В 2017 году российские авиакомпании перевезли рекордное количество пассажиров – 100 миллионов! Куда и за какие деньги мы летаем? Корреспондент «комсомольской правды» Юлия Смирнова выяснила это специально для «отдыха в России».
Летом мы случайно встретились в Астрахани с директором одной из крупнейших российских туркомпаний. Я прилетела туда за 6 тысяч рублей «Победой». Он – за 46 тысяч рублей «Аэрофлотом». Эконом-классом. Да, он покупал билет за день до поездки. Да, у него супергибкий тариф – меняй и сдавай сколько хочешь. Да, ему начислят кучу бонусных миль. Но все равно – человек, всю жизнь работающий в туризме, искренне недоумевал: как за полуторачасовой полет можно брать 46 тысяч рублей? И откуда такая разница в ценах? И ведь «Аэрофлот» с «Победой» даже не конкуренты, лоукостер принадлежит национальному перевозчику…
– И как мне внутренний туризм развивать? Какую цену закладывать в стоимость тура, что обещать клиенту?
Что уж говорить про обычных пассажиров! Они скандалят с «Победой» из-за рюкзаков, переплачивают за перевес на стойках регистрации. Паникуют от новостей – мол, теперь даже мобильные телефоны и верхнюю одежду в самолет бесплатно не пронесешь! Паниковали зря, к счастью.
Это с одной стороны. С другой, если взять статистику, внутренние перелеты по России пользуются все большим спросом. И даже дешевеют. Причем статистика такая у разных источников: и официальная, от Росавиации, и у авиакомпаний, и у сайтов, торгующих авиабилетами.
Отечественные авиакомпании с января по октябрь 2017 года перевезли почти 90 миллионов пассажиров, отчитались в Росавиации. По сравнению с прошлым годом – на 19 процентов больше. А по итогам 2017-го чиновники прогнозируют рекордную цифру в 100 миллионов пассажиров.
Получается, при всем сюрреализме цен и стереотипах, что летать по России дорого (вон в Европе лоукостеры по 10 евро билеты продают, а наша «Победа» 2 тыщи за один рюкзак требует!), мы все чаще путешествуем по стране воздушным транспортом. Деваться некуда? Да нет, есть куда – в прошлые-то годы пассажиропоток падал. Или в реальности все не так уж плохо?
Дешевле без чемодана
Статистикой за летний сезон отпусков, когда большинство россиян летит на курорты или в гости к родственникам, поделились эксперты туристического поисковика Aviasales. В июне–августе 2017 года пассажиры платили в среднем 15 297 рублей за билет туда-обратно. На 2,64% меньше, чем летом 2016 года. И это продолжение тенденции – в 2016 году полеты подешевели на 7% по сравнению с 2015-м. У интернет-сервиса Biletix разница более внушительная: средний чек на авиабилеты в 2016 году снизился на 15%. Каждая компания считает по своим продажам, так что расхождения объяснимы. Главное, что тенденция одинакова: перелеты по стране дешевеют второй год подряд.
Это если взять всю страну, «среднюю температуру по больнице». На отдельных маршрутах цены снизились очень заметно. Так, слетать из аэропортов Южного Федерального округа в Санкт-Петербург стало на 24% дешевле, из Северо-Кавказского – на 20 процентов. Авиабилеты с Дальнего Востока на Черное море тоже стали доступнее – пусть и всего на три процента. Слетать с Урала в Крым минувшим летом можно было на 19% дешевле, чем в 2016 году.
В последние годы летать самолетом часто дешевле, чем ехать поездом! По данным того же Aviasales, в июне 2016 года авиабилет из Москвы в Сочи можно было купить за 5700 рублей (самый дешевый вариант, без багажа). А железнодорожный стоил не меньше 7300 рублей! Та же история с дорогой на Черное море из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.
Чем объяснить снижение цен? Уж точно не альтруизмом перевозчиков. Расстояния не изменились, авиационный керосин не подешевел. Цены в первую очередь упали на тех маршрутах, где появились новые игроки – раньше летала одна авиакомпания, теперь две, раньше было две, стало три и так далее. Конкуренция пассажирам на руку: как только на линии появляется новый перевозчик, стоимость билетов снижается примерно на треть. Особенно ярко тенденция проявляется, когда рейсы в тот или иной город запускает «Победа» – при всем непростом отношении пассажиров к единственному отечественному лоукостеру билеты у него и правда дешевле.
Но есть в этих оптимистичных цифрах и лукавство. Поисковики и билетные онлайн-агентства считают те деньги, которые платят за билеты их клиенты. А после введения безбагажных тарифов многие пассажиры покупают «голый» перелет. Действительно, стоит он меньше, чем раньше выходило бы по полному тарифу. Эта сумма попадает в статистику – хоп, полеты по России подешевели! А то, что путешественники потом еще выложили кучу денег за чемодан (кто-то сообразил и докупил багаж заранее, кто-то уже на стойке регистрации в аэропорту), в статистику продавцов не попадает. Как и другие сборы – за выбор места, например.
Тем не менее: для тех, кто готов летать налегке, появилась возможность реально летать дешевле. Для пассажиров, путешествующих с увесистым чемоданом (а в отпуск на пару недель, да еще с детьми, как по-другому?) дорога стоит в лучшем случае столько же, если не больше.
– Да, снижение среднего чека связано с тем, что пассажиры все активнее выбирают более экономичные тарифы, отказываясь от таких традиционных услуг, как провоз багажа или питание на борту. Доля продаж безбагажных тарифов по итогам 2016 года достигла 30%, а количество проданных авиабилетов на рейсы «Победы» увеличилось в три раза, – отметил генеральный директор Biletix Александр Сизинцев.
Ну и кстати: отдых в России – это же не всегда поиски самого дешевого варианта. Кто-то в командировки и в отпуск на отечественные курорты летает бизнес-классом. А это удовольствие, наоборот, стало дороже, подсчитали специалисты туристического сервиса Туту.ру. За полет бизнес-классом из Москвы в Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Краснодар и Екатеринбург пассажиры в 2016 году выкладывали на 20–25% больше, чем в 2015-м. На маршрутах из столицы в Питер и Сочи средний чек вырос на 16–17 процентов. Воздушный вояж в бизнес-классе сейчас стоит в 5–6 раз дороже, чем в экономическом!
Лидирует Крым
Летать по России мы действительно стали чаще – отчеты Росавиации о рекордном пассажиропотоке подтверждают и продавцы билетов. Так, по данным российского интернет-сервиса Biletix, летом 2017 года спрос на билеты по стране вырос на 27 процентов. Доля продаж по внутренним маршрутам составила 63%, на международные перелеты пришлось 37 процентов.
– Результаты летнего сезона по объему продаж авиабилетов вплотную приблизились к докризисным показателям, – прокомментировал Александр Сизинцев.
Вот самые популярные летние воздушные машруты-2017, по данным Biletix: Симферополь (8% от всех продаж), Сочи (5%), Анапа (3%), Санкт-Петербург (1,5%), Минеральные Воды (1,5%).
Разумеется, воздушный транспорт – это не только туризм. В России 60% территории – это места, куда можно добраться только самолетом и вертолетом! Всем – и местным жителям, и туристам. Других дорог просто нет, 28 тысяч городов, поселков, деревень, в которых живет 15 миллионов человек, связаны со всем остальным миром только воздушным транспортом. Это официальные цифры Росавиации. Якутия, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий, Камчатка, многие районы Сибири и Дальнего Востока…
Региональными авиарейсами в 2016 году воспользовались 11,65 миллиона пассажиров. В 2015-м – 11,5 миллиона, а в 2011-м было почти вдвое меньше, 6,82 миллиона. Такой рост, по мнению Росавиации, объясняется двумя факторами. Во-первых, выделяются государственные субсидии для внутренних рейсов. Во-вторых, развивается внутренний туризм – в данном случае экстремальный, экологический, приключенческий.
Субсидии выплачивают, конечно, не самим пассажирам, а авиакомпаниям, выполняющим региональные рейсы. И далеко не всем желающим субсидированные билеты достаются. Скажем, в 2016 году с помощью 8 миллиардов рублей субсидий перевезли 1,5 миллиона пассажиров – из 11 с лишним миллионов. Программ субсидирования было пять: в Крым из регионов и обратно, с Дальнего Востока и Калининграда в Европейскую часть России и обратно, полеты по Приволжскому федеральному округу, а также региональные перевозки – в этой программе участвовало больше всего авиакомпаний, 22.
В 2017 году осталось четыре программы – все, кроме полетов внутри Приволжского федерального округа. И денег выделили меньше, 7,2 миллиарда рублей. По программе субсидирования региональных перевозок деньги выделяют, например, на такие рейсы: Анапа – Кострома, Бугульма – Новый Уренгой, Владивосток – Комсомольск-на-Амуре, Казань – Краснодар, Красноярск – Барнаул, всего больше сотни маршрутов.
– В составе регионального парка России представлены воздушные суда, которые были введены в эксплуатацию 40–50 лет назад. В их числе морально устаревшие Як-40, Ан-24, Ту-134, Ан-26. Они на несколько поколений отстают от зарубежных аналогов по техническим параметрам, – признают в Росавиации.
Еще одна проблема, которая ассоциируется с внутренними рейсами: москвичам хорошо, из Москвы самолеты везде летают, билеты дешевые. А нам сначала до Москвы добраться надо, чтоб в нужное место долететь! Отчасти – чистая правда. Нередко из одного российского региона в другой приходится добираться с пересадкой в Москве. Хотя напрямую было бы ближе. Но рейсов прямых нет.
А вот что касается цен – эксперты Biletix провели большое исследование: сколько платят за авиабилеты жители разных российских городов. Так вот, оказалось, что минимальный средний чек на внутренние рейсы – если летать из Астрахани, Брянска и Екатеринбурга, в пределах 6 тысяч за вояж туда и обратно. А теперь сравните: жителям Чукотки приходится раскошеливаться в среднем на 57 700 рублей, из Улан-Удэ и Владивостока стоимость билетов по стране – порядка 35 тысяч рублей. Это тройка «антилидеров» рейтинга, города с самыми дорогими билетами. Цены – опять же на лето 2017 года (и это средняя стоимость билетов из каждого аэропорта, а не туда).
Новые гавани
Но если сравнивать Россию с соседними странами – увы. Для нас путешествия на самолете куда более дорогое удовольствие. В Aviasales подсчитали стоимость международных перелетов из городов центральной России и из аэропортов ближайших стран: Литвы, Латвии, Украины и Казахстана. Разница – не в нашу пользу. Скажем, за перелет во Францию и обратно россияне платят в среднем 27 700 рублей. А жители Литвы – 9500 рублей. Билет в Израиль нам обходится в среднем в 29 400 рублей, украинцам в 17 400, а жителям Латвии – 13 300 рублей.
Все дело в лоукостерах, считают в Aviasales:
– В Прибалтике даже национального перевозчика Латвии, АirBaltic, можно отнести к бюджетным авиакомпаниям. Вместе с ним на рынке работают Ryanair, ЕasyJet, Wizz Air. Единственным же российским лоукостером остается «Победа».
Зато в России строятся новые аэропорты и реконструируются нынешние. Не то чтоб у нас появились терминалы с садами и бассейнами, как в аэропорту Сингапура. Но тем не менее: в 2016 году начал отправлять и принимать рейсы новый аэропорт «Жуковский» в Москве, сейчас туда летают шесть авиакомпаний. Осенью 2017-го открылся аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону, который строили в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России», а также к чемпионату мира по футболу. Бюджет проекта – 45 миллионов рублей.
Следующей весной должен быть открыт новый терминал аэропорта «Симферополь». Он строится на принципах государственного и частного партнерства: 30% средств привлечены за счет инвесторов, оставшиеся 70 – за счет кредита работающих в Крыму банков. Интересно, что новый терминал не имеет постоянной высоты – она колеблется от 25 до 35 метров в разных точках. Оба фасада – как со стороны привокзальной площади, так и со стороны перрона – криволинейные во всех плоскостях.
Возводят новый аэропорт «Гагарин» в Саратове – завершить должны к 2019 году. В Липецке модернизировали взлетно-посадочную полосу международного аэропорта – теперь там можно принимать крупные лайнеры. И буквально тут же авиакомпания S7 открыла рейсы Москва – Липецк.
«Азимут», новый региональный перевозчик, базирующийся в Ростове-на-Дону, начал летать в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Москву, Самару и Омск. «Саратовские авиалинии» открыли рейс из Перми в Минеральные Воды, а с января 2018 года начнут выполнять полеты в Курск. «Уральские авиалинии» соединили Красноярск и Симферополь… В общем, будем летать!