точкой”: отсюда лишь начинается подъем к основной зоне катания.
Поэтому в Домбай едут те, кто понимает, и те, чье сердце оставлено в домбайских горах очень давно – в те еще времена, когда “лыжи у печки” стояли в каждом бобинном магнитофоне “Днепр”. Но сказать, что Домбай сегодня привлекает, в основном, ностальгирующих людей предпенсионного возраста, было бы большим преувеличением. Скорее, наоборот, это один из самых молодых курортов России по составу отдыхающих. Первая, и главная, тому причина – дешевизна. По среднему уровню цен Домбай значительно выигрывает даже у горнолыжных курортов Болгарии, не говоря об Австрии или Франции. Поэтому с началом сезона сюда тянутся вереницы “студенческих” поездов: молодые и не слишком обеспеченные компании едут в Домбай за романтикой и экстримом.
Еще одна причина популярности карачаевского горнолыжного курорта у молодежи – разнообразие трасс, в том числе – наличие самых сложных. Мода на экстремальные виды спорта, охватившая “поколение next”, заметно “омолодила” Домбай. Горнолыжные спуски оживились кислотными красками современных комбинезонов, а лексика старых домбайских инструкторов запестрела модными иностранными словечками типа “фрирайд” и “джиббинг”.
Но молодежь бывает разная, в том числе и “золотая”, которой подавай пятизвездочные апартаменты и обслуживание по VIP-классу. И вот здесь Домбай, издавна считавшийся демократичным курортом, совершил за последние 2–3 года просто грандиозный рывок.
Чего изволите?
Говорят, самым влиятельным и главным энтузиастом Домбая был Председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. Многие из инструкторов помнят его визиты в Домбай и благодарно замечают, что если бы не Косыгин, курорта в этом сказочном месте могло бы вообще не быть. Именно он дал мощный толчок к развитию здесь курортной инфраструктуры – в те далекие советские времена, когда туризмом, по большому счету, не занимался никто.
По живущей в Домбае легенде, которая вполне похожа на правду, полноценный горнолыжный курорт здесь появился как “алаверды” Косыгина финскому президенту Урхо Кекконену. Однажды лидеры, которых, кроме межгосударственных, связывали и дружеские отношения, встретились в Финляндии, и президент Кекконен пригласил Косыгина на лыжную прогулку. Прознав таким образом о пристрастии “финского друга” к лыжам, Алексей Николаевич решил во что бы то ни стало порадовать его схожей прогулкой во время ответного визита. Но вот беда: курорта, на котором было бы не стыдно принять такого гостя, в Советском Союзе тогда не было. Требовалось срочно его создать, и выбор пал на Домбай, куда раньше ездили в основном альпинисты и немногочисленные туристы-дикари. Так в 60-х годах прошлого века решением партии и правительства в Домбае был объявлен горнолыжно-строительный бум.
Кекконен не раз приезжал в эти места, катался на домбайских склонах и даже прошел, как утверждают старожилы, вместе с Косыгиным по знаменитому всесоюзному туристскому маршруту № 43 – от Домбая через Клухорский перевал к самому Черному морю, в Сухуми. В благодарность за радушный прием финский президент передал курорту щедрый подарок – знаменитую высокогорную гостиницу-“тарелку”, которая стала своеобразной визитной карточкой Домбая.
Так что высоких гостей здесь принимать умели, и нынешнее поколение освоителей Домбая старается не уступить прошлому. Время реформ Домбай, как и все российские курорты, пережил непросто. Старые гостиницы ветшали, денег на строительство новых не было, но курорт, как мог, поддерживал свое реноме и даже в самые суровые времена принимал туристов на достаточно высоком уровне. Сегодня же курорт переживает новый строительный бум. Как грибы после дождя растут уютные мини-отели, выдержанные, что важно, в одной “горной” стилистике, создающей ощущение тирольской деревушки: разноцветные черепичные крыши, мансардные окна, деревянные элементы отделки стен…
– Сегодня частные инвесторы, к счастью, начали понимать, что надо думать не только о выразительности своего строения, но и об общей стилистике всего курорта, – замечает владелец частного отеля “Арючат” и опытный горнолыжный инструктор Руслан Боюнсузов. – Человек, приехавший к нам на отдых, должен чувствовать себя гостем всего Домбая, а не одной отдельно взятой гостиницы.
Мини-отели соревнуются между собой в уровне комфорта. Спутниковое телевидение, душевые кабины, кондиционеры уже в порядке вещей. Самые прогрессивные хотельеры вводят у себя питание по системе “шведский стол”, самые богатые находят место для крытых бассейнов и фитнес-залов. Сауны тоже есть практически везде.
Возможность угодить любому капризу клиента, конечно, важный результат строительной “революции” в Домбае, но не главный. Главным ее завоеванием стал тот факт, что, как декабристы Герцена, частные предприниматели Домбая “разбудили” власти Карачаево-Черкесии и привлекли на курорт мощных инвесторов. Ведь горнолыжный комплекс – это не только комфортабельные отели, но и куда более дорогостоящие объекты инфраструктуры. Такие, например, как подъемники. Ни одному мелкому частнику такой проект не потянуть, а в рамки целевых федеральных программ Домбай, в отличие от Красной Поляны, пока не вписался. Видимо, потому, что Путина здесь еще не было.
Но лед тронулся: в Домбае начато строительство гондольного подъемника, и его ввод должен положить конец очередям у маятниковой канатной дороги, в которых лыжники вынуждены проводить значительную часть своего отпуска. Подъемник строится уже на государственные деньги: финансирование проекта взял на себя бюджет Карачаево-Черкесской Республики. Приятно также, что не стали мелочиться, остановив выбор на продукции знаменитой австрийской фирмы Doppelmayer.
Как только была установлена первая опора, с рынка мигом исчезла вся домбайская недвижимость. Купить здесь сейчас готовый отель или просто право долгосрочной аренды участка под застройку нереально. Собственники знают, что с появлением гондольной канатной дороги инвестиционная привлекательность Домбая вырастет в десятки раз, потянув за собой, соответственно, и цены. Это значит, что через пару-тройку лет мы получим еще один вполне конкурентоспособный горнолыжный курорт. Не Красной Поляной единой, как говорится.
Лыжный разгуляй
В чем Домбай уже сейчас может смело конкурировать с зарубежными курортами, так это в национальном колорите. Кавказское гостеприимство, давно ставшее притчей во языцех, здесь превращено в настоящее непрекращающееся шоу. Стоит въехать в поселок, и ты словно оказываешься в центре не то Сорочинской ярмарки, не то восточного базара, брызжущего всеми мыслимыми красками на фоне белоснежных гор. Продавцы здесь не так навязчивы, как в Турции или Египте, но создаваемая ими атмосфера праздника и доброжелательности приводит на первых порах туриста в замешательство. Хочется купить и попробовать все, и соблазн потратить все деньги, включая отложенные на обратную дорогу, становится ужасающе велик.
Кстати, дорога в Домбай не так сложна, как уверяют противники развития этого курорта. Да, ближайший аэропорт не в 40 минутах езды, как от Красной Поляны, а в 2,5 часа – в Минеральных Водах. Тем не менее каждый уик-энд в Домбай выдвигаются колонны автобусов с курортниками из кавминводских санаториев: экскурсии сюда организуют практически все здравницы и турагентства. И сама по себе дорога в Домбай – это уже полноценное начало отпуска, особенно, если путь лежит не через Черкесск, а через Кисловодск и перевал Гум-баши. Любуясь горными пейзажами за окном, перестаешь замечать время. На вершине перевала устроена смотровая площадка, откуда открывается изумительный вид на Большой кавказский хребет и высочайшую вершину Европы – Эльбрус. А еще на этой площадке есть маленький туалет, который, вероятно, может претендовать на звание самого высокогорного “сортира” Европы.
Оказавшись в уютной “чаше” Домбая зимой, становишься причастным к большому лыжному разгуляю. Среди вывесок “Настоящий карачаевский шашлык”, “Лучший шашлык на Домбае”, “Хычины – пальчики оближешь!” и тому подобных, чаще других встречаются надписи “Прокат лыж”. Количество пунктов проката лыж, сноубордов и снаряжения не столько радует, сколько озадачивает: создается впечатление, что на каждого отдыхающего здесь приходится по одному такому пункту. Но зато совершенно ясно, что приехать в Домбай можно налегке. Комбинезон, ботинки, лыжи, сноуборды – все это можно взять напрокат не только в низине, в жилом поселке, но и на конечных станциях канатных дорог, и даже на самой вершине, непосредственно в зоне катания.
Особая каста – домбайские инструктора. Об этих гуру горнолыжного спорта слагают легенды, “чайники” передают их друг другу “по наследству”, раздавая знакомым восторженные рекомендации и записывая телефоны. Некоторые инструктора, как наш провожатый Руслан, со временем уходят в бизнес, строят собственные отели, благо, сейчас это стало, наконец, приносить достойные прибыли. Но начинали они работать в Домбае не за этим, и здесь же, вместе с курортом, пережили самые трудные времена, когда казалось, что туристская слава Домбая закатилась навсегда.
– Видел когда-нибудь инструктора без зубов? – подначивает Руслан коллегу, встреченного на верхней площадке маятниковой дороги. – Ну-ка, Расул, улыбнись фотографу!
– Да с вами тут разве заработаешь на зубы? – отшучивается Расул Джукаев и растягивает в улыбке беззубый рот.
Вот так и живут.
Домбайская сказка не ограничивается зимними месяцами, и с наступлением лета сюда приходит новый сезон. Разморенные жарой горожане бегут в Домбай – за желанной прохладой, за кристальной синевой горных озер и пьянящим запахом трав. В этом смысле Домбай действительно уникальный курорт, здесь практически нет “низкого сезона”. Едва проходит пик новогодних каникул, курорт готовится к новой волне заездов, поскольку самыми лучшими месяцами для катаний на лыжах здесь считаются март и апрель. Потом наступают майские праздники, и Домбай снова привлекает туристов возможностью совместить лето и зиму: внизу уже по-летнему жарко, а на вершинах лежит снег и по-прежнему катаются лыжники. С июня начинается пора пеших и конных походов, “просыпаются” скалолазы. А уже в конце октября в Домбай приезжают первые лыжники.
В советское время Домбай ежегодно принимал около миллиона туристов. Сейчас точная статистика, увы, не ведется, но по разным оценкам, число людей, отдохнувших здесь в 2005 году, колеблется в пределах 250-300 тысяч. То есть, до советских рекордов Домбаю еще далеко.
Причины лишний раз перечислять не нужно: это и падение “железного занавеса”, и последовавший за ним тотальный проигрыш российских курортов зарубежным по критерию “цена/качество”. Однако как раз этот критерий сегодня позволяет Домбаю резко набирать обороты. Удерживая цены на низком уровне, этот курорт стремительно развивает свою инфраструктуру. Достойные базы размещения уже есть, новая канатная дорога строится. Что еще нужно? Пожалуй, отремонтировать дороги в поселке, улучшить освещение, объединить, наконец, в единую систему подъемники, чтобы можно было продавать нормальные ски-пассы. А если не объединить, то хотя бы договориться между собой хозяевам этих подъемников.
Задачи, как видим, серьезные, но вполне решаемые. И вернуть Домбаю славу курорта-миллионника – реальная перспектива. Нужно только чтобы предпринимателям не мешали. И чтобы московские чиновники от туризма вспомнили, что кроме Красной Поляны и Тобольска, где побывал Путин, в России есть еще достойные и любимые народом курорты. Или чтобы Путин побывал и в Домбае. Одно из двух.
Тогда, глядишь, и появится долгожданный тоннель, который свяжет короткой дорогой Кавминводы с Черноморским побережьем Кавказа. А это станет и для Домбая, и для Приэльбрусья, и для самих Кавминвод началом новой жизни, где счет туристам будет вестись уже не миллионом, а миллионами.
Хасан Глоов
Как доехать
При поездке в Домбай удобнее всего воспользоваться трансфером от ж/д вокзала или аэропорта, который предлагают практически все турагентства и гостиницы. Расстояния от транспортных узлов до курорта довольно велики, рейсовые автобусы ходят нерегулярно, а такси обойдется гораздо дороже трансферной услуги, которая часто входит в стоимость путевки.
На автомобиле
Дорога из Москвы в Домбай начинается с федеральной трассы М4 “Дон” – четырехрядной практически на всем протяжении до Ростова-на-Дону. Дальше дорога до Кропоткина сужается до двух рядов, и путь осложняется довольно плотным потоком грузовиков. С Кропоткина до станицы Кочубеевская Ставропольского края идеальная четырехрядная дорога с разделительным ограждением. Въезд на территорию домбайского заповедника платный – 50 рублей с легковой машины.
На автобусе
Автобусы “Москва–Домбай” отправляются раз в неделю от станции метро “Красногвардейская”. Однако с учетом расстояния, которое вам придется преодолеть сидя в автобусном кресле, удовольствие это весьма сомнительное.
На поезде
Ближайшая к Домбаю крупная ж/д станция – город Черкесск. Расстояние от Москвы 1755 км, от Домбая – 100 км. Ежедневный прямой поезд только один: № 41 “Москва–Усть-Джегута”, отправляется с Курского вокзала столицы. Время в пути – 38,5 часа. Стоимость купейного билета – 2250 руб.
Расстояние от ж/д вокзала Невинномысска до Домбая – 170 км, но дорога из Москвы займет значительно меньше времени. Например, поезд №4 “Москва–Кисловодск”, отправляющийся с Казанского вокзала, доезжает до Невинномысска всего за 23 часа 34 минуты. Однако и билет стоит значительно дороже: 3200 рублей.
На самолете
Ближайший крупный аэропорт – Минеральные Воды. Расстояние из Минвод до Домбая – 230 км. Самые доступные тарифы по маршруту Москва–Минводы–Москва на момент подписания этого номера предлагала а/к “Сибирь”: 6333 рубля с учетом всех налогов и сборов. Таким образом, добраться в Домбай по воздуху можно не только гораздо быстрее, но и дешевле, чем на поезде.
Домбай – это Кавказ, поэтому двух мнений по поводу того, какой кухне отдать предпочтение, быть не может. Шашлык, шашлык и еще раз шашлык. Особенно яркие впечатления приносит употребление этого замечательного продукта в высокогорных кафешках, каких на домбайских склонах немало. Шашлык можно есть на высотах 2250, 2800 или даже 3012 метров над уровнем моря. Многие заведения оборудуют специальные веранды “над пропастью”, с которых открываются особенно захватывающие горные пейзажи.
Домбайский “фаст-фуд” представлен в основном хычинами – очень вкусными, с мясом, сыром и другими ингредиентами.
Где остановиться
Гостиница “Крокус” ***
Модная гостиница, оборудованная по лучшим стандартам “парк-отеля”.
Инфраструктура: ночной клуб с вечерней шоу-программой, кальян-бар, бассейн с искусственной волной и гидромассажем, сауна, бильярд, игровые автоматы, ресторан, конференц-зал, турецкая баня, фитес-клуб, прокат горных велосипедов, трансфер.
Стоимость: от 1900 руб.
Тел.: (87872) 58-182, 58-383
www.krokus-dombai.ru
Гостиница “Домбай”
Инфраструктура: кафе национальной кухни, чайная, магазин, русская баня, диско-клуб, бильярдный зал с пивбаром.
Стоимость: от 1500 руб.
Тел.: (87872) 58-169, 58-225
Гостиница “Горные вершины”
Самое заметное здание в поселке, выдержанное в стилистике советского “Интуриста”.
Стоимость: от 1600 руб.
Тел.: (87872) 58-236, 58-230.
Гостиница “Арючат”
Ближайшая к подъемникам
гостиница.
Инфраструктура: ресторан, внешнее кафе над рекой, сауна, прокат лыж, саней.
Стоимость: от 2000 руб.
Тел.: (87872) 58-242,
Моб. тел. администратора:
8 (928) 389-03-08,
Гостиница “Солнечная долина”
К настоящему времени реконструирована и считается элитной базой размещения в Домбае.
Стоимость: от 2000 руб.
Тел.: (87872) 58-269, 58-268
Тел. моб.: 8 (905) 467-46-76, 8 (928) 313-96-98.
Гостиница “Тарелка”
Причудливая конструкция, установленная в 1979 году прямо на склоне, на высоте 2250 метров и ставшая визитной карточкой Домбая.
Стоимость: от 48 у.е.
Тел. моб.: 8(928) 308-63-04, 8(928) 387-43-95
Что купить
Фирменный домбайский сувенир – изделие из овечьей шерсти, ручной, разумеется, работы. Поддавшись веяниям моды, местные мастера начали явно злоупотреблять кислотными цветами: шерстяные развалы Домбая атакуют непривыкшего покупателя лимонными, ярко-розовыми, ультрамариновыми красками. Однако, присмотревшись повнимательнее, можно найти приличный шарф или свитер нерадикального цвета.
Расцвет “Kрокуса”
Горнолыжный сезон еще не закончился, но уже можно смело подводить его итоги. В этот раз особое внимание хочется уделить одному из старейших отечественных курортов – Домбаю. Во-первых, в январе там прошло самое яркое горнолыжное событие сезона – чемпионат России по фри-райду. Во-вторых, наконец-то начали монтировать новую линию современного австрийского гондольного подъемника. Работы планируют завершить к декабрю. Так что есть надежды, что главная проблема всех отечественных горнолыжных курортов – очереди на подъемник — уйдет в прошлое.
В-третьих, после годичной реставрации вновь открылся самый большой отель Домбайской поляны – “Крокус”. В ста метрах от склона появилось казино, бассейн с талой водой, цивилизованная дискотека… но главное, “Крокус” стал базовым отелем для heliski! Так что теперь прокатиться с окрестных вершин на доске или лыжах, десантировавшись туда на вертолете, могут не только “свои” и спортсмены, но и любой желающий “с улицы”.
Вот что нам рассказал владелец отеля “Крокус” Саид Аджиев:
– К реконструкции отеля мы подошли основательно: поменяли все – от фасада до сервиса. Изюминка “Крокуса” – новый СПА-центр. Он обошелся нам в достаточно круглую сумму, и, поверьте, он того стоит. Скраб, массаж, обертывание: хотите шоколадное, хотите – водорослевое (отлично способствует уменьшению жировых отложений и ликвидирует застой жидкости в межклеточном пространстве). Есть даже бассейн с талой водой. Еще в “Крокусе” открыли современный кинозал, есть русские и турецкие бани, ночной клуб, казино, бильярдный зал, кальян-бар…
В обновленном большом 18-метровом бассейне – гейзеры, подсветка, итальянская мозаика.
При этом та цена, которую мы объявили три года назад, до сих пор остается в силе, и осенью можно будет отдохнуть по ценам нынешнего сезона.
Нижняя ценовая планка проживания – 1900 рублей. В стоимость входит стандартный номер на двоих с завтраком – “шведский стол” со свежей выпечкой собственного производства.
Самый привилегированный и соответственно самый дорогой номер – президентские апартаменты площадью 160 квадратных метров – в котором большой зал с камином, водопадом, баром и обеденным столом на 12 персон, большая спальня, домашний кинотеатр, джакузи, турецкая мини-баня, душ Шарко, два туалета и… личная горничная. Все это удовольствие обходится гостям в 11 тысяч рублей в сутки.