Индустрия гостеприимства должна стать трендом социально-экономического развития регионов России
Гость редакции — Андрей Майстров, эксперт комитета по индустрии гостеприимства «Деловой России». В прошлом Андрей Владимирович руководил крупным рыбокомбинатом. Возглавлял северный мега-совхоз, который кроме производства мяса и молока вылавливал рыбу, заготавливал пушнину, перерабатывал дикоросы и обустраивал национальные поселения. После возвращения в столицу наш гость строил жилые комплексы в Москве и экзотические деревни в лесной глуши. У Андрея Майстрова богатый опыт путешествий по всему миру.
— Андрей, на чем, на Ваш взгляд, что называется, спотыкается наш внутренний и въездной туризм сегодня?
— Исколесив Европу и Америку, избороздив Индию, поклонившись Святой Земле, я убедился — удивительнее места, чем центральная Россия, на планете нет и быть не может. Только здесь так часто меняются времена года, хранится истинная вера, на необъятных просторах рождаются гении, все испепеляется ходом истории и вновь воскресает из небытия.
Путешествовать люблю в компании с инженерами, музыкантами, маркетологами, короче, с самыми разными людьми. В последнее время к нам присоединилась художница из Берлина и дизайнер из Манчестера. К слову сказать, немку, которая открыла для себя Россию, всё время мучает вопрос, как это в головы бюргеров могла закрасться безумная мысль о возможности завоевания Советского Союза? А англичанин восторгается размерами нашего борщевика и мечтает снять здесь новую версию «Дня триффидов» по роману Уиндема, где ядовитые растения изживают с земли людей…
Чтобы удивлять платежеспособных гостей нужно каждый день изобретать что-то новое, чего нигде нет. Мировая туриндустрия не бежит, а мчится вперед в угоду капризам и «хотелкам» путешественников, она ежедневно вбрасывает новые предложения, меняет формы, направления и тематики. Для нас, отставание смерти подобно. Мы еще о туалетах-то вдоль дорог, о контейнерах для мусора толком не побеспокоились. А Китай, например, недавно заявил на весь туристический мир, что скоро в Поднебесной будут самые современные туалеты, и профинансировали соответствующую программу по этому поводу!
Нам необходимо предвосхищать будущее, предлагать сегодня запросы завтрашнего дня. На недавней конференции в Торгово Промышленной Палате РФ, командор нашей туриндустрии О.П.Сафонов озвучил грустную цифру — по оценке международных экспертов рейтинг туристической привлекательности России находится в четвертой десятке стран мира. Это, при том, что как мы понимаем, львиная доля всего турпотока — гости Москвы и Санкт-Петербурга. Так как, я в далеком прошлом ихтиопатолог, хотя и рыбный, но все же «доктор», рискну поставить такой диагноз состоянию нашего туризма: «Хроническая депрессия, вызванная отсутствием возможности реализации потенциальных возможностей».
— Какой же выход можно найти из создавшейся ситуации?
— Китайская мудрость гласит: «Если хочешь, что бы люди шли за тобой — иди за ними». Сегодня путешественник просвещен и капризен, его нужно слушать, понимать и ублажать. Он хочет быть моден, посещать модные места, потреблять модные услуги у него свои представления о моде, которые могут сильно отличаться от сложившихся традиций нашей индустрии гостеприимства.
Мир охвачен эпидемией, так называемой, кайнэрастии — стремлением к новизне, перемене объектов влечения, смене родов деятельности, знаний и впечатлений. Тот, кто предлагает потребителю товар, удовлетворяющий потребности такого свойства, становится успешным, кто нет — канет в Лету.
В моду входят активный образ жизни, приключения, спорт, здоровье, театр, наука, музыка, национальная гастрономия, созидательное творчество…
— Как же все это учесть, создавая турпродукт?
— Прежде всего, все нужно расставить по местам. Сначала маркетологи — практики, и фантазеры-предприниматели формируют идеологию и стратегию освоения туристического пространства. Потом гиды, рестораторы и отельеры наполняют это существующей или обновленной инфраструктурой сервиса. После этого власть должна сформировать такие предложения инвесторам, «от которых нельзя отказаться». СМИ начинают раскручивать такие программы.
Место становится модным у туристов благодаря многим составляющим — убедительной идеологии, таинственной легенде, выверенной стратегии и инновационной программе наполненной креативными проектами. Есть «Вятское» — Жарова, калужский «Этномир» — Байрамова, липецкое «Скорняково-Архангельское» – Шкрапкина. К сожалению, подобные успешные проекты в России, создаются, зачастую, не благодаря, а вопреки…
Для формирования инновационных турпродуктов, которые можно тиражировать, необходимо привлечь широкое сообщество заинтересованных профессионалов. А почему бы не взять на вооружение Указ Государя Петра «О почтовых станциях» и не обустроить наши бесконечные пути-дороги быстровозводимыми, экономичными и комфортными модульными кемпингами? Эдакими ядрышками, с чайными, буфетами и туристско-информационными центрами, которые связали бы исторические поселения, монастыри и природные красоты в стройные цепочки туристических маршрутов, экотроп. Вот на что, как мне кажется, было бы целесообразно потратиться.
— Недавно вы вернулись из поездки по Липецкой области. С вами были инвесторы, журналисты. Что запомнилось в этом туре?
— Для меня и для многих моих попутчиков знакомство с Липецким краем стало открытием, словно в «кругосветке» побывал! Это уникальный край Придонья, мир легенд и удивительного культурно-исторического наследия.
Уже на въезде в область, в Данковском районе, у Куликова поля, рядом с величественным храмом Дмитрия Солунского ощутили особое настроение. Полуразрушенный храм, ожидающий своего воскресения, навеял много идей: «А что если, последовав опыту современного Рима и Афин, подсветить руинированный памятник, придав ему новый облик. Иллюминация, игра света и тени, благоустроенная территория – место для фестивалей. Возможно, такой подход позволит памятнику заработать на свое возрождение».
В уютном Данкове остановились у купеческого особняка, который умением и трудом рачительного хозяина был превращен из развалин в лучший в городе ресторан-музей «Бальзаминов». Нас пригласили на дегустацию продукции местного сыродела Владимира Борева из Масловки. Сыры по оценке гурманов, не уступают по качеству французским и итальянским.
Ждет возрождения грандиозный архитектурный ансамбль Полибино, где нас встречали чаем с домашними пирожками. В этой дворянской усадьбе с колоннами, основанной выдающимся государственным деятелем и известным меценатом Нечаевым-Мальцевым любили гостить: Толстой, Репин, Айвазовский, Коровин, Поленов, Васнецов, Цветаева, Бенуа и Ахматова! Теперь такая честь представилась и нам. Здесь же располагался первый музей Куликовской битвы, а гениальный архитектор Шухов украсил усадьбу своим чудом инженерной мысли — башней, на которую забрались самые отважные из нас.
Из «полибинской» истории попали в ожившую легенду — усадьбу «Скорняково-Архангельское». Возрожденный бизнесменом Алексеем Шкрапкиным архитектурный ансамбль на берегу Дона привлекает торжественностью белокаменных залов и уютом. Удивляет изысканность блюд и напитков, подаваемых при свечах. Алексей Шкрапкин совершил чудо, превратив заброшенные руины в сказочный мир.
На другой день мы очутились в Голливудском боевике: каньоны с отвесными скалами, парящие в голубом небе гигантские птицы, река в глубоком ущелье – захватывающий дух пейзаж заставил почувствовать себя героем вестерна. Но экскурсовод вернул нас на Липецкую землю, рассказав о «Воргольских скалах» и одном из лучших в мире питомнике охотничьих и хищных птиц заповедника «Галичья гора».
Елец — столица туристско-рекреационного кластера. И снова удивление, как один из самых древних городов южной Руси, пограничная крепость, первой принимающая на себя удары иноземных захватчиков, сумел с такой бережностью сохранить на протяжении столетий свой неповторимый облик, включающий 226 памятников культурно-исторического наследия? Четвертый в России по величине Успенский собор, расписанный выдающимися мастерами, единственная в своем архитектурном стиле Великокняжеская церковь с прилегающим Домом призрения, гимназия в которой учились Нобелевский лауреат И.Бунин и его друг М.Пришвин. История здесь на каждом шагу.
Глава Липецкой области Олег Королев, во время инвест-сессии, на которую нас пригласили, подчеркнул, что в автотуристском кластере «Задонщина» для резидентов действуют льготы по налогообложению. Территория кластера — весь Задонский район — может стать не просто придорожной инфраструктурой для транзитных путешественников, а популярным туристским центром. Губернатор считает, что гостеприимство – станет главным трендом социально-экономического развития всего региона. Я думаю, это правильно: турист, наш главный инвестор!
Текст: Олег Злобин, журнал «Отдых в России»
Фото: Сергей Беляев, Вадим Разумов, Иван Хафизов