Вот уже второй десяток лет фестиваль «Кинотавр» собирает у себя всю элиту российского кинематографа. И для них, и для города Сочи это большое событие. На вопрос: «С чего начинается сочинское лето?» – каждый горожанин с уверенностью ответит: «С «Кинотавра»!»
В этом году участников и гостей фестиваля лето встретило весьма сурово. Весь день 4 июня лил пронизывающий дождь. Так что звезды, прилетевшие в сланцах и шортиках в надежде сразу окунуться в море, были весьма разочарованы.
Одни сразу утеплялись, а другие собирали волю в кулак и смело шли на пляж позировать фотографам в купальниках.
Что ж, такая работа.
К счастью, вечером погода, как по заказу, сменила гнев на милость.
К шести часам, когда все собрались на фотосессию у входа в гостиницу «Жемчужина», тучи окончательно рассеялись, и деятели искусства, облаченные в вечерние туалеты, под восторженные крики собравшихся зрителей один за одним выходили на традиционную синюю ковровую дорожку, ведущую прямо в Зимний театр.
Открытие началось с меткой и саркастичной зарисовки Ивана Охлобыстина, представшего перед публикой в четырех ипостасях – зрителя, режиссера, продюсера и прокатчика. Под музыку из кинофильма «Розовая пантера» на сцену поднялся министр культуры РФ Александр Авдеев. На церемонии открытия Андрей Смирнов получил награду из рук организаторов фестиваля – Федора Бондарчука и Александра Роднянского – «За честь и достоинство». А завершилась церемония показом фильма Авдотьи Смирновой «Два дня» – прекрасной комедии с участием Федора Бондарчука и Ксении Раппопорт, блистательно сыгравших главные роли. На традиционном банкете по случаю открытия шампанское лилось рекой, а стол ломился от закусок и пирогов. Однако знаменитые гости пробыли там не более часа, а затем удалились продолжать вечер в близлежащие кафе – «Дионис», «Иверию», а также в vip-бар Hennessy, куда пропускали строго по ограниченному числу пригласительных.
Там, за закрытыми стенами, в течение всего фестиваля избранные персоны скромно развлекались… Вообще, завсегдатаи «Кинотавра» ностальгируют по тем временам, когда он был местом безудержного веселья представителей киноиндустрии.
До сих пор ходят легенды о «тех» тусовках, «той» атмосфере и «тех» людях.
С появлением Александра Роднянского фестиваль потерял свой развлекательный колорит, зато приобрел статус серьезного и делового мероприятия.
В этом году программа была настолько насыщенна, что приходилось разрываться между кинопоказами и мастер-классами, премьерами и … отдыхом на пляже, нередко жертвуя последним. Что ж, назвался груздем, то есть киноманом, – полезай в кузовок. Однако глядя на коричневую лысину Федора Бондарчука, загоревшую чету Дюжевых и члена жюри актрису Екатерину Вилкову, понимаешь, что компромисс им все-таки найти удалось… Город Сочи на время «Кинотавра» из «тусовочного» перешел в разряд места для тихого семейного отдыха. Знаменитости приезжали в основном парами: телеведущий Владимир Познер, как ребенок, плескался в море вместе с супругой, Борис Грачевский с нескрываемой гордостью обнимал за талию молодую супругу–танцовщицу Анну, демонстрирующую через броские наряды свои выдающиеся загорелые прелести. Иван Охлобыстин прибыл со своей большой и дружной семьей и в перерывах между мероприятиями катал детей на катамаране и кормил мороженым. Екатерина и Александр Стриженовы проводили романтические вечера среди друзей-киношников, а Юлия Снигирь и талантливый кинооператор Максим Осадчий были украшением любой вечеринки и вызывали умиление своим нежным отношением друг к другу. Сыновья Федора Бондарчука и Александра Роднянского представили своих невест.
Но были и одинокие особы. Так, Ксения Раппопорт чуть было не пригласила в качестве сопровождающего на синюю ковровую дорожку … охранника.
«А то как-то и пойти не с кем», – вздохнув, сказала она.
«Кинотавр» – это такой цветник, где по улицам ходят все самые заметные фигуры отечественного кино, без глянца и без грима – настоящие. Десятки зевак каждый день собирались на набережной, откуда хорошо просматривались кафе и терраса, где потчевали знаменитостей. «Смотри, смотри это Гордон пошел – в плавках!».
«А это Воробьев за тем столом сидит, с Акиньшиной, фоткай скорее!».
«Глянь, Фандера!» – «Да нет, ты что, это Ланская», – слышалось то и дело из толпы созерцателей. Утолить свою жажду причастности к «фабрике грез» можно было каждый вечер у Зимнего театра, где в рамках программы «Кино на площади» для широкого круга зрителей показывали новинки и самые яркие премьеры минувшего года.
Надо сказать, что в конкурсной программе фестиваля преобладали фильмы пессимистические и тяжелые.
Чего стоит «Громозека» или, например, «Охотник» Бакура Бакурадзе, получивший, кстати, приз за лучшую режиссуру.
Но самой главной проблемой нашего кино, выявившейся на 22-м «Кинотавре», было отсутствие смысла.
Вроде красиво, вроде и снято правильно, и артисты играют хорошо, но … о чем кино? И здесь кинематографистам было чему поучиться у режиссера Андрея Звягинцева. Его картина «Елена», показанная на церемонии закрытия, стала обнадеживающим исключением.
Многие из профессионалов, сидящих в зале, даже после финальных титров оставались сидеть на своих местах, все еще проживая внутри себя перипетии судеб героев.
А позже, когда многие разбрелись переодеваться к банкету, председатель жюри Александр Миндадзе еще долго делился своими впечатлениями с коллегами.
Но картина была показана вне конкурса, на счастье остальных участников, а иначе наверняка отхватила бы добрую часть призов.
Что касается победителей. Приз за лучшую мужскую роль достался Константину Юшкевичу, сыгравшему в фильме «Упражнения в прекрасном», лучший сценарий написал он же со своими коллегами – Виктором Шамировым и Гошей Куценко, за что вся троица и получила награду. Лучшей актрисой была признана Татьяна Шаповалова за роль в «Охотнике», а лучшим дебютом стал фильм «Бабло» Петра Буслова. Специальный диплом получила Оксана Фандера – «За сочетание красоты и таланта».
На вечеринке по случаю закрытия гостей развлекал Гоша Куценко со своими музыкантами, а стол снова ломился от яств. Участники фестиваля, как и полагалось, гуляли до утра. В пять часов в одном из парков города Сочи была замечена Виктория Боня, а Федор Бондарчук с женой Светланой до рассвета отплясывали в Hennessy-bar.
12 июня, когда гости «отходили» от прощального банкета и спешили в аэропорт, над морем снова сгустились тучи, и к вечеру грянул ливень.
Было ощущение, что сама природа грустит, что все так быстро закончилось.
Не будем обижать природу – надеемся, что в следующем году «Кинотавр» будет еще грандиознее, еще ярче и душевнее! Ну а пока Сочи готовится к Олимпиаде, в городе полным ходом идут строительство и модернизация. Но это вовсе не повод, чтобы отказаться от отдыха на этом удивительном курорте.
Сочи по-прежнему встречает гостей настоящим русским колоритом, мощью, красотой природы и, конечно, приветливыми и доброжелательными людьми. Хочется верить, что в скором времени эти достоинства будут оценены не только российскими, но и мировыми знаменитостями, а город станет излюбленным местом отдыха для путешественников со всего мира.